Конспект НОД
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Джабраилова Алевтина Васильевна

НОД «СЕМЬЯ»

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, её членах. 

Задачи: 

Образовательные: Учить правильно называть членов семьи. Дать понятия «родственники», «семья». 

Развивающие:
Систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; Объяснить смысл пословицы: «Не нужен и клад, если в семье лад»


Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. 

3. РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью.
Методы организации: наглядные: рассматривание сюжетной картины;

словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;

игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «СЕМЬЯ»

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, её членах. 

Задачи: 

Образовательные: Учить правильно называть членов семьи. Дать понятия «родственники», «семья». 

Развивающие: Систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; Объяснить смысл пословицы: «Не нужен и клад, если в семье лад»


Воспитательные: Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. 

3. РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

-активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

- учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;

-учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

-побуждать согласовывать действия с речью.
Методы организациинаглядные: рассматривание сюжетной картины;

словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;

игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение.

Оборудование: плакат «семья», мяч, иллюстрации «Возраст и пол людей», фотографии с членами семьи (генеалогическое дерево), нарисованный ребус «7Я»


Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация, Коммуникация, Художественное творчество. 

Предварительная работа: 

1.Изготовление генеалогического дерева.

2.Заучивание фамилии, имени, отчества родителей. 

3.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» 

4.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье. 

4.Рассматривание семейных альбомов. 

5.Объяснение лексического значения слова «лад».

6.Сбор семейных фотографий.


ХОД  НОД

Воспитатель: -Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся с гостями (дети здороваются). Дети  встают в круг.

   Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружке. Мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение, и я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту, радость от нашей встречи!

- Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.(проходим на свои места)

Воспитатель: - Сегодня мы с вами …..Ой, а кто ты?

За ширмой находится кукла Буратино, рассматривая ребус 7Я.

Буратино: -Здравствуйте всем. Я Буратино.

Воспитатель:-А что ты здесь делаешь?

Буратино:- Да вот, Мальвина задала мне какую-то загадку, сказала, что это какой-то- там ре…,ре…

Воспитатель: - Ребус?

Буратино: - Да он самый РЕБУС, и если я его отгадаю, то она мне даст конфеточку, вкусненькую. А я не могу сам её разгадать, поэтому решил обратиться к вам за помощью.

Воспитатель: - Ну что ребята, давайте поможем Буратино разгадать этот ребус. (дети помогают отгадать ребус)

Буратино: -  Спасибо, оказывается это очень просто отгадывать ребусы. Только я не знаю что такое «семья».

Воспитатель: - Оставайся с нами, и мы расскажем, что такое семья.

Буратино:- Спасибо, я с удовольствием останусь с вами, моя конфетка, никуда не денется, я ведь разгадал ре.. ребус.

Воспитатель: - Давайте расскажем Буратино о вашей семье, о том, как вы живете. Но (обращаясь к Буратино) наши рассказы будут не простыми, а загаданными, так что тебе и вам дети нужно будет внимательно слушать рассказ.

1 ребёнок:       В мире нет её роднее. Справедливей и добрее. 
                        Я скажу, друзья вам прямо — 
                        Лучше всех на свете… (мама) 

2 ребёнок: .Кто же трудную работу 
                      Может делать по субботам? — 
                      С топором, пилой, лопатой 
                       Строит, трудится наш... (папа) 

3  ребёнок: .Кто любить не устает, 
                         Пироги для нас печет, 
                         Вкусные оладушки? 
                        Это наша... (бабушка) 

4  ребёнок: .Кто всю жизнь работал, 
                        Окружал заботой 
                         Внуков, бабушку, детей, 
                        Уважал простых людей? 
                           На пенсии уж много лет 
                       Нестареющий наш... (дед) 

5  ребёнок: .Кто веселый карапузик — 
                          Шустро ползает на пузе? 
                         Удивительный мальчишка — 
                          Это младший мой... (братишка) 

6  ребёнок: Кто любит и меня, и братца, 
                          Но больше любит наряжаться? — 
                           Очень модная девчонка — 
                           Моя старшая...(сестра)

Буратино: - Мне кажется я что-то вспомнил, мне Мальвина тоже говорила про семью… Ах вот, смотрите …(Буратино переворачивает ребус 7Я, на обратной стороне которого изображён дом и семья бабушка, дедушка и т. д.)

Работа по сюжетной картине.

Воспитатель:

- Что вы видите на картине? ( Это дом.)

-Назовите людей, живущих в этом доме. (Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик)

-Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это родственники.)

- Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья.)

- Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

- Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.)

- Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка)

- Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)

- Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.)

- Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра.)

- А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.)

- А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители)

- Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка)

- А кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын)

Игра «Собери цепочку»

Воспитатель: - Я вижу, что вы знаете, что такое семья  и всех членов семьи. Предлагаю такую игру, мы делимся на две команды и раскладываем иллюстрации согласно возрасту и полу. ( у каждой команды по два набора карточек)

- младенец – девочка –– школьница –мама – бабушка;

- младенец – мальчик –школьник– папа – дедушка.

Воспитатель: -Молодцы, справились с заданием.

Физминутка «Семья »

- А сейчас, давайте вместе, выполним семейную зарядку:

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель: - Семьи бывают маленькие и большие, маленькая семья - папа, мама, я ,а большая семья ? (мама, папа ,я, сестра, брат, бабушка, дедушка). Правильно ребята, семья нужна каждому из нас, ведь в семье уважают друг друга, помогают, друг другу поддерживают, заботятся друг о друге. Много пословиц и поговорок есть о семье. Кто-нибудь из вас знает пословицы или поговорки о семье? (дети рассказывают)

- Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Нет ничего важнее, чем хорошие добрые отношения между членами семьи. Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.)

Буратино:- Оказывается, что семья это просто замечательно. В моей семье живет папа Карло, сверчок и крыса Шушера. Папа у меня такой… ну такой..

Воспитатель: - Что Буратино, не можешь подобрать слов? Сейчас дети тебе помогут, правда, ребята?

Дидактическая игра «Кто, какой?» (игра с мячом)

- Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.

Дети встают в круг, воспитатель передаёт  мяч, а ребёнок называет слово, передаёт мяч дальше.

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Буратино:- Теперь я знаю, какой мой папочка - сильный, смелый, умный, а главное Любимый.

Психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях)

- Ребята, я знаю, что все вы  тоже очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок -улыбнитесь, а если это плохой поступок – сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

- Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

- Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)

Сын подрался во дворе.

- А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

Составление генеалогического древа.

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастили дерево семьи каждого из вас. Мой старший сын сделал своё дерево, нашей семьи, давайте его рассмотрим.

Справа папа, слева мама.

В серединке я и брат, как раз
Сколько будет вместе нас?  ( Четверо. Семья. )

Воспитатель:-- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь расскажите о своей семье мне и Буратино

Итог занятия.

Буратино: -  Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....