НОД по развитию звуковой культуры речи детей для старшего возраста " Песня Паровозика"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста одна из основных задач детского сада. Чтобы речь ребенка была чистой и ясной необходимо обращать внимание , как ребенок произносит звуки.
Данное занятие позволит автоматизировать звук Ч в слогах, словах....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТА
Цель: Развитие фонематического слуха, активизация звука Ч
Обучающие задачи
1. Учить различать на слух и отчетливо произносить звук [Ч] изолированно, в слогах, в словах.
Развивающие задачи:
1. Совершенствовать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематический слух и восприятие
2. Совершенствовать грамматический строй речи.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать активность, доброжелательное отношения к птицам, желание помочь.
2. Воспитывать самоконтроль за правильным произношением звука [Ч]
Ход занятия:
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
В. Дети, я что – то слышу. А вы, слышите? (звуки паровозика ч – ч – ч-)
(слайд 1). Появляется Паровозик
В. Здравствуй Паровозик, мы рады приветствовать тебя у нас в гостях.
П. Здравствуйте ребята, я к вам приехал не просто так, я привез вам свою песенку и хотел с вами ее поделиться.
В. Паровозик мы рады, что ты привез нам свою песенку и ее обязательно разучим. Но с начало я предлагаю ребятам разбудить наши ротики и язычки, чтобы твоя песенка звучала чисто и ясно. Присаживайтесь на стульчики.
Артикуляционная гимнастика.
Сказка «О Веселом Язычке»
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло. Захотел язычок побегать на улице. Выглянул на улицу и стал бегать, (двигаем язычком влево и вправо). Спрятался язычок в домик. Захотел язычок попрыгать. Выглянул на улицу и стал прыгать, (поднимаем язык вверх и опускаем вниз) язычком влево и вправо). Захотел язычок выпить стакан молока. Поднимаем кончик языка к носу, края языка поднимаем вверх упражнение «Чашечка"
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит.
Проснулся язычок и захотел прибраться в домике, стал протирать пыль. Поднимаем кончик языка вверх к небу и гладим кончиком языка небо. Показал язычок грибок. Упражнение «Грибок». Вдруг он услышал стук. Кончиком языка стучим по бугоркам неба (чуть выше верхних резцов). Это пришла его подруга лошадка. И стали они играть. Упражнение «Лошадка». Носиком глубоко вдохнули, ротиком выдохнули (3 раза).
А вот теперь мы готовы разучивать твою песенку, Паровозик.
Песенка паровозика звучит так Ч – Ч- Ч.
Что бы песенка паровозика звучала чисто и правильно, мы
- 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
- 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
- 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
- 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
- 5) Звук Ч глухой и мягкий.
В. Как звучит песенка паровозика?
Давайте закрепим звук Ч.
В. Я буду произносить звуки, если вы услышите звук Ч, хлопните в ладоши.
Д, в, ч, з, с, к, ч, ч, м, п, л, ч, ч, у, а, ч, с, ч..
Индивидуальная работа
1.Я знаю много других песенок: ЧА-ЧА – ЧА, Катя повтори - ЧА-ЧА-ЧА. ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО,… ЧУ-ЧУ,… ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧИ-ЧИ,… ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧЕ-ЧЕ,… ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ.
Игра «Волшебный мешочек»
Присаживаемся на ковер
В. Давайте посмотрим, что находится в волшебном мешочке.
Андрей достань из мешочка предмет. Что это. Это часы. А в слове часы есть звук Ч? Где звук Ч находится в начале слова, в конце или в середине слова?
Ребенок. Звук Ч в слове часы находится в начале слова….
Часы, колокольчик, ручка, чешки, расческа, платочек, рукавички, цепочка, очки, носочки, мяч, черепаха.
А сейчас мы с вами поиграем
ФИЗ минутка
Чок-чок-чок,
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут. ХА – ха - ха
В. Дети, присаживайтесь на стульчики. Паровозик (Слайд 2)
Паровозик. Ребята, я думаю, что вы мою песенка запомнили, а мне пора прощаться. До свидания, ребята. Ч - Ч- Ч - Ту – Ту – Ту.
В. Давайте мы на прощания Паровозику споем его песню.
В. Мы вначале громко пропоем песенку Паровозика, затем тише, а потом шепотом Ч – Ч – Ч – Ч - ту – ту – ту.
В. Посмотрите в окно, на улице холодно, морозно. Тяжелое время настало для птиц. Им холодно и голодно. Послушайте внимательно стихотворения А. Чепуровова «Трудно птицам зимовать»
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досоочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
В. Понравилось вам стихотворение? Про что это стихотворение, как называется столовая для птиц? Ответ - Кормушка. Правильно, и я предлагаю вам покормить сейчас птиц. Проходите за мной. Берите корм для птичек. Это семечки. Чем мы кормим птичек – Семечками. Саша, чем мы кормим птичек? – Семечками. Молодец. А теперь отойдем от кормушки и понаблюдаем. Кто прилетел к кормушке? Отвечайте шепотом, а то птичка улетит. Это синичка. Катя, кто прилетел? Шепотом. Это синичка. Кто прилетел? Это снегирь Правильно, молодцы. Кто прилетел к кормушке? Это воробей. Что он делает, когда поет песенку? Чирикает. Витя, что он делает? Чирикает. Какую воробей песенку поет? Чик – чирик. Давайте вместе пропоем - Чик – чирик, чик – чирик, чик – чирик. Молодцы.
Дети давайте вспомним, какую песенку мы разучили сегодня?
Назови слово на слово на звук Ч. Как чирикает воробей, кто прилетел к кормушке? Что мы сыпали в кормушку?
Молодцы, а теперь нам пора возвращаться в группу и мы пропоем нашу песенку, которую разучили. Ч – Ч- Ч- ту – ту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-11377-1505459526.jpg)
Проект развития звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста
Проект по развитию звуковой культуры речи может использоваться в работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В данной работе по...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/21/picture-312269-1542811987.jpg)
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА .
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-990367-1514396577.jpg)
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст — это период, когда ребенок активно усваивает разговорный язык, происходит становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/27/picture-429863-1598493909.jpg)
Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/04/picture-657080-1664860780.jpg)
Технологии развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
Проект по звуковой культуре речи с детьми среднего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1425538-1664986976.png)
Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»
Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/29/picture-213715-1414574284.jpg)
Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность речи,дикцию.Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С, З, Ш, Ж, Ч, Ц, Щ, Л, Р(...