Темы недели
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Московкина Наталья Алексеевна

Рекомендации родителям по темам недели по программе "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temy_nedeli.doc949 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу новогодние рамки на прозрачном фоне

Картинки по запросу новогодние рамки на прозрачном фоне

Тема недели:

«Кузбасс – мой край родной»

Родителям  рекомендуется:

Расскажите ребенку:

- в каком крае он живет;

- чем богат наш край (главное богатство нашего края – это люди, живущие в Кузбассе,  своим историческим прошлым,  многообразием растительного и животного мира, полезными ископаемыми, углем);

-  о труде людей, о своей работе, о людях разных профессий, характерных для родного края, о главной профессии – шахтер.

Организуйте для своего ребенка прогулку, поход  или экскурсию по родному городу. Познакомьте его с историческими местами и памятниками, посетите краеведческие музеи, заповедники. При этом необходимо дать ребенку возможность не только воспринимать информацию, но и рассуждать, рассказывать из личного опыта, делиться своими впечатлениями с окружающими. Уделяя время прогулкам, обращайте внимание на красоту города  во все времена года, на чистоту улиц, своеобразие различных домов и дворов.  

Поиграйте с ребенком

Игра “Какой? Какая? Какое?” 

Город в Кузбассе – кузбасский город;

Деревня в Кузбассе – кузбасская деревня;

Кемерово – столица Кузбасса – кузбасская столица;

Губернатор Кузбасса – кузбасский губернатор;

Достопримечательности Кузбасса – кузбасские достопримечательности

Игра “Назови лишнее слово”

Кузбасс – Кузбасс – атлас – Кузбасс;

Шорцы – горцы – шорцы – шорцы;

Шоферы – шахтеры – шахтеры – шахтеры;

Сибирь – богатырь – Сибирь – Сибирь.

Игра «Счет лесных зверей»

1 заяц, 2 зайца, 3 зайца,4 зайца, 5 зайцев

1 лиса, 2 лисы, 3 лисы, 4 лисы, 5 лис

1 волк, 2 волка, 3 волка,4 волка, 5 волков

1 медведь, 2 медведы,3 медведя, 4 медведя, 5 медведей

1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей

1 лось, 2 лося, 3 лося, 4 лося, 5 лосей

Игра «Один-много»

Лиса - лисы

Волк - волки

Заяц - зайцы

Медведь - медведи

Ёж - ежи

Лось - лоси

Игра «Подскажи словечко» с мячом

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми»

У человека — рот, а у животных – пасть. У человека — лицо, а у животных – морда. У человека — зубы, а у животных – клыки. У человека — живот, а у животных – брюхо.

У человека — ногти, а у животных – когти. У человека — руки, а у животных – лапы. –

Словесные  игры:

-  «Большое,  маленькое»

Елка – елочка

Рябина – рябинка

Береза – берёзонька

- «Чей листок?»

Лист березы – березовый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

 

Прочитайте ребенку

Люблю, Кузбасс, твои просторы
И красоту лесных озер, 
И шорскую тайгу, и горы,
И дымом пахнущий костер,
И на рассвете - травы в росах,
И на закате – тишину,
Твою чарующую осень
И благодатную весну.
Кузбасс былинный, величавый, 
Одной мы связаны судьбой. 
Седые Писаные скалы
Оберегают твой покой.
Кузбасс, Кузбасс – моя держава,
Мой отчий дом, мой край родной!

В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края   - это источник любви к Родине. Но нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить свой родной край,  а следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Ро

Лексическая тема

«Профессии»

1.      Рассмотрите вместе с ребенком картинки. Познакомите его с названиями профессий. Закрепите в словаре обобщающее понятие «профессии».

2.      Расскажи, кем работаете и чем занимаетесь на работе.

image004.gif

image012.gif

3.      Упражнение «Угадай профессию».

 Послушай слова-действия. Покажи и назови соответствующую профессию на картинке.

Лечит людей (кто?) — ...

Воспитывает детей в детском саду (кто?) — ...

Водит машины, автобусы (кто?) — ...

Продает товары (кто?) — ...

Учит детей в школе (кто?) — ...

Строит дома (кто?) — ...

4.      Упражнение «Подбери действия»:

 Назови как можно больше слов-действий.

Карандашом, кистью (что делают?) — ...

Ножницами (что делают?) — ...

Расческой (что делают?) — ...

Лопатой (что делают?) — ...

Метлой (что делают?) — ...

Иголкой (что делают?) — ...

5.      Упражнение «Кто чем работает?» 

Назови профессии людей, изображенных на картинках и соедини их линиями с предметами, которые понадобятся им

image014.gifimage016.gifimage018.gif

image020.gif

6.      Упражнение «Назови профессию». 

Ответь на вопросы по образцу. Образец: Кто играет на музыкальных инструментах? — Музыкант. На музыкальных инструментах играет музыкант.

Кто работает с фотоаппаратом?

Кто работает метлой?

Кто работает кистью?

Кто работает за компьютером?

7.      Упражнение «Четвертый лишний»: 

Послушай слова. Выдели лишнее слово и объясни, почему оно лишнее.

Шофер, машина, пожарный, милиционер.

Пилит, лечит, стругает, сверлит.

Подметает, расчищает, убирает, варит.

Ножницы, расческа, шампунь, бинт.

Отрезает, взвешивает, подстригает, упаковывает.

Градусник, шприц, врач, вата.

8.      Упражнение «Нелепицы». 

Послушай предложения. Исправь ошибки.

Сапожник шьет одежду, а портной шьет обувь.

Продавец выдает книги, а библиотекарь продает книги.

Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы.

Учитель лечит больного, а врач учит учеников.

Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

image022.gif

9.      Послушай рассказ и закончи предложения.

 Объясни, почему все профессии одинаково важны.

Однажды Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.

- Я буду врачом, — сказала Таня, — Ведь врач — самая главная профессия, потому что... (он лечит людей).

- А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он... (строит больницы) — ответил сестре Ваня.

- Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если ...(повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать), — сказала Таня.

- Значит, главнее повара продавец. Если он... (не продаст продукты, то повар не приготовит обед), — подумав, заметил Ваня.

- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?

- Его вылечит... (врач) — уверенно ответил Ваня.

— Так кто же тогда главнее? — растерянно спросила Таня.

Загадку разрешила мама, вернувшаяся с работы.

— Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что... (приносят пользу людям) — сказала мама.

10. Выучите  стихотворение.

Почтальон

Ждет письма мой старший брат,

Я журналу буду рад,

Папа ждет газету.

Где же взять все это?

Принес нам это он -

Наш знакомый почтальон.

               В. Нищев

Кровельщик

То не град, то не гром –

Кровельщик на крыше.

Бьет он громко молотком –

Вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нем.

                  В. Степанов

Лексическая тема

 «Москва - столица России»

Побеседуйте с ребёнком.

Россия – это страна, в которой мы живём.

Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира.

-Какие народы проживают в России?

-Какой город  является столицей нашей  Родины?

Глава Российского государства – Президент. Скажи, как его зовут  (фамилия, имя, отчество).

- Почему мы называем  Россию Родиной?

- Почему мы зовём Россию Матушкой?

Расскажи, кто изображён на гербе России?

Очертание какого старинного доспеха напоминает герб?

Что ты можешь сказать об орле? Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу.

Орёл – гордый, свободный,…

 Флаг, как и герб, - символ государства.

- Какого цвета полосы на флаге России?

Нарисуй и раскрась флаг России.

- Какое значение на Руси имел красный цвет?

 Прочитайте (спойте) ребёнку гимн России. Побеседуйте с ребёнком. Помогите ему ответить на вопросы.

- В каких случаях исполняется гимн России?

- Назови авторов стихов и музыки гимна России.

 Автор пишет о России: священная, любимая, родная.

- Какие из этих слов выражают любовь поэта к Родине?

- Какие слова выражают чувство гордости за Родину?

- Какие поэтические слова нашёл автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?

Дети должны знать:

  • Как называется столица;
  • Какие в ней находятся достопримечательности, чем она знаменита;
  • В чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка.

 

Словарь: Москва, столица, Красная площадь, мавзолей, Кремль, Дворец съездов, правительство, президент, флаг, гимн, площади, скверы, проспекты, улицы, памятники учёным, поэтам, писателям, композиторам, космонавтам, Большой театр, московский зоопарк, храмы, музеи, выставки, цирк, метро, эскалатор, двор, дом, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, церковь, библиотека, университет, стадион, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин, достопримечательности.

 Признаки: главная, величественная, златоглавая, торжественная, красивая, московская, столичная, праздничная, чистая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний.

Действия: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, убирать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, работать, собираться, изучать, основал.

Задания

Образование прилагательных в сравнительной степени

 Высокий — выше, широкий — шире, красивый — красивее, мягкий — мягче, удобный — удобнее, тонкий — тоньше, низкий — ниже, медленный — медленнее, теплый — теплее, чистый — чище.

 

Образование наречий «Назови по образцу»

Теплый — тепло, удобный — удобно, чистый — чисто, широкий — широко, холодный — холодно, тонкий — тонко, осторожный — осторожно, низкий — низко, грязный — грязно, медленный — медленно.

«Назови ласково»

Улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, сквер — скверик, двор — дворик, адрес — адресок.

«Один — много»

 Город — города — городов, улица — улицы — улиц, вокзал — вокзалы — вокзалов, площадь — площади — площадей, театр — театры — театров, магазин — магазины — магазинов, проспект — проспекты — проспектов, бульвар — бульвары — бульваров, сквер — скверы — скверов, школа — школы — школ, храм — храмы — храмов, библиотека — библиотеки — библиотек, аптека — аптеки — аптек, москвич — москвичи — москвичей.

Игра «Подбери слово»

  • московская (что?)…,
  • московский (что?)…,
  • московское (что?)….

 

 Поиск антонимов «Скажи наоборот» 

Эта улица узкая, а эта ... (широкая), 

эта дорога длинная, а эта ... (короткая), 

эта речка мелкая, а эта ... (глубокая), 

эта школа близкая, а эта ... (далекая), 

эта тропинка прямая, а эта ... (кривая), 

этот дуб молодой, а этот ... (старенький), 

этот путь далекий, а этот ... (близкий), 

этот мост высокий, а этот ... (низкий). 

Пословицы

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Москва — сердце России.

Человек без родины — соловей без песни.

Прочитайте детям стихотворение

Москва (Фёдор Глинка)


Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных —
Это матушка Москва!

Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана-звонаря?

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернёт?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Прочитайте ребёнку рассказ Ушинского   «Наше отечество».

   Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней родились, жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её, потому что в неё мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Тематическая неделя

«Человек. Забота о своем здоровье».

Рекомендации для родителей

      Дети должны усвоить: название основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; пространственные направления (вверх  - вниз, спереди – сзади, направо – налево, вперед – назад).

Поиграйте с детьми:

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Что на голове?

- Что на лице?

- Что на руке?

- Что на ноге?

- Что на туловище?

«Сосчитай до 5»

Палец, ухо, рука, нос, глаз

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: предложите ребенку назвать как  можно больше слов-действий:

Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть, рассматривать, читать…

Нос нужен для того, чтобы… .

Язык нужен для того, чтобы… .

Уши нужны для того, чтобы… .

За волосами ухаживают так: их моют, расчесывают, вытирают, сушат…

За зубами ухаживают так: … .

За лицом ухаживают так: … .

Упражнение «Один – много»

(глаз – глаза, ухо – уши и т.д)

Нос - …         палец - …    рука - …    рот - …    нога - …    лоб - …

Назови ласково                                                                        

Рука – ручка,     Нога – … ,  Лоб –…, Живот –…, Палец –…,  Нос –…., Уши –… Щека –…, Брови –…, Язык –…

Что лишнее?

Ноги, руки, платье, туловище.

Лоб, рот, нос, рука.

Хвост, морда, плечи, лапы.

Какое слово отличается от других?

Рот, рот, крот, рот.

Уши, уши, ужи, уши.

Палец, палец, танец, палец.

Подбери действие

Что можно делать:

- глазами – глядеть, читать, …, руками –…., ногами –…., зубами –…, языком –…, губами -…, головой –…., пальцами –…

Хитрые вопросы

Как ты думаешь, что случится, если человек перестанет:

- умываться –

- чистить зубы –

- есть –

- пить –

- гулять –

Хитрые вопросы

Как ты думаешь, что случится, если человек перестанет:

- умываться –

- чистить зубы –

- есть –

- пить –

- гулять –

- расчесывать волосы –

Подбери действие

Что можно делать:

- глазами – глядеть, читать, …,  руками –…, ногами –…, зубами –…, языком –…, губами -…, головой –…., пальцами -….

Когда так говорят?

Глаза боятся, а руки делают.

Одна голова хорошо, а две – лучше.

«Назови большой и маленький»

Зуб – зубик – зубище

(глаз, нога, голос, рука)

Игры малой подвижности

«Пропавшие ручки»

Взрослые показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)

Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)

У меня пропали ножки. (Присаживаются.)

Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.

Дыхательная гимнастика

«Часики».

Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». (6 р.)

«Дудочка».

 Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать выдох с произношением звука «п-ф-ф-ф-ф». (11 р.)

Загадки

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)

Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
(Зубы)

Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо,и хлеб —
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю.
(Рот, зубы)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Не сеют, не сажают – сами вырастают.
(Волосы)

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле
(Ушки)

Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Ручки)

Пять братьев —
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

У двух матерей
По пяти сыновей,
И одно имя всем.
(Рука и пальцы)

Пять братьев, —
Годами равны,
А ростом — разные.
(Пальцы)

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)

У Алешки – копной,
У Аленки – волной.
(Волосы)

Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки.
(Веснушки)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)

Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Зубки)

Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Зубки)

Почитайте с детьми:

-  "В честь Андрея", "Машеньки", "Любочки", "Сонечка", "Катя"- А. Барто;

- "Большой я или нет?" - Е. Ушана, "Мне 5 лет" - Е. Долиновой,

 - "Вот когда я взрослым стану" - З. Приходько,

- "Как Маша стала большой" - Е. Пермяка,

 - "Митя - сам" - Э. Маяковской,

- "Наташа хозяйничает" - З. Александровой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Рекомендации родителям по теме недели.Тема «НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ»

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный ...

Комплексно-тематическое планирование МАДОУ детский сад № 2 «Росинка» Тема месяца: Апрель «Пришел апрель, на дворе звенит капель» Тема недели: Витамины для здоровья (неделя здоровья)

Воспитывать дружеские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.Расширять представления о полезной и вредной пище, об ...

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль.Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Семейные праздники - Масленица".

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль. Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Се...

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели  «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...