Экологический проект "Птицы - нашего края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskty_proekt_ptitsi_-_nashi_druzya.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Птицы – наши друзья»
Тип проекта: информационно- творческий, коллективный.
Участники: дети 5-6 лет, родители, воспитатели группы.
Срок реализации: долгосрочный – с сентября по апрель.
Формы работы: игровая, познавательная, речевая, продуктивная, с родителями.
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить им численность.
Цель: изучать образ жизни и поведения птиц в зависимости от сезонных изменений, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудных условиях.
Задачи:
- Пополнять предметно- развивающую среду по теме проекта;
- Расширять знания о птицах нашего поселка;
- Развивать творческие и интеллектуальные способности;
- Проводить наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
- Привлекать воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Работа состояла из трех этапов.
Подготовительный:
- Создание необходимых условий;
- Перспективное планирование;
- Разработка и накопление методических материалов.
Основной (практический):
- Внедрение в воспитательно –образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах;
- Занятия и беседы ( «Что мы знаем о птицах?», «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?», «О зимующих птицах», «Как зимуют наши пернатые друзья?», «Птицы разных стран», «Тайны птичьего царства», «Для чего нужна Красная книга?», «Птицы Тверского края», «Птицы перелетные и зимующие», «Как заботиться о птицах», «Красная книга – сигнал опасности», «Что мы знаем о птицах нашего поселка?» «Интересное из жизни птиц», «Кто такие птицы и где они живут?», «Как птицы весну встречают», «Не разоряйте птичьи гнезда» )
- Целевые прогулки в разное время года;
- Игры-драматизации ( «Русские народные потешки и сказки о птицах»), подвижные игры («Большая птица», «Воронята», «Перелет птиц»), развивающие и настольные игры ( «Один – много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?», «Разрезные картинки» и др.);
- Рассказы по картинкам, карточкам и схемам, разгадывание кроссвордов;
- Рисование на бумаге и земле, использование красок;
- Аппликация («Птицы на ветке», «Снегирь» и др.
- Ручной труд из природного материала: кормушки, скворечники, гнезда для пернатых);
- Экологические сказки и рассказы о птицах, придуманные и нарисованные детьми совместно с родителями, а также памятки «Берегите природу» и «Столовая для птиц»;
Заключительный:
- Подведение итогов реализации проекта («Чем лучше кормить птиц?», «Как часто необходимо кормить птиц?»
- Оформление фотовыставки;
- Составление альбома «Перелетные и зимующие птицы»;
- Оформление результата проекта в виде презентации;
- Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
В начале разработки проекта родители получили на собрании домашнее задание:
- Изучить рекомендации по совместным прогулкам;
- Совместно с ребенком сделать кормушку;
- Развивать словарный запас ребенка в процессе кормление птиц;
- Заучить стихотворения и отгадать загадки про птиц;
- Рассмотреть птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, прочитать литературные произведения и них;
- Принести художественную и познавательную литературу в детский сад;
- Посетить библиотеку.
Занятие «Что мы знаем о птицах нашего поселка?»
(старший дошкольный возраст)
Задачи образовательные:
- Закреплять знания о зимующих птицах;
- Уточнять представления о птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
- Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и пению;
- Давать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой;
- Расширять представления о родном посёлке.
Воспитательные:
- Прививать любовь к живому миру, родному поселку;
- Воспитывать любознательность, внимание, навыки доброго отношения к птицам.
Развивающая: развивать интерес к живой при роде, стремление и желание получения новых знаний о птицах, обитающих в лесах поселка.
Оборудование: рисунки, фотографии зимующих и перелетных птиц, аудиозаписи голосов птиц, иллюстрации с изображением парка, леса.
Ход занятия
В: Дети, в каком поселке вы живете? Почему ор такой красивый?
Дети отвечают.
В нашем поселке много деревьев, богатый лес.
(Включается аудиозапись голосов птиц).
Каких птиц вы узнали по голосу? Можно ли их услышать сейчас в природе? Какой корм едят эти птицы?
Дети отвечают.
Птицы собираются улетать в дальние края, т.к. для них становится все меньше корма.
Как одним словом назвать таких птиц?
Покажите их на картинках.
Дети называют и показывают.
Сейчас мы отправляемся в гости к птицам, которые не улетают от нас, а остались зимовать.
Как мы называем их одним словом?
Дети отвечают.
(Воспитатель загадывает загадки о зимующих птицах. После того как дети отгадали, показывает на экране птицу, рассказывает о ней.)
Чик – чирик, к гнездышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?...(воробей)
Он долго дерево долбит,
И всех букашек истребит,
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый, пестрый…(дятел).
Вот вещунья – белобока,
А зовут ее…(сорока).
Носит серенький жилет.
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Кар-кар-кар-кар!»
(ворона).
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день: тень-тень!
Угадай. Что за птица?
То веселая…(синица).
А еще в нашем поселке много голубей. Люди любят этих птиц и всегда подкармливают. Где мы видели голубей? Что они ели на участке нашего сада?
Дети отвечают.
Как называется эта птичка с красной грудкой?
Дети:- снегирь.
В: наверное, его так называли потому, что снегирь остается с нами, даже когда наступает зима. Как можно узнать снегиря? У него красивая красная грудка и черная шапочка. Снегири очень любят ягоды рябины.
(Воспитатель с детьми вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в поселке около своего дома. Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добычи корма, но зимой его мало. Поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках - это доброе дело людей, любящих природу.
Отгадайте, кто поет «синь-синь» (трещит, чирикает, воркует, каркает?)
А теперь посмотрим, что делают снегири?
Дети. Склевывают рябину.
В: Покажите, как они это делают. А что делает воробей?
Д: Клюет, прыгает, летает.
В: А сорока?
Д: Прыгает, скачет, летает.
В: Покажите, как она делает это. Как поет синица? Покажем.
(Дети имитируют пение синицы низким и высоким голосом).
Как поют голуби?
Д: воркуют: ГРУ-гру-гру.
В: Что делает ворона?
Д: важно ходит, громко каркает.
(Дети имитируют ворону)
В: А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица».
Дети по повадкам, описанию внешности, пению угадывают птиц.
Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной коркой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки. Для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало и мясо. Кусочки обязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны.
Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детского сада и кладут туда корм.
Литература
Борейко В.Е., Грищенко В.Н. Спутник юного защитника природы. Новосибирск, 2001.
Горьканова А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. М.,2008
Кравченко И.В., Долгова Т.Л.Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М.,2014
Строков В.В. Пернатые друзья лесов. М, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...
Дидактическая игра экологического содержания "Птицы нашего края"
Представляю несколько вариантов игры, которые способствуют формированию представления у детей о птицах, обитающих на территории нашего края....
Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».
Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».Вид проекта: информационно - познавательный .Продолжительность: краткосрочный.Участники: воспитатели, воспитанники, родители.О...
Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»
Долгосрочный фронтально-информационный экологический проект для подготовительной группы «Птицы нашего края»...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Лекарственные растения нашего края"
На территории нашего края произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить полезные свойства растений, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и...
Экологический проект «Жалобная книга природы нашего края»
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная вкл...