Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также использование знаний о каждом ребенке – его возможностях, способностях, особенностях. И поэтому у нас каждый ребенок в группе – ЗВЕЗДА (каждый «светится» по-своему).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Успешная работа воспитателя ДОУ с детьми с ОВЗ зависит не только от опыта и знаний, наработок педагога. Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-развивающей работы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ.
А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Тем самым создаются оптимальные условия, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых и физических возможностей детей с ОВЗ. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Изучение по каждой теме соответствующих понятий, названий предметов, действий, признаков не возможна без участия родителей во всём процессе работы над проблемами. Это и экскурсии, и целевые прогулки, продуктивная деятельность, непосредственно связанная с темой (творческие задания, рисование, аппликация, лепка, конструирование).На этапе появления звука Воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука, фиксирует внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинный и предметно-стимульный материал
На этапе автоматизации Воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом для домашнего закрепления.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Нужны другие способы педагогического воздействия на детей, то есть специально организованное образовательное пространство, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей с ОВЗ.
Например - развитие творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Задания носят дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, одним детям можно поручить только, скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям делать основную композицию.
В наших группах находятся дети с разными диагнозами и, соответственно, разными возможностями (а именно – дети с парезами не могут наравне с другими детьми , то есть так же ловко скатывать раскатывать шарики и колбаски). Здесь вступает в силу индивидуальный подход. Эта методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями. И так во всех видах продуктивной и познавательной деятельности.
Ежегодно в годовом и групповом планировании остро стоит основная задача по развитию речи каждого ребёнка с ОВЗ в ДОУ.
Одними из таких задач являются:
- научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
-легко и непринуждённо воспринимать тексты художественной литературы, заучивать произведения, выразительно их декламировать.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Особенно действенной для наших детей оказалась «МНЕМОТЕХНОЛОГИЯ», основанную на системе мнемотехники. Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Они могут быть разработаны на любую лексико- грамматическую тему («Осень», «Зима», «Зимующие птицы», «Транспорт» и т. п.) Однако мой опыт показал, что использование элементов мнемотехники помогает особенно быстро и интересно запоминать и стихи, считалки, и физминутки. Эти приемы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также использование знаний о каждом ребенке – его возможностях, способностях, особенностях. И поэтому у нас каждый ребенок в группе – ЗВЕЗДА (каждый «светится» по-своему).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-721920-1449506472.jpg)
Взаимодействие МБДОУ "Тимирязевский детский сад" с родительской общественностью в условиях реализации ФГОС - обобщение опыта работы
Материал отражает систему работы ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС, а также опыт участия в работе интерактивной площадки в рамках первой районной конференции "Вместе ради детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-1094119-1545131678.jpg)
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Я представляю вашему вниманию свой небольшой опыт по использованию игровых образовательных технологий в ДОУ.Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождае...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/06/picture-1098725-1546771062.jpg)
Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-291623-1615960454.jpg)
Использование ИКТ в практике педагога дошкольного образования в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитате...
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС (из опыта работы инструктора ЛФК)
Реализовать план ФГОС ДО помогают педагогические технологии для укрепления здоровья детей. Это необходимо для правильной, нормальной деятельности организма....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-557989-1603570634.jpg)
Сообщение из опыта работы «Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО».
Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей социальной жизни. . Это макс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1079188-1549445985.jpg)
Коррекционно-развивающая работа в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Статья посвящена изучению коррекционно-развивающей работы в условиях реализации ФГОС...