"Развитие предпосылок связной речи"
статья по развитию речи на тему
В статье рассказывается как поэтапно можно развить у ребёнка связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_predposylok_svyaznoy_rechi.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие предпосылок связной речи
( Консультация для воспитателей )
Известно, что не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.
В детском саду обучение рассказыванию систематически и целенаправленно осуществляется в основном со старшего дошкольного возраста, возможности же младших дошкольников явно недооценивают. Однако, если педагог будет соблюдать принцип преемственности, т. е будет устанавливать взаимосвязь разных сторон речи и их соотношение на разных ступенях усвоения языка, в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее.
Но для этого надо знать возрастные особенности младших дошкольников; уточнить некоторые вопросы преемственности содержания и методов развития речи в разных возрастных группах детского сада. На первый план должно выступить решение тех задач, которые влияют на построение связного высказывания. Это, во- первых, формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи.
Кстати, интонационная выразительность изживает такие недостатки связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи. От звукового оформления речизависит эмоциональность, выразительность высказывания.
Во-вторых, работа над смысловой стороной слова, его оттенков.
Именно работа над смысловой стороной слова развивает умение правильно, точно, выразительно высказывать свою мысль, свободно выбирать языковые средства,которые наиболее точно отражают замысел говорящего и правильно сочетаются по смыслу.
В -третьих, работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
В- четвертых, работа над синтаксисом, где на первый план обучения детей правильному построению разных типов предложений, согласованию слов в предложении.
В– пятых, обучение умению составлять тексты – описательные, повествовательные, с соблюдением общей структуры, разнообразных средств связи как между отдельными предложениями, так и его частями.
Форма занятий- фронтальные и индивидуальные. Цель этих занятий : развивать у каждого ребенка его речевые задатки.
Конкретно остановлюсь на той работе, которую просто необходимо вести по развитию связной речи, включающую взаимосвязь следующих речевых задач:
Словарная работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.
Вся эта работа делится на три этапа.
На первом этапе учим детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества, действия. Этого можно достигнуть в ходе следующих игр:
«Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь», « Угадай игрушку», « Выполни команду»,«Что за предмет?» и т.д. Можно использовать и игры-соревнования. Такие, как: « Кто больше увидит и скажет про зайку, про медведя»…
На этом же этапе ведется работа и по глагольной лексике.
Второй этап включает в себя задачи, где формируются элементарные представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, то есть строится по определенной схеме. Учим детей связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи.
Почти на каждом занятии дети должны выполнять лексические упражнения, например: подобрать синонимы (« Скажи по-другому» или « Как можно еще сказать?» ), грамматические – подобрать глаголы совершенного и несовершенного вида ( делал- сделал, ел – поел и т. д ), согласовать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Наряду с этим решаются задачи и по звуковой культуре речи.
Третий этап .
Задачи:
- учить детей умению вести диалог. Диалог в играх , играх– драмматизациях;
- закрепить представление о структуре рассказа;
- подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества.
Вот так постепенно день за днем и будет формироваться связная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие предпосылок связной речи у дошкольников.
Презентация о формировании связной речи у детей дошкольного возраста....
Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"
Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"...
Презентация "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников".
Развитие речи младших дошкольников...
Сообщение из опыта работы воспитателя второй младшей группы "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников."
Презентация к педагогическому совету....
Выступление на ПС "Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста"
quot;Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста" ...
Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста
На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление, внимание становится более устойчивым. С развитием речи совершенствуются восприятие и память, а следовательно формируется развитие связно...
Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).
Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).Подготовила: воспитатель Алексеева Н.С. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим ...