"Играем вместе с мамой". Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики для развития речи малышей. Консультация для родителей.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Борисова Ольга Борисовна

 

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что ребёнок в 3 года не может составить простую фразу, владеет лишь малым количеством слов. Такие родители считают, что со временем ребёнок «разговорится» сам, догонит сверстников, и очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками. Задержка речевого развития затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние малыша. Однако если вовремя помочь ребёнку, регулярно использовать все способы стимуляции, развития и активизации речи, эти проблемы можно успешно решить.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Играем вместе с мамой!

Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей – выступление на родительском собрании.

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика
– это выполнение специально подобранных (с учетом возраста и индивидуальных возможностей ребёнка) логопедом упражнений подвижными речевыми органами (губами, нижней челюстью, языком) и мимическими мышцами, которые направлены на развитие у него недостаточных или отсутствующих артикуляционных  движений.

Затруднения, встречающиеся у детей:
 * поднимание языка к нёбу (
может быть связано с    укороченной подъязычной связкой или слабостью его продольных или поперечных мышц);

* прогибание языка посередине или сужение по краям (обусловлено слабостью боковых мышц языка);
*чередование нескольких движений;
* выполнение упражнений в сочетании с   правильным дыханием.

Слайд 3

 Рекомендации к проведению упражнений:
*  Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом.
*  Затем темп увеличивается и упражнения выполняются под счёт. Следим за правильностью выполнения упражнений.
*  Заниматься лучше 2 раза в день (утром и вечером) 3 – 4 минуты, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
*  Если во время занятий язычок ребёнка дрожит, слишком   напряжён, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, требуется специальный массаж.

Гиперссылка – а/г  «В зоопарке».            

Слайд 4

 Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.

        На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.        

      Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными   станут его пальчики, зависят его будущие успехи в обучении, а в особенности при выполнении письменных работ.

       Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.  Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги и родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным занятиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное  развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

       Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно, мы представим вашему вниманию различные упражнения, которые можно выполнять с ребёнком дома.

Слайд 5

Пальцы человека как раз и являются проекциями его органов и систем. Поэтому необходимо знать, какие пальцы отвечают за тот или иной орган или систему в организме. Это позволит повлиять на их состояние, проделав массаж пальцев – большого, указательного, среднего, безымянного и мизинца. Пальцы рук соединены с органами сплетением сосудов и нервов. За состояние легких и бронхов отвечает большой палец. За орган пищеварения – указательный. Работу периферического кровоснабжения контролирует средний палец. Безымянный соединен с эндокринной системой. И, наконец, мизинец – это нервная система и сердце.

Слайд 6

Самый простой массаж пальцев

Обыкновенный массаж пальцев можно сделать и в домашних условиях, что позволит снять боль и усталость, поднять бодрость и улучшить настроение. Массаж кисти и пальцев проводят в любое свободное время, сидя, лежа и даже стоя. В самом начале необходимо разогреть кисти рук и лишь потом начинать массаж. Пальцы массируют каждый отдельно, начиная сверху и заканчивая у основания, со всех сторон. Количество повторений - не менее трех раз. Проводится и массаж ладони по всем направлениям. Следует обратить внимание, что при воздействии на болезненные зоны их массируют более тщательно и продолжительно. В конце необходимо сделать растирание.

«Мышка мыла мышке лапку –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку –
Смыв с неё и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный тёрла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла…

Пальчиковая гимнастика для развития речи детей

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что ребёнок в 3 года не может составить простую фразу, владеет лишь малым количеством слов. Такие родители считают, что со временем ребёнок «разговорится» сам, догонит сверстников, и очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками. Задержка речевого развития затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние малыша. Однако если вовремя помочь ребёнку, регулярно использовать все способы стимуляции, развития и активизации речи, эти проблемы можно успешно решить.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Как играть в пальчиковые игры.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости детям оказывается помощь.

Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

Игры – манипуляции.

Ладушки

Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

Сорока – белобока, 
указательным пальцем осуществляют круговые движения.

Сорока – белобока, 
Кашку варила, 
Деток кормила, 
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала, : 
А этому не дала: 
Он дров не рубил, 
Воду не носил, 
Печку не топил, 
Кашку не варил. 
Ничего не получил!

Семья

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Мальчик с пальчик, где ты был?

С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

Пальчики здороваются

подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Распускается цветок

из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок немножко дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветочки

Закрывают лепесточки,

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Грабли

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

Ёлка

ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Пальчиковые кинезиологические упражнения.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) .

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку) .

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытираем ручки очень быстро.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

Я перчатку надеваю, 
Я в нее не попадаю. 
Сосчитайте-ка ребятки, 
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать: 
«Раз, два, три, четыре, пять!»

«Засолка капусты» - движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)

Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

Наши ручки замерзают.

Поиграем – ка немножко

Да похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть,

Сильно надо растереть.

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем – разжимаем!

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди

Молоточком я стучу,

дом построить я хочу

строю я высокий дом,

буду жить я в доме том

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Гуси-гуси, га-га-га,

На дворе растет трава.

Клювики все открывают,

Гуси травку здесь щипают.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев») .

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж., используя пальчиковый театр

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются и руки и мозг.

Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. Двигательные и речевые центры в мозгу – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и понимать её, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Когда ребёнок говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики – это делает его речь более чёткой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное весёлое упражнение для развития памяти.

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребёнок может сочинить свои «пальчиковые истории».

После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это в дальнейшем поможет в освоении навыков письма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей Играем вместе с мамой! Подготовила учитель – логопед МКОУ ЦПМСС г. Пудожа Борисова О льга Борисовна

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика

Слайд 3

Затруднения, встречающиеся у детей: * поднимание языка к нёбу * прогибание языка посередине или сужение по краям * чередование нескольких движений ; * выполнение упражнений в сочетании с правильным дыханием. * Затем темп увеличивается и упражнения выполняются под счёт. Следим за правильностью выполнения упражнений. * Заниматься лучше 2 раза в день (утром и вечером) 3 – 4 минуты, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Рекомендации к проведению упражнений: * Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом. * Если во время занятий язычок ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, требуется специальный массаж.

Слайд 4

Развитие мелкой моторики.

Слайд 6

Пассивная гимнастика для пальцев рук. 1.Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик. 2.Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка. 3.Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка. 4.Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала.

Слайд 7

Су – джок . Области применения Су – Джок терапии: 1. Массаж Су – Джок шарами Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко , Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом 3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков

Слайд 8

Активная пальчиковая гимнастика. Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). Очки Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам Лодка Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик ).

Слайд 9

Музыкальная пальчиковая гимнастика.

Слайд 10

Эта игра доступна совсем маленьким деткам. Надо сделать несколько небольших мешочков из плотной ткани. В них насыпаем разные крупы: гречку, горох, фасоль, пшено. Главное, чтобы мешочек не порвался. Под присмотром взрослого даётся такой мешочек малышу. Он ощупывает его, мнёт. Разные крупы дают разные ощущения. С детками постарше можно уже пытаться угадать, что за зёрна внутри. Мешочки с крупами.

Слайд 11

Тактильные мешочки

Слайд 12

Рисуем пальцами. На поднос насыпать слой манки или песка и попробовать пальцем нарисовать что-нибудь.

Слайд 13

Игры с прищепками. Для этой игры понадобятся прищепки разных цветов и не слишком тугие, вырезанные из картона шаблоны тучки, елочки, ёжика. С помощью прищепок ребёнок может сделать иголки для еда, лучики для солнца, крылья для птицы и т.д .

Слайд 14

Бусы из макарон. Понадобятся макароны разных размеров, но с широкими отверстиями и шнурок. Задача ребенка – сделать бусы для мамы, нанизав макароны на шнурок. Для привлечения интереса или усложнения задания макароны можно предварительно раскрасить.

Слайд 16

Лепка. С детьми можно лепить из пластилина, солёного теста. Солёное тесто больше подходит для первого знакомства с лепкой. Оно мягче и безопаснее пластилина. Первое , что показываем ребёнку – это то, как тесто мнётся, меняет форму, как отщипывать кусочек, скатывать колбаску, втыкать разные мелочи в него.

Слайд 17

Пальчиковый театр.

Слайд 18

Пуговицы. Множество игр можно придумать с пуговицами. Крепко пришейте пуговицы разных цветов и размеров на кусочек ткани. Можно давать задания отыскать одинаковые пуговицы, показать самую большую и самую маленькую, отыскать пуговицы одного цвета и т.д. Также можно вырезать из несыпучей ткани разноцветные цветочки и проделать в них отверстия – петельки. Ребенок должен будет пристегивать цветочки к пуговицам соответствующего цвета, нашитым на зеленую «полянку».

Слайд 19

Игры с мозаикой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников (консультация для родителей)

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, по...

памятка для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи малышей"

рекомендации родителя по развитию мелкой моторики....

Родительское собрание "Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка"

Речь — одна из самых важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует вз...

План проведения встречи в Родительском клубе «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития артикуляционной и мелкой моторики. Задачи: - информировать родителей о значении артикуляционных и пальчиковых упражнений; - познакомить...

"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей" (консультация для родителей)

В данной консультации раскрывается значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников....