Перспективны план
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Бахтеева Людмила Александровна

Перспективный план по Развитию речи во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

месяц

Тема, Задачи

Оборудование, материалы

Источник

СЕНТЯБРЬ

1

«Пересказ сказки «Курочка Ряба».

Задачи:

- учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого;

- развивать умение ориентироваться на признаки объекта;

- уточнить и закрепить правильное произношение звука [а], учить четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах;

- развивать речевое дыхание.

Настольный театр «Курочка Ряба»; игрушки (гусь, лягушка)

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 16

2

Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха.

Задачи:

-  подвести к составлению короткого описательного рассказа об игрушке;

- учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества;

- уточнить и закрепить правильное произношение звука [у] (в звукосочетаниях, словах); учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком; научить определять наличие звука

(у) в словах.

Игрушки (поезд – паровоз с вагонами, корова, кукушка, петух).

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 18

3

Описание игрушек – котенка, жеребенка, мышонка.

Задачи:

- учить составлять совместно с воспитателем небольшой (два – три предложения)  рассказ об игрушке;

- учить образовывать наименования детенышей животных; объяснить значение слов, образованных с помощью суффикса – онок;

- учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький);

- уточнить и закрепить правильное произношение звука [и] (в звукосочетаниях, словах);

- учить регулировать высоту голоса.

Домик- ширма; игрушки (лошадь, жеребенок, мышка и мышонок, кошка и котенок).

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 20

4

Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом».

Задачи:

- учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы (по картине) и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ;

- учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (строит – строят, играет – играют, везет – везут);

- закрепить правильное произношение звуков (а), (у), (и), изолированных и в словах, учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко; развивать речевой выдох.

Картина «Мы играем в кубики, строим дом» (9, рис.1), игрушки (кукла, паровоз, жеребенок, султанчики).

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 23

ОКТЯБРЬ

1

Описание внешнего вида куклы Оли.

Задачи:

- учить рассматривать предметы, сформировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ;

- учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать  существительные и прилагательные в роде, числе;

- уточнить и закрепить правильное произношение звука (о) (изолированный, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на наличие звука (о) в словах.

Кукла – блондинка в платье, туфельках, носочках, на голове бант; кукла – брюнетка в брюках, кофточке, туфельках другого цвета, носочках; игрушки: Доктор Айболит, ослик.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 25

2

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем.

Задачи:

- учить составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ;

- учить правильно называть игрушки, их качества (цвет, величина), формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий – низкий), согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе;

- уточнить и закрепить правильное произношение звука (э) (изолированный, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на слова с этим звуком.

Игрушки – грузовая машина, медвежата (белый и черный), коза; елки разной величины; куклы – мальчик и девочка.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 29

3

Составление рассказа об игрушках – котенке, зайчонке.

Задачи:

- учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы;

- учить образовывать уменьшительно -  ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями на картинках;

- уточнить и закрепить правильное произношение (ы), учить правильно произносить ы в словах, четко и достаточно громко произносить чистоговорку с этим звуком.

Игрушки – мышка, котенок, зайчонок, по 3-4 утенка, лягушонка (возможно замена: 3-4 мышонка или козленка) или картинки – один мышонок и много мышат, один лягушонок и много лягушат; картинка – дом с трубой, из трубы идет дым.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 31

4

Описание игрушек – козлика, ослика, парохода.

Задачи:

- учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке;

- показать образование формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай), познакомить с антонимами;

- закрепить правильное произношение звуков, учить четко произносить их в словах и различать на слух; различать слова, близкие по звучанию; вслушиваться в речь воспитателя, развивать речевое дыхание (продолжительный выдох через рот).

Игрушки (медвежонок, пароход, козлик, мишка); султанчики; горка, выполненная из строительного материала.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 35

НОЯБРЬ

1

Пересказ сказки «Репка».

Задачи:

- учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»;

- учить правильно по смыслу называть качество предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных;

- закреплять правильное произношение звука (м), учить дифференцировать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса (произнесение звукоподражаний на низких и высоких нотах), обратить внимание на наличие звука (м) в словах.

Настольный театр «Репка»; игрушки (кошка, котенок, мышка, медвежонок).

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 38

2

Описание предметов одежды куклы Оли.

Задачи:

- учить составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением;

- учить правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет;

- закрепить правильное произношение звуков (п) – (п,); учить отчетливо и достаточно громко произносить слова с этими звуками. Обратить внимание на наличие (п) в словах.

Кукла и одежда для нее (пальто, шапка, шарф, варежки, рейтузы, ботинки, кофта, платье); Петрушка; картинки – пальто, платье, пирамидка, поезд.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 40

3

Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке.

Задачи:

- учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке;

- учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов (поскачи, поезжай); использовать предлоги в, на, под, около, перед;

- закреплять правильное произношение (б) – (б,), учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: барабана, бубна, балалайки.

Грузовая автомашина, бубен, барабан, балалайка; мишка, мышка (персонажи занятия 8)

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 43

4

Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке, мышке.

Задачи:

- учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ;

- закреплять в речи названия известных им животных; учить использовать слова, обозначающие качества, действия;

- закреплять правильное, отчетливое произношение звуков [м]-[м,], [п]-[п,], [б]-[б,] в словах и фразах; учить различению на слух звукоподражаний; учить выражать просьбу вежливо, регулировать силу голоса.

Игрушки – кошка, корова, коза, барабан, мышка, мишка, пирамидка, матрешка, паровоз, баран, лягушка, утята, зайчата, котята.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 45

ДЕКАБРЬ

1

Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»

Задачи:

- учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; составлять рассказ вместе с воспитателем;

- закреплять в активном словаре названия предметов одежды, качеств (величина, цвет); учить использовать слова с противоположным значением (тепло – холодно, широкий – узкий);

- закреплять произношение звуков [т] - [т,], учить произносить звукосочетание (топ- топ – топ) в различном темпе, с различной громкостью.

Картинка «Катаемся на санках» (9, рис.2); игрушки – большой медведь, медвежонок, барабан.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 47

2

Описание кукол Даши и Димы

Задачи:

- учить составлять рассказ по вопросам воспитателя;

- учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать существительные с прилагательными в роде;

- закреплять произношение звуков [д]-[д,].

Пары предметов: куклы (большая и маленькая), мячи (большой и маленький, разного цвета), два ведерка (разного размера и цвета); дудочка, колокольчик.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 49

3

Проведение игры «Что в мешке у Буратино».

Задачи:

- учить правильно употреблять в речи названия качеств предметов (цвет, величина); отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ;

- упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе;

- закреплять правильное произношение звуков [н] - [н,].

Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята; Буратино, качалка – лошадь, мешочек.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 52

4

Составление описательного рассказа о животных по картинкам.

Задачи:

- учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух – трех предложений;

- закреплять в речи названия знакомых животных, игрушек, их качеств (цвет, величина, детали);

- закреплять правильное произношение звуков [т] - [т,], [д] –[д,], [н]- [н,]; учить говорить с разной силой голоса; обратить внимание детей на вопросительную интонацию.

Барабан, дудочка, колокольчик, кукла, разборный домик; картинки (примерный набор): петух, баран, лошадь, свинья, утка, утята, лягушонок, цыпленок, ведро, матрешка, лопатка.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 55

ЯНВАРЬ

1

Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок».

Задачи:

- учить правильно отвечать на вопросы воспитателя; воспроизводить содержание сказки «Цыпленок» К. Чуковского по вопросам;

- закреплять произношение [к] - [к,]; учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этим звуками.

Игрушки – курица, цыплята, петух, черный кот; фланелеграф с фигурками персонажей сказки

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 57

2

Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки».

Задачи:

- учить составлять рассказ по картинке («Троллейбус и игрушки»), ориентируясь на образец, предложенный воспитателем;

- учить правильно называть предметы, изображенные на картине, давать описания игрушек, называя их цвет;

- закреплять правильное произношение звуков [г] - [г,].

Картина «Троллейбус и игрушки» (9, рис.5); картинки – гусь, голуби.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 59

3

Составление описательного рассказа об игрушках – пароходе, лисе, петухе.

Задачи:

- учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках;

- активизировать употребление прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных;

-  закреплять правильное произношение звука [х], обращать внимание детей на наличие этого звука в словах.

Игрушки - петух, лиса, пароход; пары предметов, разных по величине и цвету: пирамидки, ленточки,  

матрешки, флажки, грибки, кубики.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 61

4

Проведение игры «У Кати день рождения»

Задачи:

- учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках;

-  учить пользоваться словами, обозначающими качества и действия, промежуточные признаки; обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу;

- закреплять правильное  произношение звуков [к], [г], [х] ([к]', [г]', [х]'); учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

Картинки (примерный набор): курица,

петух, голубь, кошка, коза, корова, гусенок, козленок,  

котенок, кукушка; игрушки для игры в магазин.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 63

ФЕВРАЛЬ

1

Составление описательного рассказа об игрушках – лисенке, медвежонке.

Задачи:

- учить детей по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ;

-  активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов; учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки;

- закрепить правильное произношение слов со звуком [и], йотированными звуками: я, е, ё, ю.

Игрушки - медвежонок, лисенок (разного размера);

картинки: змея, еж, елка, муравей.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 66

2

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Задачи:

- учить детей составлять рассказ с помощью воспитателя;

-  учить детей правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов;

-  закреплять правильное произношение звуков [ф], [ф’] учить плавно, протяжно, на одном выдохе произносить этот звук.

Куклы: девочка (на ней фартук, теплая

кофта, платье, туфли), мальчик; игрушки: собака, два флажка (разного цвета и размера), две конфеты (большая и маленькая), кукольный шкаф.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 69

3

Описание овощей и фруктов.

Задачи:

- учить детей составлять описание предмета;

-  упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи детей прилагательные (в том числе

антонимы);

-  закреплять правильное  произношение звуков [в], [в']; учить детей произносить этот звук длительно, на одном выдохе.

Игрушечный зайчонок, морковь, огурец, яблоко,  

помидор, мешочек.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 72

4

Составление сюжетного рассказа о кукле Фае и Феде.

Задачи:

- учить детей составлять рассказ вместе с воспитателем и самостоятельно;

-  учить использовать в речи слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде;

- закреплять правильное произношение звуков [ф], [ф'], [в], [в'], учить слышать эти звуки в словах, выделять их голосом; регулировать силу голоса (громкость речи).

Куклы: девочка, мальчик; две собаки, два флажка, конфеты  по 2 шт.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 74

МАРТ

1

Пересказ сказки «Козлята и волк»

Задачи:

-  учить пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк»;

-  приучать детей отчетливо и правильно произносить звук [с], изолированный и в словах.

Настольный театр к сказке «Козлята и волк»; картинка: осы.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 77

2

Описание предметов посуды

-  учить детей составлять вместе со взрослыми короткий рассказ;

-  учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции; знакомить с производными словами (сахар —  

сахарница и т. п.);

-  закреплять правильное  произношение звука с, учить детей определять на слух наличие и отсутствие данного звука в словах.

Две чашки, два блюдца, чайные ложки,

мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница с  

салфетками, конфетница, две большие куклы (мальчик и девочка);

картинки: стул, стол, валенки, пальто.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 78

3

Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов.

Задачи:

-  учить детей составлять вместе с воспитателем короткий рассказ;

-  учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении  пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному  употреблению формы родительного падежа существительных  

(ручки — ручек, ножки — ножек);

-  закреплять правильное произношение звуков [с], [с'], учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью.

Кукольная мебель: стол, стул, шкаф, кровать; кукла, игрушечные животные: утята, котята, зайчата.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 81

4

Рассказывание на тему из личного опыта.

Задачи:

- учить составлять вместе, с воспитателем короткий рассказ (2—3 предложения) на тему из личного опыта детей;

-  активизировать в речи детей прилагательные и глаголы;

-  закреплять правильное  произношение звуков [с], [с]', приучать детей слышать и выделять звук [с] в словах, произносить фразы с различной громкостью.

Игрушки: собака, кошка, медведь; картинки: самолет, лиса, дом, елочки.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 83

АПРЕЛЬ

1

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Задачи:

-  учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине;

-  активизировать в речи детей  прилагательные и глаголы;

-  воспитывать умение правильно и отчетливо произносить звук [з] в словах и предложениях.

Картина «Кошка с котятами» (Развитие речи в картинках. Животные. М. 2011, рис. 1).

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 85

2

Составление рассказа по картине «Куры»

Задачи:

-  учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ по картине;

-  учить детей правильно называть изображенное на картине, обогащать их речь прилагательными, глаголами;

-  закреплять правильное произношение звуков [з], [з'].

Картина «Куры» (Развитие речи в картинках. Животные. М. 2011, рис. 2); кукла, заяц.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 87

3

Составление описательного рассказа о животных по картинкам

-  учить детей составлять короткие рассказы по картинке;

-  закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных —  названий детенышей;

-  учить детей отчетливо  произносить звуки [з], [з'], выделять эти звуки из слов.

Картинки комара, животных и их детенышей: кошка, котенок,  

собака, щенки и др. (Картинки лежат в конверте.)

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 90

4

Составление описания по предметной  картинке.

Задачи:

-  учить детей составлять короткие рассказы по картинке;

-  учить детей четко и ясно произносить звук [ц], выделять этот звук на слух; закреплять правильное произношение звуков [с], [з]; учить регулировать темп речи.

Петрушка; индивидуальные картинки с изображениями животных, в названиях которых есть звуки с,

з, ц (курица, цыплята, собака, слон, заяц, коза, козленок и

т. п.);.набор картинок: яйцо, цветы, кольцо, пуговицы, мыло, лопата, лейка.

«Развитие речи детей 3-5 лет». Ушакова О.С., 2014г. С. 91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....