НОД по ОО "Речевое развитие" тема "Весна идет, весне дорогу"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект по развитию речи-составление рассказа по картине А.Саврасова "Грачи прилетели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_rechevoe_razvitie_vesna_idet_vesne_dorogu.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
Тема: «Весна идет, весне дорогу»
(подготовительная группа)
Воспитатель
МАДОУ «Сказка»
Шаповалова С.В.
Тема: «Весна идет, весне дорогу»
Программные задачи:
Обучающие:
- Учить составлять простые и сложные предложения, небольшой связный рассказ по фрагменту картины о весне.
-Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.
-Упражнять в образовании родственных слов от слова грач, уменьшительно-ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительные и прилагательные.
-Закрепить умение использовать предлоги: на, в, около, за, под.
- Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).
Развивающие:
-Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
-Активизировать словарь: ранняя, проталина, весенний, весенняя, весеннее, грач, грачевник, подснежник.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту; активность, выдержку.
Материал:
Картина А.Саврасова "Грачи прилетели" ("Ранняя весна").
Сюжетные и пейзажные картинки о весне. Клубки. Аудиозапись «Голос леса, Голоса птиц»
Методические приемы:
Словесные: Вопросы, чистоговорки, составление предложений, рассказов по картине, чтение стихотворение Дружининой "Весна", игровые упражнения: "Где грач?", "Назовите ласково", "Закончи предложение".
Наглядные: Картина "Грачи прилетели", картинки о весне,.
Практические: физминутка, выкладывание скворечника из палочек
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за изменениями в природе, беседы о ранней весне с рассматриванием иллюстрации, заучивание стихотворения Дружининой "Весна".
Ход занятия:
Воспитатель: У нас сегодня гости. Будем говорить громко, внятно, чтобы гости нас услышали. Будем работать дружно. Подготовим наши язычки для чистоговорки:
на - на - на - наступила весна.
но - но - но - распахнем окно.
не - не - не - рады мы весне.
Дети и воспитатель стоят в кругу.
Вос-ль загадывает загадку:
Светает рано по утрам
Весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? Весна.
После холодной зимы, пришла к нам весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы весну встречать.
В-ль: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!( Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.)
- Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдоль тропинка зовет.
Вос-ль: - Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
Звучит музыка.
Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.
В-ль: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
(Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т.п.)
В-ль: - Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.
Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами звуков. Закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес? ( Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы» )
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
В-ль:- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Моделирование картины «ВЕСНА»
В-ль: - В какой лес мы с вами пришли?
Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный
В-ль: - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
В-ль: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце)
А вы рада весеннему солнышку? Давайте его позовем, пусть согреет нас своим теплом.
Дети проговаривают закличку «Солнышко»
Солнышко красное, гори, гори ясно.
В небо птичкой полети, нашу Землю освети,
В небо рыбкой поплыви, нашу Землю оживи,
Всех на свете ребятишек, обогрей, оздорови!
В: Вот и выглянуло наше солнышко, стало теплее, светлее и веселее
Звучит звукозапись «голоса птиц».
В-ль: - Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Ребенок читает:
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Вос-ль: А сейчас мы будем составлять рассказ по картине "Грачи прилетели".
- Дети, посмотрите на эту картину. (Ставлю на мольберт).
- Как ее можно назвать?
Составьте небольшие рассказы по этой картине. Расскажите о весне - какое время года наступило, какое небо, как светит солнце, что происходит со снегом, о проталинках, о грачах. Рассказ должен быть интересным и законченным. (рассказывают 3 ребенка).
В-ль: - В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.
В-ль и дети:
- Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Вос-ль : Вот и мишка проснулся.
Физминутка (на одного ребенка одеваю маску медведя)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед, (наклоны)
Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (сели на ковер)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру "Где грач" (использовать картину "Грачи прилетели" - грачи на ветке, в гнезде, около ручья, на проталине, под деревом, за деревом).
Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его….. (Скворец)
Ребенок загадывает загадку:
Между веток новый дом
Нет двери в доме том, Только круглое окошко, Не пролезет даже кошка. (Скворечник.)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
В-ль: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») Появляются проталины. (обращаю внимание детей на снег –вату) Потрогайте снег .
-Каким он стал? (мокрым, липким, сырым). Раздвигаю мокрую вату и показывает детям, что появляются первые цветы – первоцветы.
- Какого весеннего гостя вы видите на проталине? (подснежник)
- Почемуони так называются? (потому что первыми выглядывают из-под снега.
-Посмотрите, какие они нежные и трогательные. Давайте и мы превратимся в подснежников.
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
улыбнулись (улыбаются),
потянулись (тянутся),
раз - росой они умылись (умываются),
два – изящно покружились (кружатся),
три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
а четыре полетели (бегают),
пять они остановились (останавливаются)
и тихонько опустились (приседают).
Вос-ль: Молодцы, вы были настоящими цветочками-подснежниками. Чему они радуются?
Дети: Солнышку, теплу, весне!
Вос-ль: Я предлагаю вам поиграть в игру "Закончите предложение" Догадайтесь.
Про что можно сказать:
- Теплое, яркое, ласковое, лучистое - солнце.
- Голубое, чистое, высокое, ясное - небо
- Грязный, рыхлый, черный - снег
- Веселый, звонкий, быстрый - ручей
- Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная - весна
- Молодая, зеленая, мягкая, шелковистая – трава
Составление предложений (на столах у детей сюжетные, пейзажные картинка).
Вос-ль: Дети, посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним:
- На поляне расцвела (растут) белые подснежники.
- Грачи вьют гнезда.
- На ветках висят длинные сосульки.
Вос-ль: Молодцы! Постарались. Предложения получились красивые, длинные.
Вос-ль: Я предлагаю назвать ласково "Ветер - ветерок, ручей - ручеек, снег - снежок, вода - водичка, облако - облачко, проталина - проталинка, ветка - веточка, трава - травушка, солнце - солнышко, день - денек.
Ребята, пришло время нам возвращаться в детский сад. А пока мы будем идти, давайте повторим стихотворение о весне
В-ль и дети:Улыбаются все люди (Идут по кругу.)
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна! (Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.)
По лугу, лесу и полянке (Ритмично шагают на месте.)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться (Взмахивают обеими руками к себе.)
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно (Ритмично щелкают пальцами.)
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой (Потирают ладони.)
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи по всюду (Делают из пальцев «бутон».)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит (Прикладывают руку к уху.)
Весенний звон!
Вос-ль: Вот мы с вами и в д/с.
"Весна", Дружинина.
Что весной творится!
Прилетают птицы!
Тает снег и тает лед,
И на речках - ледоход!
Появляется трава,
Оживает поле.
Ливень льет как из ведра,
Гром грянет: "Весна" Ура!"
Восп-ль: А вы рады весне? Улыбнитесь, покажите, как вы рады весне. Наше путешествие закончилось. Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. Что вам запомнилось и понравилось в путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи "Весна идет-весне дорогу"
Занятие по развитию речи "Весна идет-весне дорогу"...
НОД по развитию речи "Идет весна, весне дорогу!"
Конспек открытого занятия по развитию речи в старшей группе....
Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе "Весна идет, весне дорогу!"
Цель: формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы.Задачи:1. Уточнить и систематизировать представле...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»
Развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоциального отношения к красоте весенней природы....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...
Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Весна идет-весне дорогу!»
Конспект НОД в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие". Тема: "Весна идет-весне дорогу!"...
Конспект ООД по развитию речи. " Весна идет! Весне Дорогу! "
Закрепление представлений о весне....
- Мне нравится (1)