Методические рекомендации к проведению занятий по развитию речи
консультация по логопедии

Горовая Ольга Владимировна

Материал подготовлен для педагогов ДОУ при подготоке и проведении занятий по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_pedagogov_po_razv_rechi.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:


РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, но и на всех видах занятий по родному языку. Только на основе артикуляционно-правильной, дикционно четкой и ясной речи можно выработать и интонационно выразительную речь.

При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1–2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин.

На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий (физическое воспитание, изобразительная деятельность и др.), живая разговорная речь и художественная литература на занятиях по родному языку являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждого занятия важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данном занятии.

Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи.

Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребёнок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически.

Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5–10 мин, и таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить в занятие игровые персонажи, особенно  при  повторении  материала  (участие  в  игре Петрушки,  Буратино  и т. д.). Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Так, например, воспитатель дает задание на составление предложения с глаголом хотеть как во множественном числе, так и в единственном, или же предлагает сочетать с прилагательным существительные не только среднего рода, но также женского и мужского.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы, как:

1. Образец речи педагога.

2. Указания.

3. Мотивировка учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напоминаю вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый из вас хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок».

4. Сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы.

5. Сопряженная речь, отраженная речь.

6. Исправление, подсказка.

Планируя работу, воспитатель может по необходимости заменять одни тексты другими, в большей мере отвечающими языковым задачам данного занятия. При этом тематика, идейно-нравственная направленность, содержание и художественные достоинства нового произведения должны быть аналогичны заменяемому.

Планируя занятия по родному языку, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.

Так, в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений, представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания-сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.

Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах – на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так, знакомя с понятием предложения, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих групповую комнату, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.

Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой  рассказ-образец.  Затем,  напомнив  детям  его  структуру,  план («Где это было? Когда? С чего все началось? Что было потом? Чем закончился рассказ?»), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, порой с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

Метод разговора-беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки), на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.

Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, то «старшие» дети уже владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты  языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений – отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1) Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2) Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)

3) Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4) Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели беседы:

– уточнение содержания (главным образом идей и характеристик образов);

– привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);

– активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонации, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3–6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.

5) Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

6) Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7) Пересказ (3–7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый – новый для детей, сравнительно легкий; второй – уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.

Приемы пересказа:

1. Образец чтения произведения.

2. Вопросы к детям.

3. Объяснения, указания.

4. Упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.

5. Обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

6. Подсказ слова или фразы воспитателем.

7. Совместный пересказ педагога и ребенка.

8. Отраженный пересказ.

9. Пересказ по частям.

10. Оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый  и  второй  пересказы,  хотя  и  в  этом  случае  отмечают  немногие (1–2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…» и т. д.

11. Пересказ по ролям (в лицах).

12. Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению), по памяти, по воображению.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие – сопутствующими. Например, если формирование представления о предложении – основная задача, то морфологический разбор однокоренных слов и упражнение в отчетливом произнесении трудного звука, встречающегося в этих словах, будут на этом занятии сопутствующими задачами.

Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия (две-три части). Однако желательно, чтобы весь осваиваемый на одном занятии материал был объединен по содержанию тематически. Это позволит концентрировать внимание детей на решении языковых задач и экономно расходовать их нервную энергию, не тратя ее на вхождение в различные виды работы.

При определении количества частей в занятии нельзя допускать формализма. Количество языковых задач и количество частей в одном занятии зависит от уровня навыка детей, от сложности задания, от объема и стилистической сложности художественного произведения, используемого на занятии, и др.

При проведении занятий важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования. Например, для выработки интонационной выразительности в диалоге (вопрос, ответ) воспитатель читает на занятии народную песенку «Ты куда ходила, мышка?». Дети заучивают ее наизусть полностью. На следующем занятии несколько пар детей читают эту песенку по ролям и пробуют драматизировать ее. Окончательная отработка драматизации этой песенки осуществляется вне занятий, в утренние или вечерние часы; игра-драматизация исполняется детьми на одном из вечеров досуга, на празднике в детском саду.

При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности (степени абстрагирования):

– восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);

– использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы);

– словесные приемы – образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.

Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи,  которую  предстоит  решать  с  детьми  (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.

Особое место в плане (конспекте) занятия занимает текстовый дидактический материал – сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно-образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т. д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность и др.).

Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»

Даны практические рекомендации для воспитателей по проведению занятий по развитию речи....

Рекомендации к проведению занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с необходимыми рекомендациями к проведению занятий по развитию речи дошкольников....

"Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"

Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребёнком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры ег...

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям общеобразовательных групп поречевому развитию....

Консультация "Рекомендации к проведению занятий по развитию речи"

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность, безупречная  правильность формы, возрастная и педагогическая направленность...

Методические рекомендации к проведению занятия по развитию речи по сказке Д.Родари "Волшебный барабан"

Более трех лет работаю над развитием речи старших дошкольников. Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе содержит рекомендации по организации образовательной деятельности дете...