Конспект по развитию речи ТЕМА «МЕБЕЛЬ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕКАБРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «МЕБЕЛЬ»
ЗАНЯТИЕ 1
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация по теме «Мебель». Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, образование и употребление прилагательных в сравнительной степени). Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).Автоматизация и дифференциация произношения сонорных звуков свободной речевой деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Наборное полотно, предметные картинки с изображениями мебели, карточки со звуковыми схемами, резиновый мяч среднего размера, карточки для игры «Кто скорее?»
Предварительная работа. Составление плана загадки-описания о мебели на занятии по развитию речи. Игра «Еще лучше» на индивидуальных занятиях с логопедом. Разучивание стихотворения «Откуда стол пришел?»
Ход занятия
1. Составление загадок-описаний
Предлагаем каждому из детей взять картинку из контейнера так, чтобы никто не видел. Дети берут картинки и занимают места за столом.
Сегодня мы продолжаем разговор о мебели. И начнем с загадок-описаний. Вспомните план загадки-описании и составляйте загадку о том предмете, который изображен на картинке. Следите за произношением звуков [р], [р’|, |л (Это предмет мебели для гостиной. У него есть
сиденье, спинка, ножки, подлокотники. Оно мягкое и удобное.
В нем можно сидеть и отдыхать. Что это?(Это кресло); Этот предмет мебели стоит в спальне. У него есть стенки, дверцы, ножки, полки. Он дубовый, большой, полированный. В нем хранят одежду. Что это?(Это шкаф); Этот предмет мебели для столовой. У него есть столешница и четыре ножки. Он ореховый, полированный за ним обедают. Что это?(Это обеденный стол); Эта мебель стоит в детской комнате. У нее есть матрас, спинки, ножки. Она удобная, мягкая. На ней можно спать. Что это?(Это детская кровать).
2. Упражнение «Подскажи словечко
Следующая игра называется «Подскажи словечко». Вы должны закончить строчку стихотворения, подобрав слово в рифму.
Костя в комнату вошел
И поставил сок...(на стол).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки...(в буфете).
Маша в комнату впорхнула,
Шарф и плащ взяла...(со стула).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика...(из шкафа).
Закатила барабан Наша Оля...(под диван).
На портрете — Аня с бантом,
А портрет тот...(над сервантом)
Книжку новую Ивана
Я достал...( из-под дивана).
Если хочет Миша спать,
Он приляжет...(на кровать)
Чтобы ноги отдохнули,
Посидит чуть-чуть...(на стуле)
Посидеть хотим мы если,
То развалимся мы...(в кресле)
3. Упражнение «Подбери схему».
Помещаем на наборное полотно две звуковых схемы, а детям раздает картинки с изображениями стола, стула, шкаф пуфа.
Рассмотрите свои картинки, произнесите названия мебели, а потом поставьте картинки под схемы, которые стоят на наборном полотне, и объясните свой выбор.(Я поставил свою картинку под первую схему, потому что в слове шкаф всего четыре звука, первый твердый со- |ясный звук [ш], второй твердый согласный звук [к], третий гласный звук [а], четвертый твердый согласный звук [ф]).
4. Игра с мячом «Еще лучше».
Я хочу предложить вам новую игру. Я буду начинать предложение об одном из предметов мебели и бросать вам мяч.
Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, рассказывая о таком же предмете мебели, который еще лучше первого.
У меня есть мягкий диван...(а мой диван еще мягче).
У меня есть удобное кресло...(а мое кресло еще удобнее).
У меня есть высокий шкаф...(а мой шкаф еще выше).
У меня есть широкая кровать...(а моя кровать еще шире).
5. Игра «Магазин».
Ставим на наборное полотно предметные картинки с изображениями мебели.
Давайте поиграем в «Магазин». Я буду продавцом, а вы будете объяснять мне, почему хотите купить ту или иную мебель.
Я хочу купить красный диван, потому что он большой и очень удобный (А я куплю полосатое кресло, потому что в нем очень удобно сидеть и смотреть телевизор; Я куплю книжный шкаф, потому что у меня много книг; Я хочу купить письменный стол, потому что за ним удобно рисовать).
6. Рассказывание стихотворения С. Маршака «Откуда стол при шел».
Теперь вспомните стихотворение Самуила Mаршака «Откуда стол пришел?» Расскажите его четко, выразительно. Следите за произношением звуков.
(Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола...
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал...
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.
Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
А вечером — читать.
На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет.)
7.Пальчиковая гимнастика «Наша квартира».
8.Упражнение «Лесенка».
Новая игра называется лесенка. Вы должны разделить названия мебели на слоги и выложить лесенку, начиная со слова из одного слога до слова из трех слогов (Моя лесенка начинается со слова стол, второе кро-ватъ, третье слово — та-бу-рет; В моей лесенке первое слов стул, второе слово-диван, третье слово — сек-ре-тер; В моей лесенке первое слово шкаф, втрое — крес-ло, третье — тум-боч-ка; моя лесенка начинается со слова пуф, втрое-бу-фет, тертье слово — ска-мей-ка)
9.Игра «Кто скорее?»
Последняя игра на скорость и сообразительность. Вы должны рассмотреть картинки в каждом вертикальном и горизонтальном рядах и
догадаться, какую картинку нужно нарисовать в пустом квадратике.
10. Окончание занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)
Конспект по развитию речиТема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)...
Конспект занятия «Развитие речи». Тема «Звуковая культура речи: звуки б, бь»
Конспект занятия "Развитие речи"...
Конспект занятия «Развитие речи». Тема «Звуковая культура речи: звук ф»
Конспект занятия во второй младшей группе "Речевое развитие". Тема «Звуковая культура речи: звук ф»...
Конспект по развитию речи тема : "Цветики - цветочки " по теме
Познакомить детей с характерными признаками полевых цветов, особенностью внешнего вида, строения.Формировать умение детей давать полный ответ на поставленный вопрос.Учить видеть красоту цветущих расте...
НОД по развитию речи. Тема «Мебель»
Создание условий для развития речи детей по теме «мебель»...
Конспект по развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [у]»
Младшая группа...