«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ через артикуляционную и пальчиковую гимнастику»
материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Беспалова Ольга Михайловна

 

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

через артикуляционную и пальчиковую гимнастику»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyacionnaya_i_palchikovaya_gimnastika.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

через артикуляционную и пальчиковую гимнастику»

         Формирование правильного произношения - сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль  за своей речью.

     Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

   Всему этому способствует артикуляционная гимнастика. Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы уже будут подготовлены).

   Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек, научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряженность органов артикуляции. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

Следует заниматься ежедневно 7-10 минут.

Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. (Потом зеркало можно убрать.) Постепенно темп упражнений увеличивается.

 Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например «Где находится язычок?»

  Если во время занятий язык ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду. Специалист выберет более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделает специальный расслабляющий массаж.

  Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяем упражнения с помощью карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

  Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

  К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

  В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

   Условием формирования качественной артикуляционной моторики является четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений включенных в ежедневную гимнастику по 7-10 минут.

  У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

 Рука имеет самое большое « представительство»  в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

 Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определённое положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем поможет овладеть ребёнку навыками письма. Пальчиковые игры – это веселое, увлекательное и полезное занятие.

  Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

  Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.

  Пальчиковые игры – хорошие помощники  для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

  Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.

  1. Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.
  2. Сначала все упражнения выполняются медленно.
  3. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой и наконец, двумя одновременно.

  Дети от года до трёх  хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой.

 Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. С целью развития ручной моторики используются упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры.

  Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности: конструирование из кубиков домиков, башен и т.д. (сначала по образцу, затем по памяти и произвольно);  раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков);  составление предметных разрезных картинок (сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4 (первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти); выкладывание фигур из счётных палочек; работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей); обведение контуров предметных изображений и т.д.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами: выкладывание изображений из фасоли, бусин, бисера, захватывая их пальцами или пинцетом; сортировка их по цвету, форме; игры с прищепками; накручивание гайки на болт; шнуровки; нанизывание бусин или пуговиц; наматывание ниток; переливание жидкостей из одного сосуда в другой; работа с конструктором и пластилином и т.д.

«Желаю успехов!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Активизация речи детей через артикуляционные упражнения"

Познакомить  с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения....

Развиваем речь детей, через экологическое воспитание

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обо...

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....

НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя» Образовательная область: Речевое развитие Цель: развивать речь детей через дидактические игры по содержанию сказки " Три медведя

НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя»Образовательная область: Речевое развитиеЦель: развивать речь детей через дидактические игры п...

Развиваем речь детей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная игра оказывает бо...

Проект. Развиваем речь детей через театрализованную деятельность кружка «Радужка».

laquo;Театральная деятельность в детском саду  вводится  не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная ...