Выступление "Развитие мелкой моторики детей среднего возраста, посредством использования нетрадиционного приёма обучения - камешков Марблс"
учебно-методический материал
Камешки Марблс – это особый дидактический материал, идущий так сказать от потребностей малышей. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_priyom_-_marbls.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики детей среднего возраста, посредством использования нетрадиционного приёма обучения - камешков Марблс
2 Одной из важнейших задач современности является полноценное интеллектуальное и психофизическое развитие детей дошкольного возраста. Огромную роль в этом развитии играет сформированная мелкая моторика.
3 Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как мышление, внимание, зрительная память, координация, речь, воображение, наблюдательность и двигательная память. 4 Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
5 В настоящее время педагоги используют огромное количество нетрадиционных методов и технологий для развития мелкой моторики детей.
6 Мышление ребёнка находится на кончиках его пальцев. Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики.
7 Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 8 Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить регулярно и в домашних условиях, и в условиях дошкольного учреждения. Начинать необходимо как можно раньше.
9 Все методы, приёмы и технологии развития мелкой моторики хорошо известны, и каждый педагог использует их по - своему.
10 Наше дошкольное учреждение не исключение. В своей работе мы используем традиционные и нетрадиционные методики.
11 Одним из интересных нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики являются игры с использованием камешков Марблс.
12 Вся жизнь ребёнка – это игра. И поэтому процесс обучения и воспитания не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
13 Психолог Мария Владимировна Осорина, в своей в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», говорит о том, что дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. 14 Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребёнком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, 15 предметы совсем непонятного происхождения и назначения.16 Обычно ребёнок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно её изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. 17 И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы. Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс.
18 Камешки Марблс – это особый дидактический материал, идущий так сказать от потребностей малышей. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребёнка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
19 Стеклянный камешек Марблс – далёкий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад 20 служили игрушками для древних людей. Камешки получили своё название от английского «marbls» (то есть мраморные). 21 Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске. 22 Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, жёлуди, совы, морские обитатели и т.д.
23Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные.
Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так, эстетическая привлекательность Марблс усиливает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
24 Игры с камешками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребёнка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. 25 В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки.
26 Камешки Марблс можно использовать в играх с детьми, начиная с 2-3 летнего возраста, но исключительно в индивидуальной работе. Так же размер камешков для малышей отличается. Они более крупные.
27 В средней группе можно играть с детьми небольшими подгруппами, не более 4-5 человек. Перед игрой необходимо каждый раз повторять правила безопасности игры с данными предметами. Их два: нельзя брать камешки в рот, потому что можно проглотить и нельзя кидать камешки, потому что они могут разбиться.
28 Все игры и задания варьируются в зависимости от возраста ребёнка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.
29 В процессе игр с камешками Марблс у детей развивается:
1. правильный захвата шарика кистью и пальцами руки 30
2. элементарная ориентировка на плоскости листа 31
3. мышление, запоминание цвета
4. 32тактильные ощущения, эстетическое восприятие
5. 33 обогащение словарного запаса
6. 34внимание и память, фантазия ребёнка
35 Так же, разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Детей радует великолепие ярких красок, вызывая море положительных эмоций: радость, улыбку, восторг.
36 В процессе организации игр по развитию мелкой моторики с камешками Марблс, мы решили разработать определенную систему использования данного пособия с детьми среднего возраста, согласовав его с комплекнсно – тематическим планированием нашего дошкольного учреждения.
Данная система с работы учитывает возрастные особенности наших детей, 5 ого года жизни, и включает интеграцию всех образовательных областей.
Цель работы: развитие сенсорных эталонов, зрительных функций, и самое главное - мелкой моторики детей.
Камешки Марблс можно использовать в заданиях любой образовательной области.
Например, я использую камешки Марблс для развития речи, при изучении лексических тем.
37 Например: игра «Укрась обувь» Задание: Разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесён рисунок. Назови предметы обуви (сапог, туфли, кеды), обобщи их одним словом - обувь. Какой цвет камешков использовали?
38 В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» я использую различные игры, одной из которых является игра «Хорошо или плохо?!». Детям предлагаются картинки с различными ситуациями, где они с помощью коричневого камешка отмечают, что это плохо, с помощью зелёного и синего камешка, что это хорошо, при помощи прозрачного камешка - надо подумать, здесь может быть несколько вариантов.
Для того, чтобы познавать мир, малышу необходимы новые ощущения.
- Используя камешки, можно: 39
- выкладывать «дорожки» для пальчиков;
- 40 сделать сенсорную коробку, в которой может быть, к примеру большие камни, маленькие камешки, гладкие и шершавые камни и другие различные предметы — отыскивать ручками нужные вам камешки;
- 41 сделать тактильный мешочек с различными предметами, среди которых необходимо найти камешки на ощупь;
- 42 стучать камешками по различным поверхностям — друг о друга, по дереву, пластику, металлу. Выяснить, какой звук звонче, какой ниже, какой звук выдаёт большой камень, а какой маленький.
43 Камешки можно использовать в качестве предметов-заместителей при организации сюжетно-ролевых игр. Их также можно использовать при формировании навыков безопасного поведения на дорогах, в природе, в быту – это и выкладывание маршрута дороги, изображение светофора и т.д. (вариантов множество)
44 В образовательной области «Художественно – эстетическое развитие можно использовать камешки Марбс для поделок. Украшать различные изделия и т.д.
Камешки «Марблс» я широко применяю и в образовательной области «Познавательное развитие»
45 Например, с целью формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, ребятам я обычно предлагаю игру «Мозаика» из Марблс, где им нужно выложить узор по образцу с 46 обязательным использованием шаблонов к заданию и словесным обозначением цвета, формы и величины камушка.
Например, для развития элементарных математических способностей, ребёнку можно предложить: 47
- Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребёнок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
- 48 Из камней можно выкладывать геометрические фигуры. 49 Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
- 50 Ориентировка на плоскости.
51 В физическом развитии я тоже использую камешки «Марблс». Вариантов множество, например, нужно выполнить столько приседаний или прыжков, сколько камешков дети видят на мольберте (такие задания можно использовать во время динамической паузы на занятиях). Можно использовать камешки, как дорожки здоровья во время закаливающих мероприятий.
52Также с целью развития мелкой моторики рук, появления ощущения лёгкости, радости, я учу детей выполнять самомассаж с помощью Марблс. Эта процедура очень нравится ребятам и доставляет им удовольствие.
53 Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Жёлтые, зелёные,
Легкие, тяжёлые.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем камешки считать,
Будем камешки считать
И цвета запоминать.
Громко чётко говорим,
Говорим и не спешим,
камешки в руках сжимаем,
до пяти с тобой считаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.
54 Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребёнка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребёнка.
В моей методической копилке имеется очень богатый и разнообразный практический материал, с использованием камешков Марблс. Сегодня я вас хочу познакомить с некоторыми из них. 55
Например: на картинке изображено обычное плодовое дерево (яблоня).
- Как вы думаете, когда такое дерево можно увидеть? (зимой, ранней весной, поздней осенью). 56 Солнышко пригрело, и на деревьях появляются молоденькие зелёные листики. (Берём зелёные камешки и выкладываем). клик Весной на плодовых деревьях начинают распускаться цветочки, цветочки у нас будут розовым цветом. Наше дерево сейчас тоже зацветёт. (Выкладываем розовые камешки). Наступает лето. клик Во что превратятся наши цветочки? (В маленькие зелёные яблочки). Убираем цветочки, берём маленькие зелёные камешки и кладем туда где были цветочки.
Летом солнышко греет, наши яблочки наливаются, созревают и становятся какими? (Красными). клик Убираем зелёные и ставим красные камешки.
Здесь можно разнообразить задание. Яблоки поспели, и мы их собираем. Кто быстрее справится с этим заданием?
Лето закончилось, наступила осень, листья желтеют. клик (Выкладываем жёлтые камешки). Время идёт, и наши листочки опадают. клик Убираем все камешки. Как называется данное явление в природе? (Листопад).
Осень закончилась и наступила зима, выпал снег. Зимой нет листочков на веточках, но лежит снежок. Каким цветом мы можем изобразить снежок? Давайте выложим на дерево все камешки голубого цвета. (Выкладываем голубые камешки). Зима закончится и снова наступит весна.)
Так же сегодня я хочу поделиться идеей – как быстро и легко тонировать бумагу краской с помощью небольших стеклянных шариков. Мы опробовали с детьми этот способ и нам понравилось!
57 Для этого нам необходимо: картонная коробка с высокими краями или пластиковый контейнер, белый лист бумаги, цветные листы, шарики Марблс, гуашь. 58 Берём ёмкость, например пластиковый контейнер, укладываем на дно подходящий по размеру лист бумаги. На лист выдавливаем краску разных цветов и кладём шарики, а потом вертим ёмкость в разные стороны, шарики «бегают» по листу и рисуют.
59 А ещё можно не выдавливать краску сразу на лист, а наполнить ей, например, формочку для льда и обмакивать в неё шарики, клик а потом их уже выкладывать на бумагу, клик так следы получаются более равномерные, без густых пятен краски на готовом рисунке, клик похожие на паутинку.
Можно контейнер закрыть крышкой и аккуратно встряхнуть, а можно верх коробки закрыть прозрачной плёнкой, крышкой и не опасаться, что шарики могут выскочить, и наблюдать, как они перекатываются, оставляя цветные дорожки.
Так же можно использовать цветную бумагу: взять синий тон и запустить шарик в белою краску – будет зима!
- черный цвет – шарик в жёлтую краску - ночное небо, наклеить ракету, звезды, космос!
- зелёный - цветные шарики – цветочная поляна! И т. д.)
60 В моей копилке есть большое количество картотек игр с камешками Марблс, для разных возрастов. Их можно использовать, в любых видах деятельности, в образовательной деятельности в процессе НОД, в образовательной деятельности в режимных моментов, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
61 Игры с камешками Марблс признаны детскими психологами очень полезными для подрастающего поколения. 62При их использовании наряду с развитием мелкой моторики, у детей обогащается речь, развивается внимание, 63 мышление и творческое воображение, их красивые оттенки пробуждают в ребёнке чувство прекрасного. 64 Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. 65Марблс помогают организовать образовательный процесс легко, продуктивно, 66 с большим удовольствием и пользой для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...
Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»
Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...
Презентация самообразования "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством тестопластики"
Данная презентация содержит в себе следующие данные:-актуальность темы;-основные цели и задачи;-предполагаемые результаты...
Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».
Методическая разработка "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"....
Консультация "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Консультация для родителей...