Ноябрь
№ | Виды | Названия
| Содержание | 1 | Артикуляционная | Пятачок.
Рыбки разговаривают.
| Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". | 2 | Дыхательная | «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)
«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) | Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
| 3 | Пальчиковая | «Оса». . «Маленькая волна».
| Выпрямить указательный палец провой руки и вращать им; то же – указательным пальцем левой руки; то же – пальцами
Правая рука согнута в локте, предплечье горизонтально, на уровне лица. Волнооброзные движения кистью с продвижением руки вправо; то же – левой рукой. обеих рук одновременно | 4 | Психогимнастика | «Игра с камушками»
«Ласка»
| Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль. Этюд сопровождается музыкой. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия. Мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки. | 5 | Игры на преодоление двигательного автоматизма. | Ловишки
Сова
| Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены. Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят: Раз - два - три, раз - два - три. Скорее нас лови! Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали. Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: "Ночь!" Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается.
|
Декабрь № | Виды | Названия | Содержание | 1 | Артикуляционная | Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.
Кролик.
Упражнения для развития подвижности губ Трубочка. Улыбка | Чередование положений губ
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы
Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
| 2 | Дыхательная | «Лыжник».
«Маятник».
| Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м». Повторять 1,5-2 мин.
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону | 3 | Пальчиковая | «Профессии»
| Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выра зительности движений. Описание игры. Дети, разбившись на пары. показывают вырази тельными движениями друг другу. по заданию воспитателя, весе лого и грустного художника, танцора, дирижера, воспитателя, двор ника. строителя, имитируя движения, характерные для людей дан ной профессии. один ребенок в паре показывает грустного чело века, другой – веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению. | 4 | Психогимнастика | Упражнение на расслабление «Заводные игрушки»
«Флажок»
| Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, В куклу Машу превратись. Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна. -Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите. Дети застывают в определенной позе. -почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.
Малыши ходят по залу под музыку. Когда педагог поднимает вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать. | 5 | Игры на преодоление двигательного автоматизма. | Реченька
Этюды на выражение удивления (удивление)
| В игре участвуют две группы детей. Обозначив на полу неширокую речку, подходят к ней по одному от каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, должен перейти в соседнюю. В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла. Игры, способствующие успокоению и организации Целью данных игр являются успокоение возбужденных детей и их организация.
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты. |
Январь
№ | Виды | Названия | Содержание | 1 | Артикуляционная | Упражнения для губ и щек «Сытый хомячок»
| Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
Покусывание, похлопывание и растирание щек. | 2 | Дыхательная | «Ветер» (очистительное полное дыхание).
«Радуга, обними меня»
|
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах | 3 | Пальчиковая | «Люблю – не люблю»
«Повтори фразу»
| Цель: развитие воображения и мимических движений
Цель: развитие выразительности речи.
| 4 | Психогимнастика | «Вот так позы»
«Зеваки»
| Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.
| 5 | Игры на преодоление двигательного автоматизма. | «Веретено»
| Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом. Как только кто-нибудь крикнет. "Начинаем!", дети, стоящие первыми, должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т. д., пока не дойдут до последнего в ряду. Побеждает та группа, дети которой обернулись быстрее.
|
Февраль
№ | Виды | Названия | Содержание | 1 | Артикуляционная | Голодный хомячок.
Барабанщики.
| Втянуть щеки. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным | 2 | Дыхательная | «Планета «Сат – Нам» отзовись!» (йоговское дыхание). «Инопланетяне».
|
Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры. | 3 | Пальчиковая | «Мама и детеныш»
«Зеркало»
| Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.
Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюда тельности, произвольности.
| 4 | Психогимнастика | «Игра с камушками»
«Ласка»
| Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль. Этюд сопровождается музыкой. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия. Мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки. | 5 | Игры на преодоление двигательного автоматизма. |
«Иголка и нитка»
Этюды на выразительность жеста Это я! Это мое!
| Цель. Развивать сообразительность, быстроту реакции у детей.
Цель: Развитие правильного понимания детьми эмоционально - выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.
|
Март
№ | Виды | Названия | Содержание | 1 | Артикуляционная | Трусливый птенчик.
Акулы.
| Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке. На счет "один" челюсть опускается, на "два" – челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" – челюсть опущена на место, на "четыре" – челюсть даигается влево, на "пять" – челюсть опущена, на "шесть" – челюсть выдвигается вперед, на "семь" – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. Упражнение выполняется ритмично. | 2 | Дыхательная | «Задуй упрямую свечу
«Паровоз»
| В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу». Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. | 3 | Пальчиковая | «Фантазии»
«Профессии» | Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения. Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений. | 4 | Психогимнастика | «Разведчики»
| В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд. | 5 | Игры на преодоление двигательного автоматизма. | Смотри на руки!
| Дети стоят друг за другом, первый - командир. Во время спокойного марша по кругу, командир показывает, различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники их повторяют.
|
Апрель № | Виды | Названия | Содержание | 1 | Артикуляционная | Кто дальше загонит мяч?
Вкусное варенье.
| Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. | 2 | Дыхательная | «Трубач».
«Каша кипит».
| Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз. Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш» Повторить 1-5 раз. | 3 | Пальчиковая | «Пальчики здороваются». «Руки здороваются». |
Цель: развитие коммуникативных способностей, воображения, мелкой моторики руки.
| 4 | Психогимнастика | «Кузнечик»
| Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы накрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте. | 5 | Игры на преодоление двигательного автоматизма. | Заколдованный ребенок
| Цель: Развитие правильного понимания детьми эмоционально - выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка |
Май
№ | Виды | Названия | Содержание | 1 | Артикуляционная | Чьи зубы чище?
Маляр
| Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. | 2 | Дыхательная | «Регулировщик».
«Летят мячи».
| Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р». Повторить 4-5 раз. Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х». Повторять 5-6 раз | 3 | Пальчико вая | «Фонарики» «Змея» | Цель: развитие воображения, выразительности речи и движений. | 4 | Психогимнастика | «Заколдованный ребенок»
| Ребенок заколдован. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там. | 5 | Игры на преодоление двигательного автоматизма. | «Стоп»! | Дети идут. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: "Стоп!" |
|
|