Технологии развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
статья

Толстухина Валерия Алексеевна

Проект по звуковой культуре речи с детьми среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zkr_v_sr.gr_.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 85 Красносельского района СПб)

ул. Освобождения, д. 29, корп. 2, литер А Санкт-Петербург, г. Красное Село, 198324

Проект по звуковой культуре речи с детьми среднего возраста.

  Автор – составители:

Воспитатель первой квалификационной категории

Толстухина Валерия Алексееввна

Санкт-Петербург

2020

Направление: практико – ориентированный

Актуальность

Речь является ключевым фактором развития ребенка в дошкольном возрасте, дает возможность высказывать свои мысли, является основным аспектом познавательных и коммуникативных умений. Звуковая сторона речи детей 4 -5 лет отличается некоторыми особенностями: с одной стороны у дошкольников развита восприимчивость к звукам чужой речи (не всегда правильной), с другой стороны недостаточно сформирована способность осознавать дефекты собственного произношения, характерно несовершенство моторики артикуляционного аппарата.  Зукопроизношение является качеством речи дошкольника, которое начинает формироваться первым. Настоящей проблемой педагогики последних лет является задержка формирования звуковой культуры речи детей, что влечет за собой необходимость работы, а подчас и коррекции звукового развития дошкольников.

Формирование культуры звукопроизношения иу детей дошкольного возраста является основной задачей дошкольного образования. Нормативно закреплена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

   К сожалению воспитание звуковой культуры речи сводится в основном к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка.

        Цель проекта

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений

Задачи проекта

Развивать речедвигательный аппарат;

развивать и  закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков: свистящих, шипящих  и сонорных ;

Развивать фонематических слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

Совершенствовать интонационную выразительность речи детей;

Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса, слуховое внимание, речевой слух…

Сроки реализации

Октябрь-май

       Способы оценки:

  • диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
  • наблюдения;
  • анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста.

На подготовительном этапе: подобрать и изучить методическую, научную и художественную литературу по теме проекта; провести диагностическое обследование детей по звуковой культуре речи; в родительское собрание включили вопрос проектной деятельности для дальнейшего взаимодействия с родителями; подобрать и систематизировать игры и игровые упражнения; дополнить речевой центр в группе.

На деятельностном этапе проводятся следующие мероприятия:

  • занятия по звуковой культуре речи;
  • дидактические игры, игровые упражнения;
  • занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
  • чтение художественной литературы ( чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);
  • фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привитии навыков речевого дыхания;
  • артикуляционную гимнастику;
  • “Слушание звуков улицы”;
  • подвижные игры;
  • консультации для родителей, оформление папок-передвижек.

Планируется вместе с родителями оформить в группе речевой центр – “Копилка слов”, картотека дидактических игр и игровых упражнений; сборник стихов и сказок, придуманных дома.

На заключительном этапе:

  • проведение диагностического обследования детей по звуковой культуры речи;
  • подведение итогов реализации проекта на родительском собрании;
  • оформление выставки “Звук-волшебник” для родителей, детей и педагогов ДОУ с использованием ТСО;
  • оформление тематической папки “Дидактические игры для развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста”.

Критерии отслеживания результативности:

  • дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
  • дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • отчетливо произносят слова и фразы;
  • пользуются умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Используемые игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей:

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

Например: са-са – идет ЛИСА

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Игра “Комары”

Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.

Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.

1-я подгруппа:

Комары, комары!
Вы уж будьте добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.

2-я подгруппа:

Отвечали комары:
– Мы и так к тебе добры.
Чтоб тебя нам не кусать,
Должен ты слова сказать
Звонкие, звенящие, комароговорящие.

Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.

Игра “ Найди игрушку”

Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Методическое сопровождение проекта:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4–5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Изд-во “Ювента”, 2002.
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.:ИД “Литера”, 2003. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.
  8. Развитие речи детей 4–5 лет: Метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ Т.И. Гризик, Л.Е.тимощук. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Светлова И.Е.Звук/Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 48 с., ил. – (Божья коровка).
  10. www.ourkids.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ППО. Тема :"Технология формирования культуры поведения детей среднего дошкольного возраста".

       Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.             Стать гармоничной личностью, уметь достойно вест...

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок активно усваивает разговорный язык, происходит становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценн...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В  материале представлена система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием....

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...