"Развитие предпосылок связной речи"
статья по развитию речи на тему

Скворцова София Михайловна

В статье рассказывается как поэтапно можно развить у ребёнка связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predposylok_svyaznoy_rechi.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие предпосылок связной речи

( Консультация для воспитателей )

Известно, что не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.

В детском саду обучение  рассказыванию систематически и целенаправленно осуществляется в основном со старшего дошкольного возраста, возможности же младших дошкольников явно недооценивают. Однако, если педагог будет соблюдать принцип преемственности, т. е  будет устанавливать взаимосвязь разных сторон речи и их соотношение на разных  ступенях усвоения языка, в обучении, он  сможет не только опираться  на прошлый опыт, но и строить обучение  с широкой ориентировкой на последующее.

Но для этого надо знать возрастные особенности младших дошкольников; уточнить некоторые вопросы преемственности содержания и методов развития речи в разных возрастных группах детского сада. На первый план должно выступить решение тех задач, которые влияют на построение связного высказывания. Это, во- первых, формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи.

Кстати, интонационная  выразительность  изживает  такие недостатки связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи. От звукового оформления речизависит эмоциональность, выразительность высказывания.

Во-вторых, работа над смысловой стороной слова, его оттенков.

Именно работа над смысловой стороной слова развивает умение правильно, точно, выразительно высказывать свою мысль, свободно выбирать языковые средства,которые наиболее точно отражают замысел говорящего и правильно сочетаются по смыслу.

В -третьих, работа над грамматической формой слова и предложения  в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

В- четвертых, работа над синтаксисом, где на первый план обучения детей правильному построению разных типов предложений, согласованию слов в предложении.

В– пятых, обучение умению составлять тексты – описательные, повествовательные, с соблюдением общей структуры, разнообразных средств связи как между отдельными предложениями, так и его частями.

Форма занятий- фронтальные и индивидуальные. Цель этих занятий : развивать у каждого ребенка его речевые задатки.

Конкретно остановлюсь на той работе, которую просто необходимо вести по развитию связной речи, включающую взаимосвязь следующих речевых задач:

Словарная работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.

Вся эта работа делится на три этапа.

На первом этапе  учим детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества, действия. Этого можно достигнуть в ходе следующих игр:

«Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь», « Угадай игрушку», « Выполни команду»,«Что за предмет?» и т.д. Можно использовать и игры-соревнования. Такие, как: « Кто больше  увидит  и скажет про зайку, про медведя»…

На этом же этапе  ведется работа и по глагольной лексике.

 Второй этап включает в себя  задачи, где формируются элементарные представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, то есть строится по определенной схеме. Учим детей связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи.

Почти на каждом занятии дети должны выполнять лексические упражнения, например: подобрать синонимы (« Скажи по-другому»  или « Как можно еще сказать?» ), грамматические – подобрать глаголы совершенного и несовершенного вида ( делал- сделал, ел – поел и т. д ), согласовать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Наряду с этим решаются задачи и по звуковой культуре речи.

Третий этап .

Задачи:

  • учить детей умению вести диалог. Диалог в играх , играх– драмматизациях;
  • закрепить представление о структуре рассказа;
  • подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества.

Вот так постепенно день за днем и будет формироваться связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие предпосылок связной речи у дошкольников.

Презентация о формировании связной речи у детей дошкольного возраста....

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"...

Выступление на ПС "Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста"

quot;Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста"                                ...

Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление, внимание становится более устойчивым. С развитием речи совершенствуются восприятие и память, а следовательно формируется развитие связно...

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).Подготовила: воспитатель Алексеева Н.С. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим ...