Средства формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему
Одним из основных средств формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР является сенсорное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_formirovaniya_i_razvitiya_predposylo_k_obucheniyu_gramote_doshkolnikov_s_zpr.docx | 14.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР.
В соответствии с предметом исследования основными средствами формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР являются следующие.
- Сенсорное воспитание.
- Формирование мышления.
- Развитие ручной моторики, подготовка руки к письму.
- Развитие речи.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Развитие основных видов деятельности.
Сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов – представлений, мыслительных операций и мышления в целом, речи и воображения, с другой – оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора – слухового, зрительного, тактильного. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы становятся более дифференцированными и систематизированными. Сенсорное воспитание направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – выслушивания, рассматривания, ощупывания, а также способствует освоению ребенком систем сенсорных эталонов.
Другой важной стороной сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом, что делает данные образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия идет от различения предметов, их свойств, отношений к восприятию на основе образа а затем и к фиксации образа в слове, то есть к появлению образа – представления.
Занятия по сенсорному воспитанию проводятся по нескольким направлениям.
1 Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
Работа по данному направлению осуществляется в следующей последовательности.
- Развитие неречевого слуха: восприятие и внимание к звукам окружающего мира.
- Развитие восприятия и внимания к звучащей игрушке.
- Развитие речевого слуха, восприятие и внимание к речи окружающих людей.
11. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти, подражания, формирование целостного образа предметов.
111. Развитие кожно – тактильного ощущения.
Работа по этим направлениям значима для развития дошкольников с ЗПР на первом и втором годах обучения детей в специальном дошкольном образовательном учреждении. На третьем и четвертом годах обучения акцент в работе смешается на формирование у детей образов – представлений в рамках всех анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности. Задачи сенсорного воспитания особенно актуальны в раннем возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом в развитии сенсорной сферы. Также актуальность данных задач объясняется огромным значением данной работы в развитии всей познавательной деятельности ребенка, в особенности дошкольников с ЗПР.
Данные задачи реализуются в процессе занятий изобразительной, конструктивной и трудовой деятельностью, математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и т.п. посредством дидактических игр и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие предпосылок к обучению грамоте у детей среднего возраста посредством манипуляций с «Мягкой азбукой»
Игровой и занимательный материал, подобранный на каждую букву алфавита,представленный в данном материале, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словесности....
Статья; К вопросу о формировании предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают, что в дошкольном возрасте данная категория детей не справляется с программными требованиям...
Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников
За последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи также влекут за собой грубые ошибки на письме. П...
Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников
Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Формирование предпосылок к обучению грамоте средствами дидактических игр и пособий»
Тема: «Формирование предпосылок к обучению грамоте средствами дидактических игр и пособий»Самообразование – целенаправленная работапедагога по расширению и углублениюсвоих знаний, со...
Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с ТНР
Все родители мечтают о том, чтобы его ребенок не только чисто разговаривал, но и быстро освоил навыки чтения и письма в школе. Но всем известно, что дом без фундамента не построить! И чтобы дети в пер...