РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» для первой младшей группе ДОУ
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему
Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе развития речи, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для детей первой младшей группы содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Гнёздышко»
Департамент образования
Администрации города Новый Уренгой
РАССМОТРЕНА на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «29» августа 2014 г | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко» К. В. Григорьевой № 101 от «29» августа 2014 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи
образовательной области «Речевое развитие»
для первой младшей группы «Аист» (2 - 3 года)
общеразвивающей направленности
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: воспитатель
Никитина Людмила Викторовна
2014 год
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………………………………3.
- Основная часть
Виды интеграции образовательной области «Речевое развитие»……………………………..5.
- Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте…………………………………...............5.
- Тематический план по «Развитию речи» образовательной области« Речевое
развитие» в первой младшей группе «Аист»………………………………...………………....6.
- Содержание работы по освоению компонента «Развитие речи» образовательной
области «Речевое развитие»………………………………………..…………………………….8.
- Календарно – тематическое планирование по освоению образовательной области «Речевое развитие» компонента РАЗВИТИЕ РЕЧИ в первой младшей группе «Аист»…….10.
- Методическое обеспечение образовательной деятельности……………………….…..25.
Пояснительная записка
Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе развития речи, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для детей первой младшей группы содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса.
Что включает в своё содержание образовательная область «Речевое развитие»? | Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Данная рабочая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Гнёздышко» муниципального образования город Новый Уренгой (далее - МАДОУ ДС КВ «Гнёздышко») с учетом приоритетного направления работы МАДОУ ДС КВ « Гнёздышко» по познавательно – речевому и физкультурно - оздоровительному развитию дошкольников.
Рабочая программа по компоненту «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие» для детей первой младшей группы разработано в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Уставом МАДОУ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно–методического комплекта, состоящего из методических пособий для педагогов:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования»/авт.-сост. Е. А. Кудрявцева, Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 77 с.;
- «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант)» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352 с.;
- «Развитие речи в детском саду: Первая младшая группа»/В. В. Гербова. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.;
- «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие»/Г. Я. Затулина. – Москва, Центр педагогического образования, 2008. – 160 с.;
- «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей»/Е. А. Янушко. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.;
- «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ»/Н. А. Карпухина – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010. – 285 с.
Реализация рабочей программы рассчитана на 36 календарных недель и включает в себя по два периода непосредственной образовательной деятельности по развитию речи - два раза в неделю длительностью по 10 минут каждый.
Количество периодов непосредственной образовательной деятельности
| Неделя |
| ||
72 | 2 раза | по 10 минут |
Сопутствующими формами образовательной деятельности по речевому развитию для детей 2-3 лет являются:
- пальчиковая гимнастика,
- чтение потешек, стихов, рассказывание сказок,
- сюрпризные моменты,
- рассматривание,
- дидактические игры,
- игры-драматизации.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие активной речи детей в различных видах деятельности и практическое овладение нормами русской речи; по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под);
- учить понимать речь взрослого, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?»).
Наряду с федеральным компонентом программы реализуется национально - региональный компонент как часть непосредственно образовательной деятельности и составляет не более 15% от общего объёма содержания непосредственно образовательной деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, с возрастными особенностями развития воспитанников, а также интеграцией образовательных областей:
Особенностью организации образовательного процесса по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» является проведение непосредственно образовательной деятельности в игровой форме.
Предпочтительные формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные,
- подгрупповые.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Дети должны научиться:
- владеть активной речью, включенной в общение; обращаться с вопросами и просьбами, понимать речь взрослых; знать названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми;
- проявлять умение слышать других и стремление быть понятым другими;
- достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Тематический план по «Развитию речи» образовательной области
« Речевое развитие» в первой младшей группе «Аист»:
№ п/п | Раздел | Тема (раздел) | Количество непосредственно образовательной деятельности | |
1. |
| «Путешествие по территории участка». | 2 (по 10 минут) | |
«Путешествие по групповой комнате». | 2 (по 10 минут) | |||
Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». | 2 (по 10 минут) | |||
Дидактическая игра «Поручения». | 2 (по 10 минут) | |||
Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». | 2 (по 10 минут) | |||
«Фрукты». Ознакомление с предметами. | 2 (по 10 минут) | |||
«Наблюдение за трудом дворника». | 2 (по 10 минут) | |||
«Рыбка в аквариуме». Наблюдение за рыбкой. | 2 (по 10 минут) | |||
«Бальзамин». Рассматривание комнатного растения. | 2 (по 10 минут) | |||
«Птицы улетают в тёплые края». Рассматривание картинок. | 2 (по 10 минут) | |||
«Весенняя одежда и обувь». Рассматривание картинок. | 2 (по 10 минут) | |||
«Космическое путешествие». Рассматривание сюжетных картин. | 2 (по 10 минут) | |||
24 (4 часа) | ||||
2. | Звуковая культура речи | Чтение ненецкой народной песенки «Три весёлых братца». | 2 (по 10 минут) | |
Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи “а”». | 2 (по 10 минут) | |||
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше». | 2 (по 10 минут) | |||
Игры и упражнения на звукопроизно-шение (звук у). Чтение песенки «Разговоры». | 2 (по 10 минут) | |||
Чтение стихотворения М. Ивенсен «Падают листья». | 2 (по 10 минут) | |||
«Ой, грибы, грибы, грибочки…» пение песенки. | 2 (по 10 минут) | |||
12 (2 часа) | ||||
3. | Формирование грамматического строя речи | Дидактическая игра «Кто пришёл?», «Кто ушёл?». Чтение потешки «Наши уточки с утра…» | 2 (по 10 минут) | |
Чтение сказки «Козлятки и волк». | 2 (по 10 минут) | |||
Дидактическая игра «Это зима?». Игра «Кто позвал?» | 2 (по 10 минут) | |||
«Семейный альбом». Дидактическая игра «Мы принимаем гостей». | 2 (по 10 минут) | |||
Чтение стихотворения О. Высоцкой «Одуванчик». | 2 (по 10 минут) | |||
Чтение стихотворения «Самолёты». | 2 (по 10 минут) | |||
«Божья коровка». | 2 (по 10 минут) | |||
Чтение рассказа Н. Павловой «Земляничка». | 2 (по 10 минут) | |||
Дидактическая игра «Большие и маленькие деревья». | 2 (по 10 минут) | |||
18 (3 часа) | ||||
4. | Связная речь | Игра – инсценировка «Добрый вечер, мамочка!» | 2 (по 10 минут) | |
«Осень». Рассматривание картины из серии О. И. Соловьёвой «Наша Таня». | 2 (по 10 минут) | |||
Рассматривание картины «Дед Мороз». | 2 (по 10 минут) | |||
Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». | 2 (по 10 минут) | |||
Рассматривание картины из серии О. И. Соловьёвой «Таня не боится мороза». | 2 (по 10 минут) | |||
Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». | 2 (по 10 минут) | |||
Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик». | 2 (по 10 минут) | |||
Рассматривание картины «Делаем машину». | 2 (по 10 минут) | |||
«Пришла весна, потекла вода». Чтение рассказа Л. Н. Толстого. «Здравствуй, весна!» | 2 (по 10 минут) | |||
18 (3 часа) | ||||
ВСЕГО: | 72 (12 часов) |
Требования к результатам освоения компонента «Развитие речи»
образовательной области «Речевое развитие»:
Динамика формирования целевых ориентиров | |
|
Содержание работы по освоению компонента «Развитие речи»
образовательной области «Речевое развитие»:
| Содержание психолого-педагогической работы | |||
|
| |||
|
|
Календарно – тематическое планирование по освоению образовательной области «Речевое развитие»
компонента РАЗВИТИЕ РЕЧИ в первой младшей группе «Аист»:
№ | Дата | Лексическая тема | Тема НОД | Цель | Компонент ДОУ (интеграция образовательных областей) | Средства обучения | Источник |
«Осень. Планета Земля - наш общий дом». | |||||||
1 | 01.09., 04.09. (повто-рение и закреп-ление темы). | «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» | «Путешествие по территории участка». | Приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать). | Дидактические игры: «Здравствуй, я пришёл?», «Что есть в групповой комнате?», «Чего не стало?», «Игрушки проходят по дорожке», «Кто что ест?», «Вверх – вниз», «Поручения». Беседы, ситуации: «Наш детский сад», «Игрушки в гости к нам пришли», «Какие бывают деревья?», «Что такое деревня?», «Море и его обитатели». Подвижные игры: «Догонялки» с персонажами русской народной сказки «Колобок», «По тропинке» с проговариванием строк: «По тропинке мы пройдём и немножко отдохнём!», «Солнышко и дождик», «Через ручеёк», «Бегите ко мне!», «Не наступи!», «Будь осторожен!». Чтение художественной литературы: «Как коза избушку построила» русская народная сказка, «Мишка» А. Л. Барто, «Солнышко – вёдрышко» русская народная закличка, слушание рассказа воспитателя о жизни животных. Сюжетно-ролевые игры: «Принимаем гостей (кукол)», «Осень в гости к нам пришла, много красок принесла…», «Покормим птичек», «Детский сад». | Обручи; большие, разноцветные листочки; пакет с цветными воронками; совочки; колокольчик; коробка с цветными мелками. | В. В. Гербова, С. 31. |
2 | 08.09., 11.09. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Путешествие по групповой комнате». | Приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать). | Новая книга в книжном уголке; игрушка медвежонок; зеркальце; кусочки мягкого цветного провода. | В. В. Гербова, С. 33. | ||
3 | 15.09., 18.09. (повто-рение и закреп-ление темы). | Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». | Вызвать у детей симпатию к сверстникам; помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесённые взрослым по-разному: Саша – Сашенька – Сашуля); преодолеть застенчивость. | Разные игрушки для детей. | В. В. Гербова, С. 33. | ||
4 | 22.09., 25.09. (повто-рение и закреп-ление темы). | Дидактическая игра «Поручения». | Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься). | Лесенка из кубиков; матрёшки; куклы; тазик; полотенце; люлька; грузовик. | В. В. Гербова, С. 40. | ||
5 | 06.10., 09.10. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Здравствуй, осень золотая!» | Чтение стихотворения М. Ивенсен «Падают листья». | Познакомить детей с новым стихотворением; учить слушать внимательно литературное произведение; учить понимать содержание текста; учить договаривать слова стихотворения за воспитателем; развивать слуховое восприятие, память; воспитывать интерес к стихам, желание их рассказывать. | Дидактические игры: «Что это такое?», «Поручения», «Кто пришёл? Кто ушёл?», «Чья картинка?», «Это осень?», «Что растёт на огороде?», «Что это?», «Определи на ощупь», «Овощи с огорода», «Определи на вкус», «Детки с ветки», «Что нам осень подарила?». Беседы, ситуации: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Узнай и назови», «Что растёт на участке?», «Игрушки и картинки», «Дети играют», «Как надо вести себя в группе, в детском саду?», «По сказочным дорожкам». Подвижные игры: «Догони меня», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик», «Воронята», «Заинька, выйди в сад!», «Медведь и пчёлы», «Ловишки с листочками». Чтение художественной литературы: «Ладушки, ладушки», «Падают листья» М. Ивенсен, «Осень», «Репка» русская народная сказка, «Огуречик, огуречик», «Котауси и Мауси» К. Чуковского, «Лис и Мышонок» В. Бианки. Сюжетно-ролевые игры: «Игрушки в гости к нам пришли», «Угостим кукол чаем и вкусным вареньем», «Игрушки проходят по дорожке». | Понаблюдать на прогулке за падающими листьями; рассмотреть листья, уточнить их цвет; приготовить веточку клёна с разноцветными листьями; отдельные листочки для игры. | Г. Я. Затулина, с. 25. |
6 | 13.10., 16.10. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Овощи» | Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи “а”». | Напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчётливо произносить звук а, небольшие фразы. | Фланелеграф, фигурки персонажей сказки «Репка»; посуда; сюжетная картинка по сказке. | В. В. Гербова, С. 38. | |
7 | 20.10., 23.10. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Фрукты» | «Фрукты». Ознакомление с предметами. | Учить детей различать фрукты по внешнему виду и вкусу; обогащать словарь детей названиями фруктов и отличительных их качеств; развивать внимание; умение действовать по указанию воспитателя; воспитывать интерес к окружающим природным объектам. | Рассматривание фруктов в индивидуальном общении с детьми. Приготовить натуральные фрукты, уложив их на блюдо. Кукла Катя. Тарелочки с мелко нарезанными фруктами, ложечки в стакане. | Г. Я. Затулина, с. 23. | |
8 | 27.10., 30.10. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Осень. Неделя урожая» (обобщение) | «Осень». Рассматривание картины из серии О. И. Соловьёвой «Наша Таня». | Учить детей выделять предметы на картине, называть их; ввести в словарь детей новые слова; активизировать речь детей; учить отвечать на вопросы по содержанию картины; развивать внимание, память, умение слушать и выполнять указания воспитателя; воспитывать интерес детей к картинам; желание их рассматривать. | Наблюдение за листопадом; сбор осенних листьев; чтение стихов об осени; приготовить осенние листья. | Г. Я. Затулина, с. 26. | |
9 | 03.11., 06.11. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Грибы» | «Ой, грибы, грибы, грибочки…» пение песенки. | Побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения песенки; учить детей рассматривать картинку с изображёнными на ней грибами; отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию; делать простейшие выводы. | Дидактические игры: «Так или не так?», «Кто позвал?», «Где мы живём?», «Кто у нас в гостях?», «Устроим кукле комнату», «Познакомим мишку с игрушками», «С кем я живу?», «Полянка», «Дождь идёт», «Чудесный мешочек», «Какого цвета листок?». Беседы, ситуации: «Узнай предмет», «Поющие игрушки», «Новая кукла», «Оденемся на прогулку», «Осенняя одежда», «Моя любимая игрушка», «Что я видел на прогулке?», «Этика поведения». Подвижные игры: «Догони скорее мяч!», «По тропинке», «Достань до погремушки», «Зашагали ножки по дорожке», «На оленях», «Добеги до флажка». Чтение художественной литературы: «Три весёлых братца» ненецкая народная песенка, «разговоры» песенка, «Кто как кричит?» А. Барто, «Пошёл котик на торжок…» потешка. Сюжетно-ролевые игры: «Чаепитие», «Мама гуляет с малышами», «Полёт на самолёте», «Поездка на поезде», «В магазине», «Покатаемся на оленях», «Маленькие путешественники». | Картинки грибов; мольберт; лукошко; разрезные карточки с изображением грибов. | Н. А. Карпухина, с. 205. |
10 | 10.11., 13.11. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Ягоды» | Чтение рассказа Н. Павловой «Земляничка». | Побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержания рассказа; формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка; воспитывать любовь к литературе. | Фигурки для инсценировки рассказа «Земляничка» Н. Павловой на магнитной доске; полка с книгами и иллюстрациями к знакомым рассказам; разрезные карточки с изображением землянички (3 - 4 части). | Н. А. Карпухина, с. 215. | |
11 | 17.11., 20.11. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Перелётные птицы» | «Птицы улетают в тёплые края». Рассматривание картинок. | Учить детей узнавать знакомых птиц на картинках, называть их; активизировать словарь детей; ввести в словарь слова: скворец, ласточка, птенчики; развивать внимание, память, наблюдательность, умение вступать в общение с воспитателем, отвечать на вопросы; воспитывать интерес к перелётным птицам и к другим объектам природы: деревьям, траве и т. д. | Обратить внимание детей на птиц, прилетающих в детский сад; приготовить картинки перелётных птиц; мольберт; три обруча. | Г. Я. Затулина, с. 129. | |
12 | 24.11., 27.11. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Край Северный, Ямальский» | Чтение ненецкой народной песенки «Три весёлых братца». | Формировать у детей умение слушать стихотворный текст; проговаривать звукоподражательные слова; выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки. | Текст песенки «Три весёлых братца» (пер. Л. Яхнина). | В. В. Гербова, с. 37. | |
«Зима. Мир растительный». | |||||||
13 | 01.12., 04.12. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Зима» | Дидактическая игра «Это зима?». Игра «Кто позвал?» | Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснить, что на них изображено; учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). | Дидактические игры: «Выпал беленький снежок», «Чудесная шкатулка», «Угадай зимнюю одежду», «Угадай, что это?», «Кто внимательный?», «Это зима?», «Где ёлочка?», «Найди и покажи», «Подбери парочку», «Так или не так?». Беседы, ситуации: «Украсим ёлочку», «Таня не боится мороза», «Мы дружные ребята!», «Что за праздник, Новый Год!», «Как мы играем зимой?», «Какие деревья?». Подвижные игры: «Брось мяч подальше», «Прятки», «Зайка беленький сидит», «Падают снежинки», «Заморожу», «Дед Мороз», «На ёлку», «Лохматый пёс». Чтение художественной литературы: «С добрым утром!» Е. Благинина, «Баю – бай, ты, собачка не лай!», «Снежок» З. Александрова, «Ёлочка» Г. Я. Затулина, «Добрый вечер, мамочка!» инсценировка, «Наша Маша маленька…» потешка, «Маша обедает» С. Капутикян. Сюжетно-ролевые игры: «Купание куклы Кати», «Построим кукле комнату», «У нас праздник – Новый Год», «Поездка к Деду Морозу», «Снежинки», «Цветочки». | Раздаточные картинки (зимние сюжеты); мольберт; большая сюжетная картина «Зима». | В. В. Гербова, с. 65. |
14 | 08.12., 11.12. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Лес. Деревья» | Дидактическая игра «Большие и маленькие деревья». | Упражнять детей в различении и сравнении величины предметов; активизировать словарь; ввести в словарь детей слова: большое, поменьше, самое маленькое (дерево); развивать восприятие, внимание; формировать элементы наглядно – образного мышления; умение действовать по указанию воспитателя; воспитывать интерес к предметам окружающей природы. | Рассматривать в группе природный материал – листочки, веточки, шишки, жёлуди. | Г. Я. Затулина, с. 115. | |
15 | 15.12., 18.12. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Комнатные растения» | «Бальзамин». Рассматривание комнатного растения. | Познакомить детей с комнатными растениями и их частями: листья, цветы, веточки; активизировать словарь детей; ввести в словарь слова: веточка, стебель, листок, цвет – алый; развивать восприятие, внимание, наблюдательность, умение отвечать на вопросы по ходу рассматривания; воспитывать интерес к комнатным растениям, желание за ними ухаживать. | Привлекать детей к участию в поливке комнатных растений, рыхлении; приготовить палочки для рыхления. | Г. Я. Затулина, с. 122. | |
16 | 22.12., 25.12. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Новый Год» | Рассматривание картины «Дед Мороз». | Учить детей рассматривать картину; радоваться изображённому; отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию; делать простейшие выводы. | Новогодняя картина, на которой изображён Дед Мороз с подарками в кругу детворы. | В. В. Гербова, с. 63. | |
«Зима. Животный мир». | |||||||
17 | 12.01., 15.01. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Зимние забавы» | Рассматривание картины из серии О. И. Соловьёвой «Таня не боится мороза». | Учить детей рассматривать картину, выделяя в ней предметы, узнавать знакомые и называть их; активизировать словарь детей названиями предметов, действий, цвета; развивать восприятие, память, умение отвечать на вопросы по содержанию картины; воспитывать желание рассматривать сюжетные картинки. | Дидактические игры: «Кто в гости к нам пришёл?», «Кто, как разговаривает?», «Чьи детки?», «Зайчик и мишка», «Кто ушёл?», «Кто позвал?», «Чей, чья, чьё?». Беседы, ситуации: «Курочка Ряба», «Дети кормят курицу и цыплят», «Наблюдение за кошкой», «Кошка с котятами», «Гости из леса», «Лесные звери: «Угадай, кто это?», «О животных», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!», «Правила поведения». Подвижные игры: «»Цыплята и кот», «Зайки», «У медведя во бору», «Кошечка крадётся», «Гуси – лебеди», «Белоснежные комочки», «Бегите, снежинки». Чтение художественной литературы: «Маша и медведь» русская народная сказка, «Любимые игрушки», «Кот» А. Барто, Теремок» русская народная сказка, «Козлятки и волк», «Три медведя» русские народные сказки, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеев, инсценирование сказки, «Корова» Е. Чарушин, «Курочка Ряба» русская народная сказка, «Наши уточки с утра…», «Утка» Е. Чарушин, «Га-га-га!» Д. Биссет, «Кошка с котятами» С. А. Веретенникова., «Котята» С. Михалков. Сюжетно-ролевые игры: «Домашние животные за заборчиком», «Куклы гуляют», «Петушок и его семья», «Строим снежную крепость», «Волк и козлята», «В гостях у бабушки в деревне». | Рассматривать сюжетные картинки индивидуально в свободное от занятий время; приготовить картину из серии О. И. Соловьёвой; сборник народных стихов. | Г. Я. Затулина, с. 79. |
18 | 19.01., 22.01. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Дикие животные» | Чтение сказки «Козлятки и волк». | Познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк» (в обр. К. Ушинского); вызвать желание поиграть в сказку. | Сказка «Козлятки и волк» (в обр. К. Ушинского); фигурки волка, козляток и мамы козы. | В. В. Гербова, с. 49. | |
19 | 26.01., 29.01. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Домашние животные» | Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше». | Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчётливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания иа. | Рассказ Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше»; игрушки: кошка, птичка, ослик, лошадка. | В. В. Гербова, с. 41. | |
20 | 02.02., 05.02. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Зимующие птицы» | Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизно-шение и укрепление артикуляцион-ного аппарата. | Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчётливом произнесении звука х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах). | Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Кто это?», «Подбери пёрышко», «Кто за ёлкой?», «Кто за загородкой?», «Кто где живёт?», «Летает – не летает». Беседы, ситуации: «Голуби и воробьи», «Птицы», «Какие рыбки в нашем аквариуме?», «Что там видно, за окошком?», «Снег, снег кружится, белая вся улица», «Что я видел на прогулке?». Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Ворона и собачка», «Два Мороза», «Снежки». Чтение художественной литературы: «Птичка» А. Барто, «Сидит ворон на дубу», чтение потешек, «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду» народная песенка, «Путаница» К. Чуковский, «Гуси» К. Ушинский, «Желтячок» Г. Балл рассказ, «Снегирёк» песенка. Сюжетно-ролевые игры: «Птички у кормушки», «Покормим птичек», «Кто в домике живёт?», «В нашем экологическом уголке». | Сюжетные картинки: «Падает снег», «Дети расчищают дорожки от снега», «Дети лепят снеговика, зайчика, играют в снежки», «Птички клюют корм в кормушках»; игрушки петушок, лиса, сова. | В. В. Гербова, с. 71. |
21 | 09.02., 12.02. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Домашние птицы» | Дидактическая игра «Кто пришёл?», «Кто ушёл?». Чтение потешки «Наши уточки с утра…» | Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками; развивать внимание; учить детей различать и называть домашних птиц, о которых упоминается в потешке. | Фланелеграф; сюжетные картинки домашних птиц: уточки, гуси, петух и куры, индюки; голуби. | В. В. Гербова, с. 46. | |
«Я – человек. Мир человека. Транспорт». | |||||||
22 | 16.02., 19.02. (повто-рение и закреп-ление темы). | «День защитника Отечества» | Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик». Дидактические упражнения «Так или не так?» | Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить своё впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить со стихотворением «Кораблик». | Дидактические игры: «Кто это?», «Праздник», «Чего не стало?», «Лёгкий – тяжёлый». Беседы, ситуации: «Какие разные рыбки в нашем экологическом уголке», «Праздник наших пап». Подвижные игры: «Быстрые рыбки», «Смелые ребята», «Мы солдаты», «По ровненькой дорожке», «Попади в цель». Чтение художественной литературы: «Впереди всех» Я. Тайц, «Был у Пети и Миши конь» Л. Н. Толстой, «Кораблик» А. Барто. Сюжетно-ролевые игры: «Золотая рыбка», «Мы – солдаты», «Защитники отечества», «Моряки». | Сборник стихов А. Барто; сюжетная картинка к стихотворению «Кораблик»; игрушки. | В. В. Гербова, с. 91. |
23 | 23.02., 26.02. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Рыбы. Аквариумные рыбки» | «Рыбка в аквариуме». Наблюдение за рыбкой. | Учить наблюдать за живым объектом – рыбкой, показать её отличительные особенности; ввести в словарь детей слова: плавники, плавает, чешуя, золотая; активизировать словарь знакомых слов; развивать восприятие, внимание, умение отвечать на вопросы коротким предложением; воспитывать интерес к рыбке, желание наблюдать за ней, кормить вместе с воспитателем. | Индивидуально проводить наблюдения за рыбкой в аквариуме, кормить её; приготовить банку с водой и крупной рыбкой в ней. | Г. Я. Затулина, с. 87. | |
24 | 02.03., 05.03. (повто-рение и закреп-ление темы). | «8 Марта» | Игра – инсценировка «Добрый вечер, мамочка!» | Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы; что сказать ей (или любому другому родному человеку). | Дидактические игры: «Подарок для любимой мамочки»; «Кто я?», «Угадай, кто это?», «Имя», «Что есть у меня?», «Какие мы?», «Фотоэкскурсия по городу», «Найди и собери», «Что это?», «Комната для кукол». Беседы, ситуации: «Очень мамочку люблю, потому что…», «Наша няня», «Кто что делает?», «Мамина коробочка», «В комнате куклы Ани», «Наши любимые игрушки», «Мой дом», «Волшебные слова», «Как я помогаю маме?», «8 Марта – мамин день». Подвижные игры: «Мой весёлый звонкий мяч!», «Ладушки – оладушки», «Куколки, бегите в свой домик!», «Где спрятался?», «Кто быстрее?», «Догонялки». Чтение художественной литературы: «Тили - бом! Тили - бом!», «Спала кошка на крыше» Л. Н. Толстой, «Маму я свою люблю». Сюжетно-ролевые игры: «Принимаем гостей (кукол)», с постройками из строительного материала и маленькими игрушками-персонажами, «Мама кормит дочку», «Няня накрывает на тол», «Семья», «Наш дом». | Игрушечные зайчик и мишка; мама-зайчиха и мама-медведица. | В. В. Гербова, с. 50. |
25 | 09.03., 12.03. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Моя семья. Мой дом» | «Семейный альбом». Дидактическая игра «Мы принимаем гостей». | Обогащать пассивной словарь детей (слова – названия членов семьи. Продолжать знакомить детей с предметами комнатной мебели, чайной посуды; объяснить значение каждого предмета; способствовать развитию активного словаря детей, называть предмет и его значение; развивать внимание, память, умение выполнять задания воспитателя и отвечать на вопросы; воспитывать умение использовать предметы по назначению в быту и в играх. | Семейные фотографии с изображениями близких ребёнка; повседневные игры с куклами, кукольной мебелью, посудой – кормить куклу, зайчика и т. д.; приготовить стол, покрытый скатертью и стулья для гостей; 2 куклы, учитывая размеры мебели и кукол; посуда игрушечная: 3 чашки с блюдцами; чайник, сахарница, чайные ложки; поднос. | Е. А. Янушко, с. 29; Г. Я. Затулина, с. 135. | |
26 | 16.03., 19.03. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Мебель» | Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь. | Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить чётко и правильно произносить звукоподражательные слова. | Журнальный (детский) стол; кукла Катя; кровать; стульчики; платяной шкаф; буфет; кукольные платья, кукольная посуда. | В. В. Гербова, с. 67. | |
27 | 23.03., 26.03. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Посуда» | Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает», чтение потешки «Наша Маша маленька…» | Познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении; помочь детям понять содержание потешки; обратить внимание на слова аленька, черноброва. | Кукла в пальто алого цвета (или кукла из картона с комплектом одежды из плотной бумаги); кукольный стол с посудой; собачка, кошка, курочка. | В. В. Гербова, с. 72. | |
28 | 30.03., 02.04. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Одежда. Обувь» | «Весенняя одежда и обувь». Рассматривание картинок. | Продолжать знакомить детей с предметами одежды, обуви, головных уборов, узнавать их на картинках; активизировать словарь детей, вводить новые слова, подводить детей к пониманию обобщённых слов – одежда, обувь; развивать внимание, память, формировать элементы наглядно-образного мышления; воспитывать навыки самообслуживания при одевании. | Дидактические игры: «Наши помощники», «Вышла Катя погулять», «Кого не стало?», «Куклы едут на машине», «Красный – зелёный», «Угадай, на чём повезёшь?», «Путешествие в космос», «Подбери пару», «Что лишнее?», «Паровоз», «Угадай по звуку», «Что нам привёз мишутка?». Беседы, ситуации: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Транспорт», «Машина», «Узнай, что это и назови», «Кто что делает?», «Как мы ремонтировали машину?», «Труд взрослых», «Солнечная система», «На чём ездят люди?». Подвижные игры: «Паровоз», «Воробушки и автомобиль», «Автомобили», «Мы – водители», «На ракете полетим», «Самолёты», «Догони меня!», «Найди свою пару». Чтение художественной литературы: сказка А. и П. Барто «Девочка - рёвушка», «Самолёт» А. Барто, «Поезд» Я. Тайц, «Айболит и воробей» К. Чуковский. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Собираемся в гости», «Парикмахерская», «Доктор Айболит», «Водитель автобуса», «Мы летим на ракете», «Оденем куклу на прогулку». | Ежедневное, индивидуальное общение с детьми в моменты одевания и раздевания; приготовить плоские изображения кукол – девочку и мальчика; картинки одежды, обуви, головных уборов на магнитах; магнитную доску (или панно с кармашками). | Г. Я. Затулина, с. 141. |
29 | 06.04., 09.04. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Космос» | «Космическое путешествие». Рассматривание сюжетных картин. | Продолжать знакомить детей с окружающим; узнавать предметы на картинке, называть их; активизировать словарь детей названиями предметов, связанных с космосом, действий, называть основные цвета; развивать восприятие, внимание, память, умение более точно и чётко произносить слова; воспитывать интерес к космосу, развивать наблюдательность. | Приготовить картинки с видами космоса, с ракетами и космонавтами; мольберт. | Г. Я. Затулина, с. 103. | |
30 | 13.04., 16.04. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Профессии людей» | «Наблюдение за трудом дворника». | Вызвать у детей интерес к труду дворника; учить наблюдать, узнавать и называть трудовые действия, орудия труда; активизировать словарь детей словами: дворник, лопата, убирает снег, кидает и др.; развивать трудовые навыки, учить пользоваться лопатой; воспитывать желание помогать взрослым, выполнять простые, доступные детям трудовые действия. | Ежедневно проводить короткие наблюдения за трудом няни, дворника и других взрослых, что они делают, чем пользуются в ходе работы; приготовить для каждого ребёнка лопатки; побеседовать с дворником о предстоящем наблюдении. | Г. Я. Затулина, с. 83. | |
31 | 20.04., 23.04. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Транспорт» | Рассматривание картины «Делаем машину». | Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы. | Сюжетная картина «Делаем машину»; мольберт. | В. В. Гербова, с. 53. | |
32 | 27.04., 30.04. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Хочу всё знать!» (обобщение) | Игры и упражнения на звукопроизно-шение (звук у). Чтение песенки «Разговоры». | Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях). | Кукла доктор Айболит; кукла Алёнка; ёлочки; грибы; игрушечный паровоз; чувашская песенка «Разговоры» (пер. Л. Яхнина). | В. В. Гербова, с. 42. | |
«Весна. Превращения, оживление, пробуждение природы». | |||||||
33 | 04.05., 07.05. (повто-рение и закреп-ление темы). | «День Победы» | Чтение стихотворения «Самолёты». | Познакомить детей с новым стихотворением; предоставить детям возможность договаривать слова, фразы; учить детей запоминать стихи, отвечать на вопросы по содержанию; развивать восприятие, внимание, память. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звука у). | Дидактические игры: «Плыви, кораблик!», «Кто как ходит (прыгает, летает)?», «Завяжи шарф кукле», «Когда это бывает?», «Курочка – рябушечка», «Такой листок, лети ко мне», «Зима или весна?», «Солнечные зайчики», «Лети, голубок!», «Кап, кап, кап…». Беседы, ситуации: «Весна», «Наш участок весной», «Солнышко-вёдрышко», «Идём искать весну», «Времена года», «Сезонные изменения в природе», «Здоровый образ жизни». Подвижные игры: «Через ручеёк», «Мыши водят хоровод», «Бабочки порхают», «Зайка серенький сидит», «Колокольчик», «Гуси, гуси», «Мотыльки», «По дорожке Катя шла». Чтение художественной литературы: «Солнышко – вёдрышко», «Пришла весна, потекла вода», «Одуванчик» О. Высоцкая, «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос…» Д. Мамина – Сибиряка, «Верба» А. Фет, «Травка зеленеет» А. Плещеев, «Весна в лесу» Г. Скребицкий. Сюжетно-ролевые игры: «Пчёлки и цветочки», «Цветочки и бабочки», «Оденем куклу по погоде», «Весёлые капитаны», «Муравьишки строят домик». | Побуждать детей повторять движения; сюжетные картинки: летящие в небе самолёты; праздничный салют. | Е. А. Янушко, с. 39. |
34 | 11.05., 14.05. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Весна» | «Пришла весна, потекла вода». Чтение рассказа Л. Н. Толстого. «Здравствуй, весна!» | Учить детей слушать литературное произведение без наглядного сопровождения; учить понимать вопрос по содержанию произведения и отвечать на него; развивать внимание, память, речевое дыхание; воспитывать интерес к чтению. Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать её. | Рассматривать в книгах иллюстрации; читать под ними текст индивидуально и с подгруппами детей. Приготовить лодочки для детей и большой таз с водой; сделать бумажные лодочки для каждого ребёнка. Обратить внимание детей на то, что пришла весна, солнце стало светить сильнее, растопило снег, стало теплее, люди переоделись в лёгкие одежды. | Г. Я Затулина, с. 121; В. В. Гербова, с. 94. | |
35 | 18.05., 21.05. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Насекомые» | «Божья коровка». | Развивать активную речь детей; восприятие, внимание, память, умение говорить с естественной интонацией; воспитывать эстетические чувства | Игрушечная божья коровка или её изображение. | Е. А. Янушко, с. 49. | |
36 | 25.05., 28.05. (повто-рение и закреп-ление темы). | «Цветы» | Чтение стихотворения О. Высоцкой «Одуванчик». | Познакомить детей с новым стихотворением; предоставить детям возможность договаривать слова, фразы; учить детей запоминать стихи, отвечать на вопросы по содержанию; развивать восприятие, внимание, память, умение говорить с естественной интонацией; воспитывать эстетические чувства средствами поэзии. | Наблюдение за одуванчиками; чтение разных стихов про одуванчики; атрибут для игры – солнышко. | Г. Я. Затулина, с. 144. |
Литература и средства обучения:
Методические пособия для педагогов (технологии, учебные пособия, методические рекомендации, т.д.) | Пособия для детей (рабочие тетради, учебные пособия для детей, раздаточные дидактические альбомы, т.д.) | Демонстрационные и раздаточные материалы (комплекты плакатов, учебно-наглядных пособий, комплекты конструкторов, кубиков и т.д.) |
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования»/авт.-сост. Е. А. Кудрявцева, Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 77 с.; - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352 с.; - «Развитие речи в детском саду: Первая младшая группа»/В. В. Гербова. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.; - «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие»/Г. Я. Затулина. – Москва, Центр педагогического образования, 2008. – 160 с.; - «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей»/Е. А. Янушко. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.; - «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ»/Н. А. Карпухина – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010. – 285 с. | 1. Корзина, атрибуты к игре «Магазин». 2. Музыкальные инструменты. 3. Кукла, коробка с одеждой по сезонам. 4. «Азбука для малышей». Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 2 до 3 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – (Школа Семи Гномов). | 1. Настольные театры «Репка», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк». 2. Иллюстрации к сказкам. 3. Муляжи овощей и фруктов. 4. Картинки - иллюстрации к стихотворениям А. Л. Барто, к русским народным песенкам, сказкам. 5.Картинки с изображением животных; картинки с изображением разных времен года; с одним действием; с предметами; с изображением птиц, домашних и диких животных. 6. Сюжетные картинки и плакаты: «Кошка и котята», «Коза и козлята», «Собака и щенки», «Корова и телёнок», «Курочка и цыплята», «Зимой на прогулке», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. п.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-199147-1360322290.jpg)
Рабочая программа по освоению образовательной области "Речевое развитие" ООП ДО
Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» разработана на основе ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 77» на уровень дошкольного образования.Реализуется гр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-199147-1360322290.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» разработана на основе ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 77» на уровень дошкольного образования.Реализуется группах ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-199147-1360322290.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» разработана на основе ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 77» на уровень дошкольного образования.Реализуется группах ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-515786-1602066628.jpg)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (средняя группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-515786-1602066628.jpg)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (старшая группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (старшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-515786-1602066628.jpg)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (подготовительная к школе группа)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевой развитие».
Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте детей 6 -7 лет....