Конспект занятия по развитию речи ознакомлению детей со слоговым строением слова «Знакомство со слогами» средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Куткина Светлана Вячеславна

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_slogami.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи ознакомлению детей со слоговым строением слова «Знакомство со слогами» средняя группа.

Программное содержание:

1. Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т. д.) .

2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием "начало" и "конец" слова.

3. Научить определять местонахождение ударного слога в двусложных и трехсложных словах.

4. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.

5. Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова

6. Воспитывать внимание детей к слову;

7. Воспитывать желание отвечать на вопросы.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей следующие слова: слово, слог.

Последовательный ход занятия:

– Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кого я называю: садитесь на места те, чьи имена состоят из стольких частей, сколько хлопков я сделаю. Например, По – ли - на. Сколько хлопков я должна сделать? Верно, три. Давайте посчитаем: раз, два, три. Ясно, ребята? (называю всех детей). Молодцы, никого я не забыла назвать? Хорошо, сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Верно, Катя, письмо. Это письмо принёс почтальон. Вам интересно узнать, что в нём? Сейчас посмотрим. Ой, как много здесь картинок. Я каждому из вас раздам несколько, а вы отберёте те, названия которых состоят из двух частей. Давайте, попробуем. Миша, покажи свою картинку. Что изображено?

Дети: Лиса.

- Ещё раз повторим: Ли - са. Состоит из двух частей?

Дети: Да.

- Хорошо, Маша, что у тебя нарисовано?

Маша: Кошка.

- Как произнесём?

Дети: Кош – ка.

- Тоже из двух частей?

Дети: Да.

- Никита, покажи и назови свою картинку?

Никита: Лес.

- Состоит из двух частей, ребята?

Дети: Нет, из одной части.

- Ребята, вы обратили внимание, что слова произносятся не сразу, а по частям, да? Есть у нас в языке слова, состоящие из одной, двух, и даже трёх частей. Эти самые части можно по-другому назвать: «Слог». Давайте дружно повторим: «СЛОГ». Значит, в слове лиса сколько слогов? Да, два. А в слове лес? Один. Молодцы. А сейчас я предлагаю вам отправиться в магазин, где продают много игрушек. Вы же любите игрушки? Да, посмотрите, как их много. Но нам нужны только купить те, в названии которых определенное количество слогов. Например, два. Какие это игрушки, подумайте? Выйди, Настя, и назови нам их. Так: кук – ла, ю – ла, миш – кА. Молодец, садись на мето. А теперь найдите игрушки из трёх слогов. Пожалуйста, Миша.

Миша: Ма – ши – на, мат – рёш – ка.

- Молодец, у нас остались дом и мяч. Они состоят из скольких слогов, Костя?

Костя: Из одного.

- Все согласны с Костей? Хорошо, вот и сходили в магазин. Но, ребята, ведь у нас группе и до новых игрушек, были свои, так ведь? Посмотрите вокруг, и назовите мне предметы с определенным количеством слогов. Итак, сначала с одним слогом (с двумя, с тремя). Умнички, вот как много мы предметов отыскали вокруг себя! А из его состоят названия этих предметов, Ксюша?

Ксюша: Из слогов.

- Правильно. а теперь мы с вами поиграем в интересную игру. Она называется «Перевёртыши». Слушайте, пожалуйста, внимательно: у каждого из вас на столе лежат карточки со слогами. Все видят? Это карточки со слогами, из которых вам надо составить сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Начинай, Полина.

Полина: Сосна.

- А как ещё можно переставить слоги, чтобы получилось другое слово, Полина?

Полина: Насос.

- Умничка, теперь всем понятно, как мы будем играть. Хорошо, Следующий кто желает составить слова – перевёртыши? Пожалуйста, Марина.

Марина: Весна. Навес.

- Молодец, правильно, ребята? Наташа, продолжай.

Наташа: Банка. Кабан.

- Верно, Оля, какие у тебя слова поучились?

Оля: Нитка, ткани. (и т. д. спрашиваю оставшихся детей)

- Молодцы, не правда ли, интересная игра? Да, мы в неё и в следующий раз поиграем. А пока я буду показывать картинку и называть первый слог и а вы, внимательно подумав, конец слова. Все готовы? Итак: Лож - …

Дети: … Ка.

- Ка – …

Дети: … Ша.

- Ре - …

Дети: … Ка (и т. д.)

- А теперь то же задание, только с последним слогом. Будьте внимательны, хорошо?

- … Ка

Дети: Бел - ка.

-. Ма.

Дети: Ма - ма.

- … Ле.

Дети: По – ле. (и т. д.)

- Умнички, всё правильно, а теперь немножко отдохнём. Встали. Мы очень много разговаривали, и наши язычки устали, да, ребята?

Язычок на спортплощадке

Занимается зарядкой

Хотя это нелегко,

Потянулся высоко,

Наклонился низко,

Поднялся быстро

Очень ловко скачет.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.

- Молодцы, сели на места. Ребята, а вы заметили, что слоги в словах звучат неодинаково - один из слогов произносится более протяжно. Давайте произнесём слово «мама» (умышленно усиливаю голосом и более протяжно произношу первый слог, задерживая указку в начале графического изображения слова и более отрывисто - второй слог). Как мы произнесли первый слог? Да, протяжно. Посмотрите ещё раз: этот слог у нас находится в начале нашей схемы. А второй слог как мы произнесли? Да, быстро, отрывисто. А где у нас будет находится второй слог? Правильно, в конце схемы, то есть вот здесь. Это понятно? Замечательно, давайте вы ещё раз произнесёте слово «мама» а я покажу его указкой на схеме. Я правильно показала? Да, я не ошиблась. А теперь давайте составим ещё какие-нибудь слова по данной схеме. Кто самый смелый? Выходи, Костя. Твоя задача: придумать слово, назвать его и показать на схеме, понятно? (вызываю ещё одного-двух детей). Молодцы, сели на места. Ребята, на тот слог, который мы произносим протяжно, ставится ударение. Давайте найдём такие слоги в наших именах. Итак, произнесём имя «Са – ша». На какой слог будет падать ударение? На первый: СА. Хорошо, а теперь по цепочке, начиная с Кати, каждый из вас будет называть своё имя и говорить, на какой слог ставится ударение. Притом этот слог нужно выделить интонацией, ясно? Итак, Катя, начинай. Молодцы, ребята, теперь все знают, на какой слог у каждого из вас в имени падает ударение? А у меня на какой слог падает?

Дети: На первый.

- Правильно, а теперь я буду вам загадывать загадки, а вы, разумеется, будете их отгадывать. Отгаданные слова мы будем делить на слоги по данной схеме и ставить в них ударение, хорошо? Итак, слушайте внимательно:

Он большой, как футбольный мяч

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его …

Дети: Арбуз.

- Выходи к доске, Катя. Ребята, тебе будут произносить по слогам, а ты будешь указкой показывать.

Дети: Ар – буз.

- Катя правильно показала? Хорошо, где поставим ударение?

Катя: На второй слог.

- Молодец, следующая загадка

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …

Дети: Белка (вызываю ребёнка к доске)

- Молодцы, ребята, на этом мы заканчиваем сегодняшнее занятие. Оно вам понравилось? С чем мы сегодня познакомились? Верно, со слогом, или слогами. Слова состоят из слогов, да? В какие игры мы играли? Какая из них вам больше понравилась? Мне тоже понравилось занятие. Особенно хочу похвалить Катю, Костю, которые сегодня очень хорошо занимались. Спасибо, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»» Средняя группа.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  Калининского района...

Конспект занятия по развитию речи для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Игры со словами»

совершенствовать речевое развитие детей, учить  сочинять сказки с опорой на заданное слово; объяснять значение пословиц...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...

Конспект занятия по развитие речи "Ознакомление детей с комнатным растением - фикусом"

Конспект занятия по развитию речи "Ознакомление детей с комнатным растением - фикусом"....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»

Занятие по развитию речи для детей старшей группыТема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами.Цель: Сформировать у детей представления о действительности и выдумках. Задачи: Обра...