НОД по развитию звуковой культуры речи детей для старшего возраста " Песня Паровозика"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Садкевич Надежда Фёдоровна

Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста одна из основных задач детского сада. Чтобы речь ребенка была чистой и ясной необходимо обращать внимание , как ребенок произносит звуки.

Данное занятие позволит автоматизировать звук Ч в слогах, словах....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zkr.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

НОД ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТА

Цель: Развитие фонематического слуха, активизация звука Ч

Обучающие задачи

1.​ Учить  различать на слух и отчетливо произносить звук [Ч] изолированно, в слогах, в словах.

Развивающие задачи:

1. Совершенствовать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематический слух и восприятие

2.​ Совершенствовать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

1.​ Воспитывать  активность, доброжелательное отношения к птицам, желание помочь.

2.​ Воспитывать самоконтроль за правильным произношением звука [Ч]

Ход занятия:

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

В. Дети, я что – то слышу. А вы,  слышите? (звуки паровозика ч – ч – ч-)

(слайд  1). Появляется Паровозик

В. Здравствуй Паровозик, мы рады приветствовать тебя у нас в гостях.

П. Здравствуйте ребята, я к вам приехал не просто так, я привез вам свою песенку и хотел с вами ее поделиться.

В. Паровозик мы рады, что ты привез нам свою песенку и ее обязательно разучим. Но с начало я предлагаю ребятам разбудить наши ротики и язычки, чтобы твоя песенка звучала чисто и ясно. Присаживайтесь на стульчики.

Артикуляционная гимнастика.

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться  открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло. Захотел язычок побегать на улице. Выглянул на улицу и стал бегать, (двигаем язычком  влево и вправо). Спрятался язычок в домик. Захотел язычок попрыгать. Выглянул на улицу и стал прыгать, (поднимаем язык вверх и опускаем вниз) язычком  влево и вправо). Захотел язычок выпить стакан молока.  Поднимаем  кончик языка  к носу, края языка поднимаем вверх упражнение «Чашечка"

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит.

Проснулся язычок и захотел прибраться в домике, стал протирать пыль. Поднимаем кончик языка вверх к небу и гладим кончиком языка небо. Показал язычок грибок. Упражнение «Грибок». Вдруг он услышал стук. Кончиком языка стучим по бугоркам неба (чуть выше верхних резцов). Это пришла его подруга лошадка. И стали они играть. Упражнение «Лошадка». Носиком глубоко вдохнули, ротиком выдохнули (3 раза).

А вот теперь мы готовы разучивать твою песенку, Паровозик.

Песенка паровозика звучит так Ч – Ч- Ч.

Что бы песенка паровозика звучала чисто и правильно, мы

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук Ч глухой и мягкий.

В. Как звучит песенка паровозика?

Давайте закрепим звук Ч.

В. Я буду произносить звуки, если вы услышите звук Ч, хлопните в ладоши.

Д, в, ч, з, с, к, ч, ч, м, п, л, ч, ч, у, а, ч, с, ч..

Индивидуальная работа

1.Я знаю много других песенок: ЧА-ЧА – ЧА, Катя повтори -  ЧА-ЧА-ЧА. ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО,… ЧУ-ЧУ,… ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧИ-ЧИ,… ЧИ-ЧИ-ЧИ,  ЧЕ-ЧЕ,… ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ.  

Игра «Волшебный мешочек»

Присаживаемся на ковер

В. Давайте посмотрим, что находится в волшебном мешочке.

Андрей достань из мешочка предмет. Что это. Это часы.  А в слове часы есть звук Ч?  Где звук Ч находится в начале слова, в конце или в середине слова?

Ребенок. Звук Ч в слове часы находится в начале слова….

Часы, колокольчик, ручка, чешки, расческа, платочек, рукавички,  цепочка, очки, носочки, мяч, черепаха.

А сейчас мы с вами поиграем

ФИЗ минутка

Чок-чок-чок,

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут. ХА – ха - ха

В. Дети, присаживайтесь на стульчики. Паровозик (Слайд 2)

Паровозик. Ребята, я думаю, что вы мою песенка запомнили, а мне пора прощаться. До свидания, ребята. Ч  - Ч-  Ч - Ту – Ту – Ту.

В. Давайте мы на прощания Паровозику споем его песню.

В. Мы вначале громко пропоем песенку Паровозика, затем тише, а потом шепотом Ч – Ч – Ч – Ч -  ту – ту – ту.

В. Посмотрите в окно, на улице холодно, морозно. Тяжелое время настало для птиц. Им холодно и голодно. Послушайте внимательно стихотворения А. Чепуровова  «Трудно птицам зимовать»

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досоочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

В. Понравилось вам стихотворение? Про что это стихотворение, как называется столовая для птиц? Ответ  - Кормушка. Правильно,  и я предлагаю вам покормить сейчас птиц. Проходите за мной. Берите корм для птичек. Это семечки. Чем мы кормим птичек – Семечками. Саша, чем мы кормим птичек? – Семечками. Молодец. А теперь отойдем от кормушки и понаблюдаем. Кто прилетел к кормушке? Отвечайте шепотом, а то птичка улетит. Это синичка. Катя, кто прилетел? Шепотом. Это синичка. Кто прилетел? Это снегирь Правильно,  молодцы. Кто прилетел к кормушке? Это воробей. Что он делает, когда поет песенку? Чирикает. Витя, что он делает? Чирикает.   Какую воробей песенку поет? Чик –  чирик.  Давайте вместе пропоем -  Чик – чирик, чик – чирик, чик – чирик. Молодцы.

Дети давайте вспомним,  какую песенку мы разучили сегодня?

Назови слово на слово на звук Ч. Как чирикает воробей, кто прилетел к кормушке? Что мы сыпали в кормушку?

Молодцы, а теперь нам пора возвращаться в группу и мы пропоем нашу песенку, которую разучили. Ч – Ч- Ч- ту – ту.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста

Проект по  развитию звуковой культуры речи  может использоваться в работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В данной работе по...

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок активно усваивает разговорный язык, происходит становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценн...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...

Технологии развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Проект по звуковой культуре речи с детьми среднего возраста....

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность речи,дикцию.Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С, З, Ш, Ж, Ч, Ц, Щ, Л, Р(...