«Приключения Снеговика»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Егорова Татьяна Сергеевна

Конспект  ООД по развитию речи в подготовительной группе

(с использованием технологий ТРИЗ  и РТВ (развитие творческого воображения), здоровьесберегающие технологии)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ООД по развитию речи в подготовительной группе

(с использованием технологий ТРИЗ  и РТВ (развитие творческого воображения), здоровьесберегающие технологии)

 «Приключения Снеговика»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель:

  • формирование связной речи детей подготовительной группы посредством ТРИЗ и РТВ технологий.

Задачи:

  • упражнять составлять сложные предложения, отвечая на поисковые вопросы педагога;
  • закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;
  • развивать воображение и фантазию детей;
  • способствовать развитию словотворчества;
  • вырабатывать стремление к изобретательности, поиску новых решений; воспитывать чувство сопереживания героям;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: 

  • беседа на тему: «Откуда пришел обычай лепить снеговиков»
  • рассказывание воспитателем сказки «Морозко»
  • чтение стихов и отгадывание загадок на зимнюю тематику
  •  просмотр мультипликационных фильмов: «Снеговик – почтовик», «Когда зажигают елки»
  •  рисование и изготовление книги-альбома на тему: «Животные жарких стран»
  • коллективная работа «Снеговик из наших ладошек»
  •  раскраски для детей со снеговиками
  • лепка снеговика во время прогулки
  •  сюжетно-ролевая игра на прогулке «Магазин Деда Мороза»
  •  подвижные игры в зимнем городке
  •  хороводные игры со Снеговиком.

Оборудование: 

  • коллективная работа «Снеговик из наших ладошек»
  •  книга-самоделка из рисунков детей «Животные жарких стран»
  • иллюстрации с изображением вьюги и зимнего пейзажа
  •  опорные схемы для рассказывания
  •  музыкальный центр, диктофон, аудиозаписи: «Звук вьюги», «Песенка Красной Шапочки» (композитор А. Рыбников).

Ход ООД:

        

Дети занимаются самостоятельной деятельностью, входит воспитатель, в руках - коллективная работа «Снеговик из наших ладошек».

- Здравствуйте ребята! Сегодня Снеговик решил прийти к нам в гости и хочет с вами лично поздороваться. А так как он известный выдумщик, то просит вас поздороваться, не повторяясь.

Каждый ребенок должен поздороваться со Снеговиком по-своему: кто-то говорит одну фразу: «Здравствуй!», «Привет!», кто-то говорит: «Как я рад тебя видеть!», «Как я по тебе соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!», кто-то - жестами, кто-то - с поклоном, с разной интонацией.

- Как вы думаете, как чувствует себя Снеговик? (Ему хорошо. Он радуется и улыбается всем, потому что он увидел, как мы любим его)

- Давайте и мы все улыбнемся Снеговику и друг другу. Присаживайся Снеговик, будешь с нами играть!

Звучит аудиозапись «Звук вьюги»

- Ой, ребята, что это за музыка такая сердитая, громкая, чуть-чуть страшная. Послушайте внимательно и скажите, на что она похожа? (Как-будто дует сильный ветер)

- Да. Это ветер задул, снежинки закружились, вьюга разыгралась.

Воспитатель показывает иллюстрацию вьюги. Дети изображают вьюгу. По сигналу «вьюга начинается» дети тихо говорят: «у-у-у…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «у-у-у…»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише: «у-у-у»; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.

- Снег на полях, лед на реке, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

- Как вы догадались? (Ответы детей) Показ иллюстрации зимнего пейзажа

- Ребята, какие еще вы можете вспомнить загадки или стихи о зиме?

Дети читают стихи, загадывают и разгадывают загадки.

Загадки о зиме:

После осени пришла.
Да сугробы намела. (Зима)

Скатерть бела
А весь мир одела. (Зима)

Хлопья белые летят, тихо падают,кружат.   Стало все кругом бело. Чем дорожки замело? (зима)

Стихотворения про зиму:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

                 (А..Фет)

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

                (И. Суриков)

- А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь и февраль)

- Какая погода бывает зимой? (Холодная, морозная)

- Давайте погреемся!

Дети греют руки, дуют на них.

- Чем покрыта земля зимой? (Снегом)

- Какой бывает снег? (Белый, мягкий, пушистый, липкий, легкий, холодный)

- Что вы любите делать зимой, когда гуляете на улице? (Кататься на санках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков)

- Давайте вспомним, как мы лепили снеговика?

Составление рассказа из личного опыта с использованием опорных схем.

(Сначала мы слепили большой ком – туловище снеговика, потом на этот ком положили сверху второй ком поменьше – голову. А с боков прикрепили два маленьких комка – руки)

- В странах, где холодно лепят снеговика из снега, а где жарко - из чего можно лепить снеговика? Из снега можно? (Нет. Там, где жарко – снега не бывает!)

- А из чего тогда можно сделать снеговика, как вы думаете? (Из песка и воды)

- Как можно назвать такого снеговика, который сделан из песка? (Песочный снеговик, песковик, песковичек, песочник)

- Какие интересные слова вы придумали! А что будет с нашим Снеговиком, если он попадет в жаркие страны? (Растает)

- Значит наш снеговик никогда не был там, где жарко и не видел какие там живут животные, птицы. Ребята, мы с вами рисовали на прошлой недели животных жарких стран. Давайте, познакомим нашего Снеговика с ними и подружим их!

Упражнение в составлении описательных рассказов по рисункам.

Дети встают перед Снеговиком, перелистывают книгу-самоделку «Животные жарких стран», показывают и называют животных, которых они нарисовали, описывают их поведение и повадки, и предлагают Снеговику подружиться с ними.

- Замечательно, что мы нашли друзей для Снеговика! Когда я слушала ваши рассказы, вспомнила такую скороговорку:

Воспитатель произносит скороговорку наизусть в замедленном темпе с отчетливым произношением сложных звуков

Жил да был Снеговичок:

Рот - травинка, нос - сучок.

Все зверята с ним дружили,

В гости часто заходили.

Воспитатель с детьми проговаривает скороговорку несколько раз не громко, ритмично, с приглушенными интонациями, потом дети проговаривают ее самостоятельно в медленном темпе шепотом, далее индивидуальное проговаривание и увеличение темпа.

Постановка воспитателем проблемного вопроса.

- Грустно только! Когда станет тепло, снеговик растает… Можно ли что-нибудь сделать, чтобы снеговик не растаял? (Ответы детей)

- Давайте, поможем ему и вместе придумаем сказку!

Сочинение сказки от проблемного вопроса со спасательной ситуацией.

Воспитатель использует диктофон для записи отдельных предложений.

- Как начинаются все сказки? С каких слов? (Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве… Это было давным-давно… Однажды…)

- Правильно. Итак, начнем. Жил-был Снеговик. Посмотрите на нашего Снеговика повнимательнее. Давайте опишем его части тела, глазки, нос, что у него еще есть. (Ответы детей.)

Воспитатель обращается к Снеговику:

Что стоишь и ждешь, дружок:

Ком, комочек и комок?

Угли - глазки, нос - морковка,

И метелку держишь ловко.

В о с п и т а т е л ь. А зачем Снеговику метелка? (Ответы детей).

В о с п и т а те л ь. Предлагаю начать с того, что Снеговик подметал дорожку. Кто хочет продолжить?

Р е б е н о к. Все почти убрал, вдруг прилетела Снежная Королева.

Р е б е н о к. Снеговик сказал: «Кто ты такая?»

Р е б е н о к. Я, Снежная Королева!

Р е б е н о к. Здравствуй, Снежная Королева! Сделай так, чтобы я никогда не растаял!

В о с п и т а т е л ь. Снежная королева помогла Снеговику?

Р е б е н о к. Снежная Королева сказала, что исполнит его желание. Если он отдаст ей свое ведро, то она отправит его на Северный полюс. Там всегда холодно и много снега.

В о с п и т а т е л ь. Отдаст Снеговик Снежной Королеве свое ведро, чтобы попасть на Северный полюс?

Р е б е н о к. Нет. Он не может отдать ей свое ведро, потому что под ним прячутся птички от вьюги.

Р е б е н о к. Он сам пошел искать Северный полюс. Пошел, куда угольки глядят…

В о с п и т а т е л ь. Долго шел Снеговик?

Р е б е н о к. Долго шел Снеговик и пришел к нам в садик.

В о с п и т а т е л ь. Как мы встретили Снеговика?

Д е т и. С радостью! Читали стихи, пели песни, танцевали.

В о с п и т а т е л ь. Давайте потанцуем вместе со Снеговиком!

Музыкально-ритмическая разминка

Дети встают в круг. Воспитатель со Снеговиком показывает танцевальные движения под музыку «Песенка Красной Шапочки», а дети повторяют.

В о с п и т а т е л ь. Потанцевали, а теперь давайте продолжим нашу сказку. Что же было дальше со Снеговиком?

Р е б е н о к. Мы решили познакомить Снеговика с животными Африки, ведь он их никогда не видел.

Р е б е н о к. Они стали друзьями.

Р е б е н о к. Снеговик у них спрашивает: «А у Вас живут снеговики?».

Д е т и. Мы ему говорим: «Не бывает снеговиков там, где жарко! Там, наверное, бывают песковики, которых лепят из песка. Там же песка много!»

В о с п и т а т е л ь. Наверное, Снеговик загрустил после таких слов: «Закончится зима – я растаю! Что мне делать?» ...

Спасательная ситуация

Р е б е н о к. Не грусти! Пошли с нами на праздник. Мы будем путешествовать по миру, по разным странам с тобой. Ты увидишь своих братьев, которые живут там, где холодно.

Р е б е н о к. На празднике будут Дедушки Морозы разных стран. Давайте попросим их, чтобы Снеговик не растаял!

- Молодцы! Теперь послушаем, какая сказка у нас получилась.

Слушание аудиозаписи получившейся детской сказки

Сказка «Приключение Снеговика»

        Жил-был Снеговик.        Снеговик подметал дорожку. Все почти убрал, вдруг прилетела Снежная Королева.        

        Снеговик сказал:

-Кто ты такая?

-Снежная Королева, я!

-Здравствуй, Королева! Сделай так, чтобы я никогда не растаял!

-Я исполню твое желание, если ты отдашь мне свое ведро – отправлю на Северный полюс! Там всегда холодно и много снега!

-Я не могу тебе отдать свое ведро! Я сам пойду на Северный полюс!

        Он не знал, где Северный полюс. Он пошел его искать. Пошел, куда угольки глядят…

        Долго шел Снеговик и пришел к нам в садик. А мы рисовали животных, которые живут в Африке. Мы решили познакомить Снеговика с животными, ведь он их никогда не видел. Они стали друзьями. Снеговик у них спрашивает:

-А у Вас живут снеговики?

-Не знаем!

        Мы ему говорим:

-Не бывает снеговиков там, где жарко! Там, наверное, бывают Песковики, которых дети лепят из песка. Там же песка много!

        Снеговик загрустил:

-Закончится зима – я растаю! Что мне делать? ...

-Не грусти! Пошли с нами на праздник. Мы будем путешествовать по миру, по разным странам с тобой. Ты увидишь своих братьев, которые живут там, где холодно.

        Снеговик сказал:

-Вы можете сделать так, чтобы я не растаял?

        -На празднике будут Дедушки Морозы разных стран. Мы попросим их, сделать так, чтобы ты не растаял!

- Какую замечательную сказку мы сочинили! Молодцы! Как нам помог Дима - подсказал с началом сказки! У Андрея мне понравилось выражение «куда угольки глядят». А какие новые слова вы сегодня придумали: «песковик», песковичек»! Снеговику понравилось сегодня у нас в гостях: он узнал, какие животные живут в жарких странах, потанцевал вместе с нами, послушал сказку, которую мы придумали для него. А что нового узнали вы? Что запомнилось больше всего, что удивило?

(Ответы детей)

- Как еще можно помочь Снеговику?

Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает

- Очень хорошо! Молодцы! Давайте сделаем таких снеговиков, которые не растают! Пусть и мамы с папами нам в этом помогут! У нашего Снеговика появятся новые друзья. Мы соберем наших снеговиков в хоровод! Предлагаю дать название нашему хороводу: «Снеговики, собирайтесь в хоровод дружбы!» А сейчас нам пришла пора говорить слова прощания нашему Снеговику.

Дети встают со своих мест, подходят поочередно к Снеговику, говорят слова прощания: «До свидания!», «До новых встреч!», «Пока!», «Еще увидимся!» и провожают Снеговика.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сюжетное занятие по физкультуре"Приключение снеговика"

Сюжетное занятие по физкультуре для средней группы с НОДА....

Родительское собрание «Новогоднее приключение снеговика».(проводится в игровой форме с последующим выполнением практического задания)

Родительское собрание проводится с родителями и детьми совместно.Родители знакомятся с различными, доступными  формами работы с детьми....

План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

(1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

Зимнее приключения снеговика

Конспект НОД направленный на развитие познавательно- исследовательской деятельности детей....

Конспект занятия «Весенние приключения Снеговика» Подготовительная группа

Цели:Закрепить представление о весенних изменениях в природе.Упражнять в решении устных задач.Упражнять в классификации предметов по одному признаку.Закреплять знание о составе числа из 2 меньших.Упра...