Методическая разработка на тему Исследовательский проект "Как рождается книга"
проект по развитию речи (старшая группа)

Уткина Ирина Александровна

Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя - натуралиста В.В.Бианки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Как рождается книга»

Цель:

познакомить с жизнью и творчеством писателя – натуралиста В.В.Бианки

Задачи:

*Формировать представление о значении книги в жизни человека;

* Познакомить с отдельными фактами биографии В.В.Бианки, показать  связь с его творчеством;

* На основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;

* Учить понимать природу, ее законы, особенности;

* Развивать речь, мышление, наблюдательность.

Оборудование:

Книжная выставка «Мудрец с душой ребенка», буклеты «Виталий Валентинович Бианки»,

компьютер, жетоны за правильные ответы.

Организация совместной деятельности педагогов и детей по реализации проекта

I часть:  

Знакомство детей с биографией В.В.Бианки.

Дети входят в группу под спокойную музыку на тему природы. Ведущий обращает их внимание на оформление группы, предлагает рассмотреть портрет писателя, фотографии из его жизни. Затем кратко рассказывает о В.В.Бианки.

Конечно, любой человек любит природу. Но, иногда, встречаются люди, наделенные каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждет момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и ученый Виталий Валентинович Бианки.

Повсюду: в лесу на полянке.

В реке, на болоте, в полях –

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивленно смотреть.

Сегодня наше занятие мы посвящаем жизни и творчеству писателя – натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, которого част называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником» .Виталий  Валентинович Бианки большую часть своей жизни посвятил описанию мира загадочного и неповторимого – мира русского леса и его обитателей.

Родился Виталий Валентинович Бианки  12 февраля 1894 года в Петербурге. Вся семья мальчика любила природу и в теплое время года – с весны до осени – жила в деревне под Петербургом. Отец его был ученым – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающий птиц), изучал птиц и много про них знал. Очень рано он начал брать сына с собой в лес, где и учил его наблюдать за растениями и животными, слушать шорохи леса, голоса птиц, всматриваться в жизнь насекомых. Бианки потом вспоминал об этих прогулках: « Он каждую травку, каждую птичку и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету…»

Маленький Виталий  часто бывал у отца в Зоологическом музее, где он работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Там он видел много интересных зверей, птиц, но все это были неживые чучела, стоявшие точно заколдованные, холодные. Мальчик думал, что они нарочно заколдовались, потому что кругом люди. Он мечтал узнать такое волшебное слово, чтобы разом их расколдовать: скажешь его – и вдруг все звери побегут, птицы, бабочки полетят, змеи поползут. Поднимется писк, рев, шум – вот здорово!

Свое волшебное слово Виталий нашел, когда стал взрослым, выучился в университете на биолога, исходил много троп, дорог, посетил заповедные природные места России.

Волшебное слово Виталия Бианки – это его рассказы и сказки о природе. Еще маленьким мальчиком он полюбил природу, все живое, а став школьником, научился у отца записывать свои наблюдения. Все, что он видел удивительного в жизни животных, все, что замечал и наблюдал, тут же записывал. Накопились многочисленные тетради с записями интересных наблюдений. Эти записи и помогли Бианки стать писателем.

Сказки у Виталия Валентиновича Бианки особенные – познавательные, в них все правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. Читая сказки Бианки, хочется идти в лес, на реку, на луг и наблюдать, наблюдать, наблюдать.

В 1923 году вышла первая книга («Чей нос лучше?»)

Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Газета представляла собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Это большая настоящая газета обо всем, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшим в парке.

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». О самом простом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост.

Виталий Валентинович Бианки  написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как «Первая охота» (1923), «Как Муравьишко домой спешил» (1935), «Сказки зверолова»(1937) и др. По некоторым из них («Оранжевое горлышко» (1937, и др.) сняты мультфильмы.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги , даже руки плохо его слушались, но он все равно продолжал записывать маленькие рассказы для детей. Умер он в 1959 году.  Книги Виталия Валентиновича любят не только в нашей стране. Они переведены на многие иностранные языки, их знают в Японии, германии, Америке. Все дети учатся по ним любить природу.

II часть:  

 Сегодня мы совершим с вами экскурсию по страницам книг ученого и писателя – Виталия Валентиновича Бианки.                                                        

Разминка – Звучит песня «Утята», дети поют и танцуют.

После разминки все дети делятся на две команды, каждая команда придумывает себе название по имени одного из героев сказок Бианки.

  1. «Назови птиц»: одна группа должна назвать зимующих птиц, другая – перелетных. ( дается 1 мин на обсуждение, затем обе группы по очереди отвечают. (За каждый правильный ответ выдается фишка.)

  1. Игра «Летает, не летает» (Ведущий называет птиц, дети машут руками, если птица летает, а если не        летает, присесть) Сова, аист, сокол, воробей, перепелки, пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай, страус, журавль, чайки, ворона, курица, снегири, жаворонок, лебеди

  1. «Угадай, кто это?»

(по описанию ребятам предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки, вспомнить, как называется рассказ, или сказка)

- «ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук – сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)

- «на листе сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишко домой спешил»)

- «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг!- и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)

- «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. »Кто чем поет?»)

  1.  Отгадать птицу «по голосу» (Ведущий включает фонограмму сначала для одной команды, потом для другой. Дети слушают и отгадывают голоса знакомых птиц – карканье вороны, воркование голубя, клекот попугая, чириканье воробья, стрекот сороки, пение кенаря.)

  1. Нарисовать «Прекрасную жар – птицу». ( ведущий расстилает на полу перед каждой командой длинные рулоны бумаги. Всем желающим предлагается нарисовать красивую сказочную птицу. Дети рисуют 5-10 мин, затем рассматривают рисунки друг друга, получают фишки.)

  1. Загадки о птицах.

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик

Он деревья лечит:

Постучит – и легче.

                    (Дятел)

Длиннохвостая она,

Со спины черным – черна.

Брюхо белое по плечи,

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимет стрекот – крик.

                          (Сорока)

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

           (Яйцо и цыпленок.)

  1. Пословицы. (Кто больше назовет пословиц )

«Дом без книги – дом без души»,

«Испокон века книга растит человека»,

«Книгу читаешь, как на крыльях летаешь»,

«Книга для ума, что теплый дождик для всходов»,

«Кто много читает, тот много знает»,

«С книгой поведешься – ума наберешься»,

«Чтенье – лучшее уменье».

  1. Хоровое исполнение всеми присутствующими песни « У дороги Чибис»

  1. Подведение итогов соревнований.

Завершая занятие, ведущий хвалит всех детей за хорошие знания, за активное участие , за любовь к природе; выражает надежду, что и дальше дети будут бережно и внимательно относиться ко всему живому.

Каждый ребенок получает подарок – книгу о природе.

  1. Домашнее задание – создать свою книгу – гармошку по рассказам В.В.Бианки.
  2. Экскурсия в библиотеку, книжный магазин.
  3. Организация сюжетно – ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин»
  4. Продуктивная деятельность (создание книжки – гармошки по рассказам В.В.Бианки).
  5. Труд в книжном уголке: ремонт книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"

В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...

Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...

Методическая разработка на тему: учим детей любить книгу.

Цель: сформировать интерес у воспитанников к знакомству с художественной литературой.Задачи:Создать благоприятные условия для формирования интереса к постоянному общению с книгой.Содействовать приобще...

Методическая разработка занятия. Тема НОД: "Как рождается книга".

Цели:Обучающие:-        пополнить представления детей о свойствах разного материала (камня, глины, бересты, бумаги);-        позна...

Методическая разработка по теме: мини-музей "Открытая книга"

В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное воздействие на ребенка отошла на второй план. Многие родители, шагая в ногу со временем, окружающей нас действительностью, предпола...

Методическая разработка по теме: "Формирование интереса к книге у старших дошкольников"

Основные направления в работе педагогов логопедической группы по формированию интереса к книге у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Интернет-маршрут для родителей «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»

Интернет-маршрут для родителей  «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»Цель: познакомить с историей создания книги, ...