Информационно-исследовательский проект: " Птицы нашего края"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
« Детский сад комбинированного вида № 172»
Ленинского района города Саратова
Информационно – исследовательский проект
« Птицы нашего края»
Вид проекта – информационно – исследовательский
По количеству участников – коллективный
По контингенту участников – дети 5-6 летнего возраста
По продолжительности – краткосрочный, месячный
Срок реализации – ноябрь
Руководитель проекта – воспитатель
Участники проекта – воспитатель, дети
Проект подготовила и провела
с детьми старшей логопедической группы
МДОУ « Детский сад комбинирован-
ного вида № 172» Ленинского района
г. Саратова воспитатель высшей
категории Образцова В.М
"Охранять природу - значит охранять Родину".
М. Пришвин.
Актуальность проекта.
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев. Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду.. Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам) . Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Цель проекта – создать условия для развития познавательных действий, в которых воспитанники смогут расширить и обогатить знания о птицах.
Задачи проекта : 1. –обучающие: дать представление о многообразии птиц, уточнить их названия, части тела, чем питаются. Знакомить детей с жизнью птиц , их повадками, особенностями образа жизни. Расширять и активизировать словарь детей по теме. Закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки и выполнения поделок из природного материала;
Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.
Дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие».
2. –развивающие : развивать умение сравнивать и обобщать, устанавливать
простейшие причинно – следственные связи. Развивать зрительное внимание, речевой слух, память.
3. воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать умение задумываться о необходимости правильного поведения по отношению к птицам. - воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;
4. - коррекционные: развивать умение формулировать предложения, используя предметный, глагольный словарь признаков по лексической теме.
Этапы проекта
1этап – подготовительный
Подбор художественной литературы.
Подбор дидактических игр.
Подбор картин, сюжетных картинок, альбом о птицах.
Изготовление дидактических игр.
2 этап – выполнение проекта
Проведение дидактических игр: « Разрезные картинки о птицах», «Улетает – не улетает», « Птички в клетках», « У кого кто?», « Села птичка на окошко», « Кто как голос подаёт?», « Без чего?», « Какая птица лишняя?», « Назови ласково»,
« Отгадайте, что за птица?» « Птички».
Рассматривание альбома о птицах, загадывание загадок.
Проведение подвижных игр : « Гуси – лебеди», «Ласточка».
Проведение сюжетно – ролевых игр « Орнитологи», « Семья».
Проведение пальчиковой гимнастики « Птичка песенку поёт», упр - ие
«Подуй на птичек», « Скажи по – другому».
Эксперимент на тему : « Почему утка плавает, чем курица отличается от утки». Рисование, лепка, конструирование птиц.
Проведение наблюдений за птицами, экскурсия в парк
Изготовление с родителями скворечников, кормушек.
3 этап – заключительный
НОД « Соревнование 2х команд : команда « Синицы» и команда «Ласточки»
Календарно – тематическое планирование работы по проекту.
Понедельник
1ая неделя
1.- Рассматривание альбома « Перелётные птицы» - познакомить детей с внешним видом перелётных птиц, с их названиями.
2.- Дидактическая игра « Улетает – не улетает» развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку.
3. Упражнение « Снегири» -способствовать умению координировать слова с движениями.
Вторник
1. Рассматривание альбома « Зимующие птицы» - познакомить детей с внешним видом зимующих птиц, с их названиями.
2. Побеседовать с детьми о том, что есть такой праздник « Синичкин день» , когда вешают кормушки, где кладут кусочки сала и рассыпают зёрнышки Есть такая примета « Не велика птичка – синичка, а и то свой праздник знает». Разучить стих. « Синица» - пополнить знания о синицах.
3. « Картинки из мозаики» - способствовать умению собирать птицы из цветной мозаики по образцу.
Среда
1. –Чтение Ф. Ярлина « Жёлтый аист» - развивать интерес к историям о птицах.
2. –Рисование на тему : « Жаворонки прилетите, лето в клюве принесите» -
закрепить с детьми умение отражать в рисунке внешний вид птички, её строение, оперение.
3. Упражнение « Сосчитаем птичек» - способствовать умению согласовывать числительные с существительными.
Четверг
1. –Подвижная игра « Гуси- лебеди» - развивать умение в игре подражать гусям, как они передвигаются и как голос подают.
6. –Наблюдение за грачами, отметить их внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят.
3. Чтение В. Зотова «Снегирь» -пополнить знания детей о птицах.
Пятница
1. – Дидактическая игра « У кого кто» - упражнять детей в подборе детёнышей, существительных в единственном и множественном числе.
2. –Дидактич. игра « Села птичка на окошко» -учить детей пользоваться предлогом на.
3. Пальчиковая гимнастика « Птичка песенку поёт»
2ая неделя
Понедельник
1.- Конструирование на тему : « Скворечник» - закрепить с детьми как называется домик скворцов.
2. Чтение сказки Мамина – Сибиряка « Серая шейка» - воспитывать у детей умение слушать, сопереживать героям сказки.
Вторник
1. –Подвижная игра « Ласточка» - закрепить умение согласовывать движения с текстом.
2. –Беседа с детьми на тему : « Чем гусь отличается от скворца», дать сравнительную характеристику- развивать у детей разговорную речь, умение рассуждать, делать выводы.
3. – Работа с родителями, изготовление скворечников.
Среда
1. Упр – ие « Скажи одним словом»
Задача – упражнять детей в употреблении сложных слов.
2. – Дидактическая игра « Кто как голос подаёт?» - учить образованию глагольных форм.
Четверг
1. Дид. игра « Без чего?» - ( без крыла и т.д.)- развивать умение образовывать слова с предлогом без в род. падеже.
2. Рассм. картины « Прилёт птиц» - расширить знания о птицах, об их внешнем виде, повадках.
Пятница
1.- Экскурсия в парк к местам гнездования птиц – пополнить знания детей о птицах, где они выводят птенцов.
2. –Чтение сказки « Сказка о кривой уточке» -воспитывать интерес к сказкам о птицах, умение понимать смысл прочитанного.
3я неделя
Понедельник
1. Сюжетно – ролевая игра « Мы орнитологи» - учёные наблюдают за поведением птиц, зарисовывают наблюдения, составляют таблицы, как ведут себя птицы в разную погоду., чем питаются. Познакомить детей с профессией учёных орнитологов, развивать выдержку, творчество.
2. Упражнение « Птички улетают» - развивать речевое дыхание.
Вторник
1. Игра « Один – много»
Задача – упражнять детей в употреблении существительных в родительном падеже.
2. Раскрашивание птиц в книгах – раскрасках- способствовать закреплению знаний о птицах.
Среда
1. Дидактическая игра « Какая птица лишняя?» - развивать речь, логическое мышление.
2. Дидактич. игра «Назови ласково» - упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Четверг
1. Заучивание стих. « Ласточка» - развивать у детей память, интонационную выразительность.
2. Лепка на тему : « Сорока» - закрепить внешний вид этой птицы.
Пятница
1. Сюжетно –ролевая игра « Семья», в мастерской сделали скворечники –воспитывать интерес к птицам, желание облегчить им жизнь, упражнять в конструктивной деятельности.
2. Дать трафареты птиц нашего края, предложить обвести их и раскрасить-
развивать мелкую моторику, закрепить названия птиц.
4 ая неделя
Понедельник
1. Загадывание загадок о перелётных и зимующих птицах – развивать мышление.
2. Эксперимент на тему : « Почему плавают утки? Чем курица отличается от утки? – развивать у детей умение рассуждать, делать правильные умозаключения.
3. Упраж – ие « Отгадай и присядь»
Задача – развивать внимание, выдержку.
Вторник
1. Дидактич. игра « Отгадайте, что за птица? –развивать умение описывать птицу и узнавать по описанию.
2. Дидактич. игра « Птички» - учить различать глаголы настоящего и прошедшего времени.
Коллективная работа « Птицы на кормушке» ( дети отщипывают от куска пластилина небольшие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объёму. Затем каждый ставит свою птицу на общую кормушку.
Среда
1. Наблюдение за полётом любой перелётной птицы, выяснить, что помогает им держаться в воздухе?
2. Чтение сказки Андерсена « Гадкий утёнок» - воспитывать интерес к художественной литературе, проявлять сочувствие к героям произведения.
Четверг
1. Упражнение « Скажи по – другому» учить образовывать сложные слова, клюв например : острый клюв у грача – остроклювый и т.д.
2. « Домик для скворца» - выкладывание из спичек - закрепить знания о домике скворца, развивать мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая гимнастика « Птичка песенку поёт» - развивать моторику рук.
Пятница
1 . НОД –Соревнование 2х команд : команда « Синички» и « Ласточки».
Используемая литература
1. « Ознакомление с окружающим миром». И. А. Морозова, М. А. Пушкарёв.
2. « Ознакомление с природой и развитие речи». Л. Г. Селихова.
3. « Птицы. Какие они?» Т. А. Шорыгина.
4. « Игры в логопедической работе с детьми». В. И. Селиверстов.
5. « Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром». Л.Ю. Павлова.
6. « Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Т. Комарова
Соревнование 2х команд : команда « Синицы» и команда «Ласточки».
Непосредственно – образовательная
деятельность в старшей логопедической группе
МДОУ « Детский сад комбинированного вида
№ 172» Ленинского района г. Саратова
воспитателя высшей категории
Образцовой В.М.
Программные задачи : систематизировать знания детей о перелётных и зимующих птицах, уточнить их названия, развивать умение у детей составлять описательные рассказы о птицах по картинкам об их внешнем виде, их повадках, чем питаются, какую пользу приносят. Закрепить такие понятия, как лететь клином, цепочкой, стайкой. Учить выразительно рассказывать стихи о птицах. Воспитывать любовь к птицам, желание наблюдать за ними. В дидактических играх « Разрезные картинки» и « Какая птица лишняя?» развивать мышление, внимательность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, дидактическая игра «Какая птица лишняя?», дидактическая игра «Разрезные картинки», описательные рассказы о птицах, рассказывание стихов.
Оборудование: картинки о птицах, дидактические игры, печёные жаворонки
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Вводная часть Спрашиваю детей : Какое закончилось время года? ( зима) Какое время года наступило сегодня? ( весна). Назовите признаки весны. (день прибавился, растаял снег, стало тепло, солнце ярче светит, появляется зелёная травка, прилетают птицы из тёплых стран). Загадываю детям загадку : « Всего две буквы знает, в лесу их повторяет ? ( кукушка) Какая это птица? ( перелётная). ? Загадываю детям ещё загадку : « Чик чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (воробей). Какая это птица? (зимующая) 2.Основная часть Дети, у нас сегодня необычное занятие – игра– соревнование. У нас будет 2 команды : « Синицы» и «Ласточки».. А т.к. у нас занятие – соревнование, то каждая команда будет получать за правильные ответы очки. Первое задание у нас «Загадалки». 1. –« Чёрный, проворный, по полю ходит. Кричит « кряк», всем червякам враг» ( грач). 2.Особа всем известная, она крикунья местная. Увидит тучку тёмную, взлетит на ель зелёную. И смотрит, словно с трона. Кто она? ( ворона) 3. На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его .( скворец) 4. Кто в беретке ярко – красной, в чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит. ( дятел) 5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин. ( журавль). 6.Всюду я летаю, всё на свете знаю, знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте (сорока) Второе задание « Объяснялки». Надо описать птицу, не называя её, а дети должны отгадать о чём идёт речь. 1.Это птица перелётная, похожа на ворону, чёрного цвета. Клюв среднего размера, хвост короткий, питается насекомыми, червями. Строит гнездо высоко на деревьях из веток. (грач) 2.Это птица зимующая, она крупная, хитрая, ловкая и находчивая. Она не выделяется яркостью. Голова, клюв, крылья, хвост чёрные, а всё остальное серое. Эта птица всеядная, она питается на мусорках и свалках. В лесу на больших деревьях строят гнёзда. .Эта перелетная птица небольшого размера. Спина чёрная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Она ловит на лету мошек, комаров. Строит гнездо из глины и травы под крышей дома. ( ласточка) 4.Это зимующая маленькая, бойкая птичка. Спинка у птицы коричневая с широкими чёрными полосами. Хвост и крылышки тёмно – бурые, подбородок чёрный, а головка серая. Питается мошками, комарами и тлями, зёрнышками и семенами растений. ( воробей) Физминутка. Дидактическая игра « Поймай и назови» ( у грача – грачонок, у утки – утёнок, у кукушки – кукушонок и т.д. А теперь такое задание «Разрезные картинки». Кто быстрее соберёт ту или иную птицу и расскажет стих. про птицу, которую выложили.
Подвижная игра « Стайка» Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой. Вылетайте птички на лужок, Быстро делайте кружок. Мы играем в стайку. Стайка полетайка. Полетели птички ( бежать на носках по кругу) Птички невелички ( размахивать руками, как крыльями) . Устали не знают ( 2-3 раза) Стоп! Сели птички на дорожку (Присесть, развернувшись лицом в круг). Поклевали птички крошки ( стучать указательным пальцем, как клювами по столу). Клю –клю клю поклюём. Потом песенку споём.( встать лицом в круг). Следующее задание последнее «Догонялки». 1. – Чем покрыто тело у птиц?. 2. –Какую пользу приносят птицы? 3.- Какие птицы к нам прилетают сначала? ( которые питаются насекомыми в земле : грачи, скворцы, жаворонки). Затем водоплавающие : дикие гуси, утки. Затем птицы, которые питаются насекомыми в воз- духе : чижи, ласточки. 4.- В какое время года к нам прилетают птицы? 5. – Какая самая певчая птица? (соловей). 6-. Для чего птицы вьют гнёзда? 7.-.Строит ли кукушка гнездо? 8. –Где строят свои гнёзда ласточка и скворец? 9. –Чем покрыто тело птиц?. 10. – Как птицы летят к нам из тёплых стран?( журавли клином, утки цепочкой, ласточки, стрижи стайкой.) 11. « Назови ласково» слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей. 12. Чем мы можем помочь птицам? Команды соревнуются в игре « Какая птица лишняя?» ( 3 птицы перелётные и одна зимующая и наоборт : одна птица перелётная и 3 зимующих) Дети за каждое задание получают очки. 3я– Заключительная В конце занятия подвожу итог. Говорю, что все молодцы, занимались хорошо, отвечали правильно, я убедилась в том, что вы знаете много загадок и стихов о птицах. Занятие заканчивается чаепитием с печёными жаворонками. | Дети отвечают Дети отгадывают Загадки Дети делятся на две команды и одевают эмблемы Дети выполняют 1ое задание : отгадывают загадки. Дети выполняют 2 ое задание : описывают птиц. Дети играют с мячом. Дети летают как птички Дети отвечают на вопросы Дети играют в игру Дети пьют чай |
План по самообразованию
воспитателя старшей логопедической группы
МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 172»
Ленинского района г. Саратова
Образцовой В.М.
на 2017/2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Птицы нашего края"
Педагог делится опытом организации проектной деятельности в средней группе. В проекте указаны цели, задачи, этапы осуществления проектной деятельности, раскрываются приемы, использованные в проекте и ...
Проект "Птицы нашего края"
Проект "Птицы нашего края" для детей старшего возраста....
Исследовательский проект "Птицы нашего края"
В данном материале указаны основные аспекты моего исследовательского проекта...
Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.
Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...
Экологический проект "Птицы - нашего края"
Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу....
Проект птицы - нашего края
"Охранять природу - значит охранять Родину".М. Пришвин. Актуальность проекта.В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как некогда, проблема экологического воспитания подрастающего по...
Познавательный краткосрочный проект «Птицы нашего края. Перелетные птицы». Опыт работы.
Цель проекта: расширить знания детей о перелётных птицах родного края, их образе жизни и отличительных особенностях, а также воспитать любознательность и бережное отношение к пернатым друзьям. Познако...