«Приключения Снеговика»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
(с использованием технологий ТРИЗ и РТВ (развитие творческого воображения), здоровьесберегающие технологии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
(с использованием технологий ТРИЗ и РТВ (развитие творческого воображения), здоровьесберегающие технологии)
«Приключения Снеговика»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
- формирование связной речи детей подготовительной группы посредством ТРИЗ и РТВ технологий.
Задачи:
- упражнять составлять сложные предложения, отвечая на поисковые вопросы педагога;
- закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;
- развивать воображение и фантазию детей;
- способствовать развитию словотворчества;
- вырабатывать стремление к изобретательности, поиску новых решений; воспитывать чувство сопереживания героям;
- воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа:
- беседа на тему: «Откуда пришел обычай лепить снеговиков»
- рассказывание воспитателем сказки «Морозко»
- чтение стихов и отгадывание загадок на зимнюю тематику
- просмотр мультипликационных фильмов: «Снеговик – почтовик», «Когда зажигают елки»
- рисование и изготовление книги-альбома на тему: «Животные жарких стран»
- коллективная работа «Снеговик из наших ладошек»
- раскраски для детей со снеговиками
- лепка снеговика во время прогулки
- сюжетно-ролевая игра на прогулке «Магазин Деда Мороза»
- подвижные игры в зимнем городке
- хороводные игры со Снеговиком.
Оборудование:
- коллективная работа «Снеговик из наших ладошек»
- книга-самоделка из рисунков детей «Животные жарких стран»
- иллюстрации с изображением вьюги и зимнего пейзажа
- опорные схемы для рассказывания
- музыкальный центр, диктофон, аудиозаписи: «Звук вьюги», «Песенка Красной Шапочки» (композитор А. Рыбников).
Ход ООД:
Дети занимаются самостоятельной деятельностью, входит воспитатель, в руках - коллективная работа «Снеговик из наших ладошек».
- Здравствуйте ребята! Сегодня Снеговик решил прийти к нам в гости и хочет с вами лично поздороваться. А так как он известный выдумщик, то просит вас поздороваться, не повторяясь.
Каждый ребенок должен поздороваться со Снеговиком по-своему: кто-то говорит одну фразу: «Здравствуй!», «Привет!», кто-то говорит: «Как я рад тебя видеть!», «Как я по тебе соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!», кто-то - жестами, кто-то - с поклоном, с разной интонацией.
- Как вы думаете, как чувствует себя Снеговик? (Ему хорошо. Он радуется и улыбается всем, потому что он увидел, как мы любим его)
- Давайте и мы все улыбнемся Снеговику и друг другу. Присаживайся Снеговик, будешь с нами играть!
Звучит аудиозапись «Звук вьюги»
- Ой, ребята, что это за музыка такая сердитая, громкая, чуть-чуть страшная. Послушайте внимательно и скажите, на что она похожа? (Как-будто дует сильный ветер)
- Да. Это ветер задул, снежинки закружились, вьюга разыгралась.
Воспитатель показывает иллюстрацию вьюги. Дети изображают вьюгу. По сигналу «вьюга начинается» дети тихо говорят: «у-у-у…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «у-у-у…»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише: «у-у-у»; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.
- Снег на полях, лед на реке, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
- Как вы догадались? (Ответы детей) Показ иллюстрации зимнего пейзажа
- Ребята, какие еще вы можете вспомнить загадки или стихи о зиме?
Дети читают стихи, загадывают и разгадывают загадки.
Загадки о зиме:
После осени пришла.
Да сугробы намела. (Зима)
Скатерть бела
А весь мир одела. (Зима)
Хлопья белые летят, тихо падают,кружат. Стало все кругом бело. Чем дорожки замело? (зима)
Стихотворения про зиму:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
(А..Фет)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
(И. Суриков)
- А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь и февраль)
- Какая погода бывает зимой? (Холодная, морозная)
- Давайте погреемся!
Дети греют руки, дуют на них.
- Чем покрыта земля зимой? (Снегом)
- Какой бывает снег? (Белый, мягкий, пушистый, липкий, легкий, холодный)
- Что вы любите делать зимой, когда гуляете на улице? (Кататься на санках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков)
- Давайте вспомним, как мы лепили снеговика?
Составление рассказа из личного опыта с использованием опорных схем.
(Сначала мы слепили большой ком – туловище снеговика, потом на этот ком положили сверху второй ком поменьше – голову. А с боков прикрепили два маленьких комка – руки)
- В странах, где холодно лепят снеговика из снега, а где жарко - из чего можно лепить снеговика? Из снега можно? (Нет. Там, где жарко – снега не бывает!)
- А из чего тогда можно сделать снеговика, как вы думаете? (Из песка и воды)
- Как можно назвать такого снеговика, который сделан из песка? (Песочный снеговик, песковик, песковичек, песочник)
- Какие интересные слова вы придумали! А что будет с нашим Снеговиком, если он попадет в жаркие страны? (Растает)
- Значит наш снеговик никогда не был там, где жарко и не видел какие там живут животные, птицы. Ребята, мы с вами рисовали на прошлой недели животных жарких стран. Давайте, познакомим нашего Снеговика с ними и подружим их!
Упражнение в составлении описательных рассказов по рисункам.
Дети встают перед Снеговиком, перелистывают книгу-самоделку «Животные жарких стран», показывают и называют животных, которых они нарисовали, описывают их поведение и повадки, и предлагают Снеговику подружиться с ними.
- Замечательно, что мы нашли друзей для Снеговика! Когда я слушала ваши рассказы, вспомнила такую скороговорку:
Воспитатель произносит скороговорку наизусть в замедленном темпе с отчетливым произношением сложных звуков
Жил да был Снеговичок:
Рот - травинка, нос - сучок.
Все зверята с ним дружили,
В гости часто заходили.
Воспитатель с детьми проговаривает скороговорку несколько раз не громко, ритмично, с приглушенными интонациями, потом дети проговаривают ее самостоятельно в медленном темпе шепотом, далее индивидуальное проговаривание и увеличение темпа.
Постановка воспитателем проблемного вопроса.
- Грустно только! Когда станет тепло, снеговик растает… Можно ли что-нибудь сделать, чтобы снеговик не растаял? (Ответы детей)
- Давайте, поможем ему и вместе придумаем сказку!
Сочинение сказки от проблемного вопроса со спасательной ситуацией.
Воспитатель использует диктофон для записи отдельных предложений.
- Как начинаются все сказки? С каких слов? (Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве… Это было давным-давно… Однажды…)
- Правильно. Итак, начнем. Жил-был Снеговик. Посмотрите на нашего Снеговика повнимательнее. Давайте опишем его части тела, глазки, нос, что у него еще есть. (Ответы детей.)
Воспитатель обращается к Снеговику:
Что стоишь и ждешь, дружок:
Ком, комочек и комок?
Угли - глазки, нос - морковка,
И метелку держишь ловко.
В о с п и т а т е л ь. А зачем Снеговику метелка? (Ответы детей).
В о с п и т а те л ь. Предлагаю начать с того, что Снеговик подметал дорожку. Кто хочет продолжить?
Р е б е н о к. Все почти убрал, вдруг прилетела Снежная Королева.
Р е б е н о к. Снеговик сказал: «Кто ты такая?»
Р е б е н о к. Я, Снежная Королева!
Р е б е н о к. Здравствуй, Снежная Королева! Сделай так, чтобы я никогда не растаял!
В о с п и т а т е л ь. Снежная королева помогла Снеговику?
Р е б е н о к. Снежная Королева сказала, что исполнит его желание. Если он отдаст ей свое ведро, то она отправит его на Северный полюс. Там всегда холодно и много снега.
В о с п и т а т е л ь. Отдаст Снеговик Снежной Королеве свое ведро, чтобы попасть на Северный полюс?
Р е б е н о к. Нет. Он не может отдать ей свое ведро, потому что под ним прячутся птички от вьюги.
Р е б е н о к. Он сам пошел искать Северный полюс. Пошел, куда угольки глядят…
В о с п и т а т е л ь. Долго шел Снеговик?
Р е б е н о к. Долго шел Снеговик и пришел к нам в садик.
В о с п и т а т е л ь. Как мы встретили Снеговика?
Д е т и. С радостью! Читали стихи, пели песни, танцевали.
В о с п и т а т е л ь. Давайте потанцуем вместе со Снеговиком!
Музыкально-ритмическая разминка
Дети встают в круг. Воспитатель со Снеговиком показывает танцевальные движения под музыку «Песенка Красной Шапочки», а дети повторяют.
В о с п и т а т е л ь. Потанцевали, а теперь давайте продолжим нашу сказку. Что же было дальше со Снеговиком?
Р е б е н о к. Мы решили познакомить Снеговика с животными Африки, ведь он их никогда не видел.
Р е б е н о к. Они стали друзьями.
Р е б е н о к. Снеговик у них спрашивает: «А у Вас живут снеговики?».
Д е т и. Мы ему говорим: «Не бывает снеговиков там, где жарко! Там, наверное, бывают песковики, которых лепят из песка. Там же песка много!»
В о с п и т а т е л ь. Наверное, Снеговик загрустил после таких слов: «Закончится зима – я растаю! Что мне делать?» ...
Спасательная ситуация
Р е б е н о к. Не грусти! Пошли с нами на праздник. Мы будем путешествовать по миру, по разным странам с тобой. Ты увидишь своих братьев, которые живут там, где холодно.
Р е б е н о к. На празднике будут Дедушки Морозы разных стран. Давайте попросим их, чтобы Снеговик не растаял!
- Молодцы! Теперь послушаем, какая сказка у нас получилась.
Слушание аудиозаписи получившейся детской сказки
Сказка «Приключение Снеговика»
Жил-был Снеговик. Снеговик подметал дорожку. Все почти убрал, вдруг прилетела Снежная Королева.
Снеговик сказал:
-Кто ты такая?
-Снежная Королева, я!
-Здравствуй, Королева! Сделай так, чтобы я никогда не растаял!
-Я исполню твое желание, если ты отдашь мне свое ведро – отправлю на Северный полюс! Там всегда холодно и много снега!
-Я не могу тебе отдать свое ведро! Я сам пойду на Северный полюс!
Он не знал, где Северный полюс. Он пошел его искать. Пошел, куда угольки глядят…
Долго шел Снеговик и пришел к нам в садик. А мы рисовали животных, которые живут в Африке. Мы решили познакомить Снеговика с животными, ведь он их никогда не видел. Они стали друзьями. Снеговик у них спрашивает:
-А у Вас живут снеговики?
-Не знаем!
Мы ему говорим:
-Не бывает снеговиков там, где жарко! Там, наверное, бывают Песковики, которых дети лепят из песка. Там же песка много!
Снеговик загрустил:
-Закончится зима – я растаю! Что мне делать? ...
-Не грусти! Пошли с нами на праздник. Мы будем путешествовать по миру, по разным странам с тобой. Ты увидишь своих братьев, которые живут там, где холодно.
Снеговик сказал:
-Вы можете сделать так, чтобы я не растаял?
-На празднике будут Дедушки Морозы разных стран. Мы попросим их, сделать так, чтобы ты не растаял!
- Какую замечательную сказку мы сочинили! Молодцы! Как нам помог Дима - подсказал с началом сказки! У Андрея мне понравилось выражение «куда угольки глядят». А какие новые слова вы сегодня придумали: «песковик», песковичек»! Снеговику понравилось сегодня у нас в гостях: он узнал, какие животные живут в жарких странах, потанцевал вместе с нами, послушал сказку, которую мы придумали для него. А что нового узнали вы? Что запомнилось больше всего, что удивило?
(Ответы детей)
- Как еще можно помочь Снеговику?
Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает
- Очень хорошо! Молодцы! Давайте сделаем таких снеговиков, которые не растают! Пусть и мамы с папами нам в этом помогут! У нашего Снеговика появятся новые друзья. Мы соберем наших снеговиков в хоровод! Предлагаю дать название нашему хороводу: «Снеговики, собирайтесь в хоровод дружбы!» А сейчас нам пришла пора говорить слова прощания нашему Снеговику.
Дети встают со своих мест, подходят поочередно к Снеговику, говорят слова прощания: «До свидания!», «До новых встреч!», «Пока!», «Еще увидимся!» и провожают Снеговика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сюжетное занятие по физкультуре"Приключение снеговика"
Сюжетное занятие по физкультуре для средней группы с НОДА....
Родительское собрание «Новогоднее приключение снеговика».(проводится в игровой форме с последующим выполнением практического задания)
Родительское собрание проводится с родителями и детьми совместно.Родители знакомятся с различными, доступными формами работы с детьми....
План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»
(1) ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. (2) РТВ – развитие творческого воображения. ...
Зимнее приключения снеговика
Конспект НОД направленный на развитие познавательно- исследовательской деятельности детей....
Конспект занятия «Весенние приключения Снеговика» Подготовительная группа
Цели:Закрепить представление о весенних изменениях в природе.Упражнять в решении устных задач.Упражнять в классификации предметов по одному признаку.Закреплять знание о составе числа из 2 меньших.Упра...