Программа по развитию речи «Речевичок»
рабочая программа по развитию речи на тему
Пояснительная записка.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
Наличие у дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии речи является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Развивая речь и фонематические процессы, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Речевичок» являются:
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании»;
- Программа "От рождения до школы" Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М. А. Васильева
Программа «Речевичок» разработана на основе программ Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В. Тумановой. «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»
(Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития у детей
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей)
Так же в разработке использовалась методическая литература
· Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе д/с для детей с ОНР (с 4х до 7 лет)»
· Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма»
· Г. А. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда
· Т. А. Ткаченко Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
· Т. А. Ткаченко Формирование лексико-грамматических представлений.
· Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи: альбом. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
· Т.С. Гомзяк Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей и подготовительной к школе логогруппе
В соответствии с современными требованиями программа «Речевичок»:
- соответствует принципам развивающего образования;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике школьного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
- программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и ориентирована на развитие различных сфер личности дошкольника.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста в форме совместной деятельности ребёнка и взрослого и самостоятельной деятельности детей. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, коррекцию недостатков физического и психического развития дошкольников.
Программа по развитию речи «Речевичок» поможет актуализировать внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции у ребенка.
Цель: содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Основные задачи коррекционно – развивающей работы:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
2. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов;
3. Развивать движения кистей и пальцев рук;
4. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки;
7. Совершенствовать грамматический строй речи;
8. Развивать связную речь;
9. Основы грамоты.
Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей очень индивидуальны. Занятия планируются в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.
Основная форма работы по развитию речи – фронтальные занятия 2 раза в неделю.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 4 - 7 лет.
Перспективное планирование работы с детьми 4– 5 лет
Период
| Формирование грамматического строя речи | Развитие связной речи и речевого общения | Обучение элементам грамоты. | Словарная работа по лексическим темам. | Развитие фонетико – фонематической системы языка. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
I период
Октябрь, ноябрь, декабрь. | 1. Учить различать и употреблять существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. 2. Учить понимать, а затем и употреблять в речи предлоги (в, на, с, из). 3. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже. 4. Учить согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя) с существительными женского и мужского рода. | 1. Учить составлять простые предложения по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по модели: o существительное им.п. + согласованный глагол + прямое дополнение;
2. Формировать умение договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.
3. Формировать умение повторять за логопедом рассказы – описания, составленные из 2 – 3 простых предложений на материале лексических тем.
|
Начинается со второго периода работы. | 1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам:
o «Осень», o «Сад - огород» o «Лес. Грибы» o «Домашние животные»; o «Лесные животные»; o «Наш город» o «Человек» o «Одежда. Обувь»; o «Посуда»; o «Игрушки» o «Зима. Зимние забавы» o «Новогодний праздник» 2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по перечисленным лексич. темам. 3. Учить правильно употреблять личные место | Просодическая сторона речи: 1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха. 2. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении логоритмических упражнений. Произносительная сторона речи: 1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и играх. 2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правиль- |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
|
|
|
| имения, притяжательные местоимения (мой, мая) и согласовывать их с существительными мужского и женского рода, притяжательные прилагательные (мамин. папин), наречий (вверху, внизу, вперед,. сзади, высоко, низко). 4. Формирование понятия «слово». | ной артикуляции нарушенных звуков. Слоговая структура слова: 1. Формировать умения различать на слух короткие и длинные слова. 2. Обучение правильному произношению двухсложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов и использовать их в речи. 3. Формировать умение выделять начальные гласные звуки из слов. |
II период
Январь, февраль, март | 1. Совершенствовать навык употребления существительных мужского и женского рода в ед. и мн. числе в им. п. 2. Учить образовывать относительные прилагательные со значением соотнесённости к продуктам питания, посуде, различным материалам. 3. Формировать навыки согласования прилагательных с существительными мужского, женского и | 1. Совершенствование диалогической речи, формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. 2. Совершенствовать умения повторять за логопедом рассказы – описания, составленные из 2 – 3 простых предложений на материале лексических тем.
3. Учить составлять простые предложения по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по модели: | 1. Формирование представлений о букве. 2. Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. | 1. Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам: o «Зимующие птицы»; o «Домашние птицы»; o «Посуда»; o «Продукты питания»; o «Наш дом»; o «Мебель»; o «Наземный транспорт»; o «Воздушный транспорт»; o «Водный транспорт». 2. Обучение пониманию | Просодическая сторона речи: 1. Продолжать формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. 2. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу). 3. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении логоритмических упражнений. Произносительная сторона |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| среднего рода в им.п. 4. Формировать умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 5. Учить понимать, а затем и употреблять в речи предлоги (в, на, с, под, из, по). 6. Учить употреблять существительные единственного числа в косвенных падежах. 7. Обучать образовывать и употреблять в речи глаголы настоящего времени 3-го лица ед. и мн. числа.
| o существительное им.п. + согласованный глагол + прямое дополнение; o существительное им.п. + согласованный глагол + определение. 4. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы – описания, пересказы.
|
| обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по перечисленным лексич. темам. 3. Закрепить правильное употребление личных и притяжательных местоимений (мой, мая, мои) и согласовывать их с существительными мужского и женского рода, притяжательных прилагательных, наречий (вверху, внизу, впереди,. сзади, высоко, низко, тут, там, здесь, далеко, близко). 4. Учить употреблять количественные числительные (один, два, три, четыре. пять), порядковые числительные (первый, второй, третий, четвёртый, пятый). 5. Уточнить представления об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. | речи: 1. Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. 2. Формирование правильных ударных поставленных звуков и их автоматизация в слогах, словах, фразовой речи, в рассказах и стихах, в игровой и свободной речевой деятельности. Слоговая структура слова: 1. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов. 2. Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой. Звуковой анализ и синтез: 1. Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными гласными звуками.
|
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
|
|
|
|
| 2. Учить на слух производить анализ слияний гласных звуков: (уа, ау, ио, ао, оа, иа и т.д.) |
III период
Апрель, май
| 1. Совершенствовать навык употребления существительных мужского и женского рода в ед. и мн. числе в им. п. 2. Совершенствовать навык употребления в речи простых предлогов (в, на, с, под, из, по). 3. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 4. Совершенствовать умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными. 5. Продолжать формировать умения согласовывать числительные с существительными | 1. Совершенствование умений поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. 2. Совершенствовать умения повторять за логопедом описательный рассказ из 2 – 3 предложений по изучаемым лексическим темам. 3. Формирование умения составлять рассказ из трёх предложений о предмете с помощью схему или по сюжетной картинке. 4. Продолжать формировать навык пересказа небольшого текста. | 1. Закрепление представлений о букве. 2. Упражнять в выкладывании букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 3. Упражнять в узнавании пройденных букв, изображённых с недостающим элементом. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду, состоящим из правильно и зеркально написанных букв. | 1. Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам: o «Профессии» повар, доктор; o «Профессии» продавец, шофёр; o «Профессии» почтальон, парикмахер; o «Весна»; o «Цветы»; o «Насекомые»; o «Лето». 2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по перечисленным лексич. темам. 3. Закрепить правильное употребление всех частей речи, введённых в активный словарь. 4. Закрепить понятие слово | Просодическая сторона речи: 1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха. 2. Воспитание правильного умеренного темпа речи. 3. Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса. Произносительная сторона речи: 1. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах, в предложениях, в звукоподражаниях, в стихах, рассказах и играх. 2. Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Слоговая структура слова: |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| мужского и женского рода. 6. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предмета по вопросам: какой? какая? какое? 7. Совершенствовать умение употреблять существительные косвенных падежей. 8. Учить правильно употреблять наиболее доступные антонимы. |
|
| и умение оперировать им. | 1. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов. 2. Обучение правильному произношению четырёхсложных слов двух-, трёхсложных слов с закрытым слогом в конце слова. Звуковой анализ и синтез: 1. Формировать умение на слух определять заданный согласный звук в слове: 2. Формировать умение подбирать слова с заданным звуком. |
В итоге работы по развитию речи дети должны научиться:
Ø Понимать обращённую к ним речь, что послужит толчком для самостоятельной речевой активности.
Ø Соотносить предметы с их качествами, признаками и функциональным назначением.
Ø Узнавать по словесному описанию предмет или объект;
Ø Сравнивать предметы по отдельным, наиболее ярко выраженным признакам.
Ø Понимать простые грамматические категории: существительные единственного и множественного числа, глаголы повелительного и изъявительного наклонения, настоящего времени; простые предлоги.
Ø Самостоятельно воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух-, трёх- и четырёхсложных слов с открытыми слогами.
Ø Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.
Ø Использовать в самостоятельной речи, при общении, словосочетания и простые нераспространённые предложения («Мой маленький мишка», «Маша пойдёт гулять») и т.д.
Ø Свободно определять на слух наличие или отсутствие заданного звука в слове; произносить поставленные и автоматизированные звуки в самостоятельной речи.
Перспективное планирование работы
с детьми 5 – 7 лет.
Период
| Формирование грамматического строя речи | Развитие связной речи и речевого общения | Обучение элементам грамоты. | Словарная работа по лексическим темам. | Развитие фонетико – фонематической системы языка. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
I период
Октябрь, ноябрь, декабрь | 1. Развивать навык образования и использования в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени. 2. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 3. Совершенствовать навык образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами (на, по, с). 4. Упражнять в образовании и использовании в речи | 1. Совершенствовать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них.
2. Совершенствовать умения составлять описательный рассказ из 2 – 3 предложений по изучаемым лексическим темам с помощью схем.
3. Учить составлять загадки – описания по предметному лексическому словарю.
4. Продолжать формировать навык пересказа небольшого текста. | 1. Продолжать формировать представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука.
2. Познакомить с понятием гласный звук.
3. Упражнять в выкладывании букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | 1. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам: o «Осень»; o «Фрукты – овощи»; o «Садовые ягоды»; o «Лесные ягоды»; o «Мир растений (Грибы. Деревья. Кустарники»; o «Значение воды и воздуха на земле» o «Зима»; o «Новый год!»
2.Учить группировать предметы по признакам их | Просодическая сторона речи: 1. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха. 2. Совершенствовать качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в игровых ситуациях или логоритмических упражнениях. 3. Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в логоритмических играх. Произносительная сторона речи: 1. Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения артикуляционной |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| относительных прилагательных. 5. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе). 6. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже и использование их в речи.
|
|
| соотнесённости и развивать понимание обобщающего значения слов, формировать родовые и видовые обобщающие понятия. 3. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, личных и возвратных глаголов. 4. Обогатить активный словарь относительными прилагательными. 5. Познакомить и упражнять в употреблении в речи слов – антонимов. 6. Расширить понимание простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи. 7. Учить правильно употреблять притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, его, её), указательные наречия (тут, там, здесь), количественными и | гимнастики и артикуляционного массажа. Слоговая структура слова: 1. Совершенствовать умение различать длинные и короткие слова, познакомить и упражнять в воспроизведении цепочки слогов со сменой ударения, интонации, цепочек слогов с одной согласной и разными гласными звуками, цепочек слогов со стечением согласных. 2. Совершенствовать умение воспроизводить структуру двухсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя закрытыми слогами и использование их в речи. 3. Познакомить с понятием слог. Звуковой анализ и синтез: 1. Закрепить умение на слух определять заданный согласный звук в словах. 2. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
|
|
|
| порядковыми числительными в пределах десяти. 8. Закрепить в речи понятие слово. |
|
II период
Январь, февраль, март | 1. Продолжать учить образовывать и использовать в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени. 2. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят, прилагательных с уменьшительно-ласкатель. суффиксами, глаголов с различными приставками. 3. Совершенствовать умение использовать несклоняемыми существительными (метро, пианино). 4. Формировать умение образовывать и использовать в речи | 1. Развивать монологическую речь. Стимулировать собственные высказывания ребёнка.
2. Продолжать совершенствовать умения составлять рассказы и загадки – описания о предметах и объектах по предложенному плану – схеме.
3. Упражнять в пересказе небольших сказок и рассказов с автоматизированными звуками. | 1. Закреплять представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука.
2. Закрепить понятие гласный звук и познакомить с понятием согласный звук.
3. Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв, узнавать «зашумлённое» изображение буквы. | 1. Формировать внимание к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова. 2. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам: o «Зимующие птицы»; o «Домашние птицы»; o «Дикие и домашние животные» o «Из истории жилища»; o «Мебель»; o «Весна» o «Перелетные птицы» o «Труд людей» o «Инструменты», o «Электроприборы»,
| Просодическая сторона речи: 1. Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек. 2. Совершенствование качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в логоритмических упражнениях. 3. Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек.
|
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| существительные с увеличительными суффиксами. 5. Познакомить с синонимами и обучить правильно употреблять их в речи. |
|
| 3. Упражнять в свободном использовании в речи слов – антонимов. 4. Уточнить понимание значения предлогов (в. на, у, под, над, за, с, со, из, по) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на – с, в – из, над - под) в речи. 5. Обогатить речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными. 6. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов. | Слоговая структура слова: 1. Совершенствовать умение воспроизводить структуру трёхсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и использование их в речи. 2. Закрепить понятие слог и умение выполнять слоговой анализ слов, состоящих из одного, двух и трёх слогов. Звуковой анализ и синтез: 1. Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук. 2. Учить различать гласные и согласные звуки. 3. Познакомить с позицией звука в слове (начало, середина и конец слова) и формировать навык определения первого и последнего звука в слове. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
III период
Апрель, май
| 1. Совершенствовать умения образовывать и употреблять предложно – падежные формы с существительными ед. и мн. числа. 2. Совершенствовать умение изменять по падежам, числам и родам прилагательные. 3. Закрепить навыки образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян, притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами. 4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого будущего сложного времени. 5. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с | 1. дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения.
2. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах с опорой на план – схему; пересказывать рассказы или сказки с автоматизируемыми звуками.
3. Побуждать использовать в речи простые предложения и распространение их однокоренными членами.
4. Упражнять в составлении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. | 1. Продолжать знакомить детей с буквами.
2. Закрепить понятия гласный и согласный звук; познакомить с понятиями согласный твёрдый и согласный мягкий звук.
3. Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв, узнавать «зашумлённое» изображение буквы.
| 1. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам: o «Профессии»; o «Рыбы»; o «Весна»; o «Транспорт»; o «Цветы»; o «Насекомые»; o «Школьные принадлежности» o «Лето». 2. Обогащение речи сложными словами (садовод, овощевод, мясорубка, соковыжималка ) словами – антонимами и словами – синонимами. 3. Уточнить понимания сложных предлогов (из-за, из-под, между, около) и активизировать их в речи. 4. Обогащение активной речи многозначными словами, прилагательными , обозначающими моральные | Просодическая сторона речи: 1. Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отрабатываемыми звуками. 2. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3. Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек. Произносительная сторона речи: 1.Продолжать совершенствовать работу органов речевого аппарата. Слоговая структура слова: 1. Совершенствовать умение воспроизводить структуру четырёхсложных слов, состоящих из открытых слогов |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| увеличительными суффиксами. 6. Упражнять в подборе определений к существительному. 7. Продолжать совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными и числительными. |
|
| качества людей (умный, глупый, злой, добрый, ленивый, упорный и т.д.) 5. Продолжать работу по дальнейшему овладению приставочными глаголами. 6. Закрепить в речи понятие слово. | и использование их в речи; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и формирование навыка практического использования их в свободной речи. 2. Совершенствовать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух и трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. Звуковой анализ и синтез: 1. Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук. 2. Продолжать учить различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки. 3. Совершенствовать умение определять место звука в слове (начало, середина и конец слова). 4. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком, слов со звуком в определённой позиции. 5. Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ и синтез слова. |
В итоге работы по развитию речи дети должны научиться:
Ø Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
Ø Правильно передавать слоговую структуру слова, используемых в самостоятельной речи.
Ø Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
Ø Владеть навыками пересказа и составления описательных рассказов по картине, о предмете или объекте.
Ø Владеть навыками диалогической речи.
Ø Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительного и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.д.
Ø Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться чётко; простые и сложные предлоги – употребляться адекватно.
Ø Использовать в спонтанном общении слова разных лексико-грамматических категорий: существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и числительных.
Ø Владеть элементами грамоты: знать и уметь оперировать понятиями: слово, звук, буква, слог; гласные и согласные звуки, согласный твёрдый и согласный мягкий звук. Знать и находить все пройденные буквы.
Литература
1. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., 2004.
2. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Метод. пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2005.
3. Жукова И. С. Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. — М., 2000.
5. Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб., 2003.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Т. А. Васильевой. — 2007.
8. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма»
9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда
10. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
11. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа для развития речи детей | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию речи «Речевичок» Для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет Срок реализации программы – до 2 лет. Составитель программы Учитель-логопед Шашкова С.А. г. Бердск 2017 г. |
Пояснительная записка.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
Наличие у дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии речи является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Развивая речь и фонематические процессы, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Речевичок» являются:
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании»;
- Программа "От рождения до школы" Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М. А. Васильева
Программа «Речевичок» разработана на основе программ Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В. Тумановой. «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»
(Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития у детей
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей)
Так же в разработке использовалась методическая литература
- Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе д/с для детей с ОНР (с 4х до 7 лет)»
- Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма»
- Г. А. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда
- Т. А. Ткаченко Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
- Т. А. Ткаченко Формирование лексико-грамматических представлений.
- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи: альбом. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
- Т.С. Гомзяк Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей и подготовительной к школе логогруппе
В соответствии с современными требованиями программа «Речевичок»:
- соответствует принципам развивающего образования;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике школьного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
- программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и ориентирована на развитие различных сфер личности дошкольника.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста в форме совместной деятельности ребёнка и взрослого и самостоятельной деятельности детей. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, коррекцию недостатков физического и психического развития дошкольников.
Программа по развитию речи «Речевичок» поможет актуализировать внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции у ребенка.
Цель: содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Основные задачи коррекционно – развивающей работы:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
2. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов;
3. Развивать движения кистей и пальцев рук;
4. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки;
7. Совершенствовать грамматический строй речи;
8. Развивать связную речь;
9. Основы грамоты.
Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей очень индивидуальны. Занятия планируются в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.
Основная форма работы по развитию речи – фронтальные занятия 2 раза в неделю.
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 4 - 7 лет.
Перспективное планирование работы с детьми 4– 5 лет
Период | Формирование грамматического строя речи | Развитие связной речи и речевого общения | Обучение элементам грамоты. | Словарная работа по лексическим темам. | Развитие фонетико – фонематической системы языка. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
I период Октябрь, ноябрь, декабрь. | 1. Учить различать и употреблять существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. 2. Учить понимать, а затем и употреблять в речи предлоги (в, на, с, из). 3. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже. 4. Учить согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя) с существительными женского и мужского рода. | 1. Учить составлять простые предложения по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по модели:
2. Формировать умение договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах. 3. Формировать умение повторять за логопедом рассказы – описания, составленные из 2 – 3 простых предложений на материале лексических тем. | Начинается со второго периода работы. | 1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам:
2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по перечисленным лексич. темам. 3. Учить правильно употреблять личные место | Просодическая сторона речи: 1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха. 2. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении логоритмических упражнений. Произносительная сторона речи: 1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и играх. 2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правиль- |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
имения, притяжательные местоимения (мой, мая) и согласовывать их с существительными мужского и женского рода, притяжательные прилагательные (мамин. папин), наречий (вверху, внизу, вперед,. сзади, высоко, низко). 4. Формирование понятия «слово». | ной артикуляции нарушенных звуков. Слоговая структура слова: 1. Формировать умения различать на слух короткие и длинные слова. 2. Обучение правильному произношению двухсложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов и использовать их в речи. 3. Формировать умение выделять начальные гласные звуки из слов. | ||||
II период Январь, февраль, март | 1. Совершенствовать навык употребления существительных мужского и женского рода в ед. и мн. числе в им. п. 2. Учить образовывать относительные прилагательные со значением соотнесённости к продуктам питания, посуде, различным материалам. 3. Формировать навыки согласования прилагательных с существительными мужского, женского и | 1. Совершенствование диалогической речи, формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. 2. Совершенствовать умения повторять за логопедом рассказы – описания, составленные из 2 – 3 простых предложений на материале лексических тем. 3. Учить составлять простые предложения по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по модели: | 1. Формирование представлений о букве. 2. Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. | 1. Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам:
2. Обучение пониманию | Просодическая сторона речи: 1. Продолжать формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. 2. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу). 3. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении логоритмических упражнений. Произносительная сторона |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
среднего рода в им.п. 4. Формировать умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 5. Учить понимать, а затем и употреблять в речи предлоги (в, на, с, под, из, по). 6. Учить употреблять существительные единственного числа в косвенных падежах. 7. Обучать образовывать и употреблять в речи глаголы настоящего времени 3-го лица ед. и мн. числа. |
4. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы – описания, пересказы. | обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по перечисленным лексич. темам. 3. Закрепить правильное употребление личных и притяжательных местоимений (мой, мая, мои) и согласовывать их с существительными мужского и женского рода, притяжательных прилагательных, наречий (вверху, внизу, впереди,. сзади, высоко, низко, тут, там, здесь, далеко, близко). 4. Учить употреблять количественные числительные (один, два, три, четыре. пять), порядковые числительные (первый, второй, третий, четвёртый, пятый). 5. Уточнить представления об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. | речи: 1. Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. 2. Формирование правильных ударных поставленных звуков и их автоматизация в слогах, словах, фразовой речи, в рассказах и стихах, в игровой и свободной речевой деятельности. Слоговая структура слова: 1. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов. 2. Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой. Звуковой анализ и синтез: 1. Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными гласными звуками. | ||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
2. Учить на слух производить анализ слияний гласных звуков: (уа, ау, ио, ао, оа, иа и т.д.) | |||||
III период Апрель, май | 1. Совершенствовать навык употребления существительных мужского и женского рода в ед. и мн. числе в им. п. 2. Совершенствовать навык употребления в речи простых предлогов (в, на, с, под, из, по). 3. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 4. Совершенствовать умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными. 5. Продолжать формировать умения согласовывать числительные с существительными | 1. Совершенствование умений поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. 2. Совершенствовать умения повторять за логопедом описательный рассказ из 2 – 3 предложений по изучаемым лексическим темам. 3. Формирование умения составлять рассказ из трёх предложений о предмете с помощью схему или по сюжетной картинке. 4. Продолжать формировать навык пересказа небольшого текста. | 1. Закрепление представлений о букве. 2. Упражнять в выкладывании букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 3. Упражнять в узнавании пройденных букв, изображённых с недостающим элементом. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду, состоящим из правильно и зеркально написанных букв. | 1. Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по лексическим темам:
2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по перечисленным лексич. темам. 3. Закрепить правильное употребление всех частей речи, введённых в активный словарь. 4. Закрепить понятие слово | Просодическая сторона речи: 1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха. 2. Воспитание правильного умеренного темпа речи. 3. Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса. Произносительная сторона речи: 1. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах, в предложениях, в звукоподражаниях, в стихах, рассказах и играх. 2. Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. Слоговая структура слова: |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
мужского и женского рода. 6. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предмета по вопросам: какой? какая? какое? 7. Совершенствовать умение употреблять существительные косвенных падежей. 8. Учить правильно употреблять наиболее доступные антонимы. | и умение оперировать им. | 1. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов. 2. Обучение правильному произношению четырёхсложных слов двух-, трёхсложных слов с закрытым слогом в конце слова. Звуковой анализ и синтез: 1. Формировать умение на слух определять заданный согласный звук в слове: 2. Формировать умение подбирать слова с заданным звуком. |
В итоге работы по развитию речи дети должны научиться:
- Понимать обращённую к ним речь, что послужит толчком для самостоятельной речевой активности.
- Соотносить предметы с их качествами, признаками и функциональным назначением.
- Узнавать по словесному описанию предмет или объект;
- Сравнивать предметы по отдельным, наиболее ярко выраженным признакам.
- Понимать простые грамматические категории: существительные единственного и множественного числа, глаголы повелительного и изъявительного наклонения, настоящего времени; простые предлоги.
- Самостоятельно воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух-, трёх- и четырёхсложных слов с открытыми слогами.
- Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.
- Использовать в самостоятельной речи, при общении, словосочетания и простые нераспространённые предложения («Мой маленький мишка», «Маша пойдёт гулять») и т.д.
- Свободно определять на слух наличие или отсутствие заданного звука в слове; произносить поставленные и автоматизированные звуки в самостоятельной речи.
Перспективное планирование работы
с детьми 5 – 7 лет.
Период | Формирование грамматического строя речи | Развитие связной речи и речевого общения | Обучение элементам грамоты. | Словарная работа по лексическим темам. | Развитие фонетико – фонематической системы языка. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
I период Октябрь, ноябрь, декабрь | 1. Развивать навык образования и использования в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени. 2. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 3. Совершенствовать навык образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами (на, по, с). 4. Упражнять в образовании и использовании в речи | 1. Совершенствовать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. 2. Совершенствовать умения составлять описательный рассказ из 2 – 3 предложений по изучаемым лексическим темам с помощью схем. 3. Учить составлять загадки – описания по предметному лексическому словарю. 4. Продолжать формировать навык пересказа небольшого текста. | 1. Продолжать формировать представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука. 2. Познакомить с понятием гласный звук. 3. Упражнять в выкладывании букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | 1. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам:
2.Учить группировать предметы по признакам их | Просодическая сторона речи: 1. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха. 2. Совершенствовать качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в игровых ситуациях или логоритмических упражнениях. 3. Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в логоритмических играх. Произносительная сторона речи: 1. Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения артикуляционной |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
относительных прилагательных. 5. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе). 6. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже и использование их в речи. | соотнесённости и развивать понимание обобщающего значения слов, формировать родовые и видовые обобщающие понятия. 3. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, личных и возвратных глаголов. 4. Обогатить активный словарь относительными прилагательными. 5. Познакомить и упражнять в употреблении в речи слов – антонимов. 6. Расширить понимание простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи. 7. Учить правильно употреблять притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, его, её), указательные наречия (тут, там, здесь), количественными и | гимнастики и артикуляционного массажа. Слоговая структура слова: 1. Совершенствовать умение различать длинные и короткие слова, познакомить и упражнять в воспроизведении цепочки слогов со сменой ударения, интонации, цепочек слогов с одной согласной и разными гласными звуками, цепочек слогов со стечением согласных. 2. Совершенствовать умение воспроизводить структуру двухсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя закрытыми слогами и использование их в речи. 3. Познакомить с понятием слог. Звуковой анализ и синтез: 1. Закрепить умение на слух определять заданный согласный звук в словах. 2. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. | |||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
порядковыми числительными в пределах десяти. 8. Закрепить в речи понятие слово. | |||||
II период Январь, февраль, март | 1. Продолжать учить образовывать и использовать в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени. 2. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят, прилагательных с уменьшительно-ласкатель. суффиксами, глаголов с различными приставками. 3. Совершенствовать умение использовать несклоняемыми существительными (метро, пианино). 4. Формировать умение образовывать и использовать в речи | 1. Развивать монологическую речь. Стимулировать собственные высказывания ребёнка. 2. Продолжать совершенствовать умения составлять рассказы и загадки – описания о предметах и объектах по предложенному плану – схеме. 3. Упражнять в пересказе небольших сказок и рассказов с автоматизированными звуками. | 1. Закреплять представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука. 2. Закрепить понятие гласный звук и познакомить с понятием согласный звук. 3. Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв, узнавать «зашумлённое» изображение буквы. | 1. Формировать внимание к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова. 2. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам:
| Просодическая сторона речи: 1. Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек. 2. Совершенствование качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в логоритмических упражнениях. 3. Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
существительные с увеличительными суффиксами. 5. Познакомить с синонимами и обучить правильно употреблять их в речи. | 3. Упражнять в свободном использовании в речи слов – антонимов. 4. Уточнить понимание значения предлогов (в. на, у, под, над, за, с, со, из, по) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на – с, в – из, над - под) в речи. 5. Обогатить речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными. 6. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов. | Слоговая структура слова: 1. Совершенствовать умение воспроизводить структуру трёхсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и использование их в речи. 2. Закрепить понятие слог и умение выполнять слоговой анализ слов, состоящих из одного, двух и трёх слогов. Звуковой анализ и синтез: 1. Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук. 2. Учить различать гласные и согласные звуки. 3. Познакомить с позицией звука в слове (начало, середина и конец слова) и формировать навык определения первого и последнего звука в слове. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
III период Апрель, май | 1. Совершенствовать умения образовывать и употреблять предложно – падежные формы с существительными ед. и мн. числа. 2. Совершенствовать умение изменять по падежам, числам и родам прилагательные. 3. Закрепить навыки образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян, притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами. 4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого будущего сложного времени. 5. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с | 1. дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения. 2. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах с опорой на план – схему; пересказывать рассказы или сказки с автоматизируемыми звуками. 3. Побуждать использовать в речи простые предложения и распространение их однокоренными членами. 4. Упражнять в составлении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. | 1. Продолжать знакомить детей с буквами. 2. Закрепить понятия гласный и согласный звук; познакомить с понятиями согласный твёрдый и согласный мягкий звук. 3. Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв, узнавать «зашумлённое» изображение буквы.
| 1. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам:
2. Обогащение речи сложными словами (садовод, овощевод, мясорубка, соковыжималка ) словами – антонимами и словами – синонимами. 3. Уточнить понимания сложных предлогов (из-за, из-под, между, около) и активизировать их в речи. 4. Обогащение активной речи многозначными словами, прилагательными , обозначающими моральные | Просодическая сторона речи: 1. Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отрабатываемыми звуками. 2. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3. Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек. Произносительная сторона речи: 1.Продолжать совершенствовать работу органов речевого аппарата. Слоговая структура слова: 1. Совершенствовать умение воспроизводить структуру четырёхсложных слов, состоящих из открытых слогов |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
увеличительными суффиксами. 6. Упражнять в подборе определений к существительному. 7. Продолжать совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными и числительными. | качества людей (умный, глупый, злой, добрый, ленивый, упорный и т.д.) 5. Продолжать работу по дальнейшему овладению приставочными глаголами. 6. Закрепить в речи понятие слово. | и использование их в речи; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и формирование навыка практического использования их в свободной речи. 2. Совершенствовать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух и трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. Звуковой анализ и синтез: 1. Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук. 2. Продолжать учить различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки. 3. Совершенствовать умение определять место звука в слове (начало, середина и конец слова). 4. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком, слов со звуком в определённой позиции. 5. Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ и синтез слова. |
В итоге работы по развитию речи дети должны научиться:
- Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Правильно передавать слоговую структуру слова, используемых в самостоятельной речи.
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- Владеть навыками пересказа и составления описательных рассказов по картине, о предмете или объекте.
- Владеть навыками диалогической речи.
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительного и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.д.
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться чётко; простые и сложные предлоги – употребляться адекватно.
- Использовать в спонтанном общении слова разных лексико-грамматических категорий: существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и числительных.
- Владеть элементами грамоты: знать и уметь оперировать понятиями: слово, звук, буква, слог; гласные и согласные звуки, согласный твёрдый и согласный мягкий звук. Знать и находить все пройденные буквы.
Литература
- Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., 2004.
- Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Метод. пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Жукова И. С. Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. — М., 2000.
- Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб., 2003.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Т. А. Васильевой. — 2007.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма»
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда
- Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
- Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» для первой младшей группе ДОУ
Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе развития речи, в котором определены наиболее оптимальные и эффективны...
Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...
Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей от 3 до 5 лет «Речевая мозаика»
Дополнительная образовательная программа «Речевая мозаика» по профилактике речевых нарушений у детей 3-5 лет. Пояснительная записка Актуальность. Дошкольный возраст &ndash...
Программа кружка по развитию речи "Речевичек"
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе по развитию речи «Речевичок» для детей 3- 6 лет
Цель: Формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.Реализация программы «Речевичок», разработана на основе парциальной программы О...
Перспективное планирование образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 3 - 5 лет сроком на один учебный год. Составлено на основе ПРОГРАММЫ по развитию речи Оксаны Семёновны Ушаковой.
Речевое развитие детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связн...