Сообщение из опыта работы «Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО».
методическая разработка
Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей социальной жизни. . Это максимальное использование ребёнком своих способностей: умение быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. И первая, самая важная ступень- дошкольное образование...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glebova_vystuplenie_2020.docx | 29.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 комбинированного вида»
Сообщение из опыта работы
«Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО».
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Глебова Ольга Алексеевна
Мончегорск
2020
Воспитание и развитие одарённых и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей социальной жизни. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе. Это максимальное использование ребёнком своих способностей: умение быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. И первая, самая важная ступень- дошкольное образование.
В ходе реализации своей работы и наблюдения за детьми я увидела, что музыкально-одарённые дети- дети особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. В силу личностных особенностей они более чувствительны к оценке своей деятельности, поведения и мышления, более восприимчивы . Я заметила, что музыкально-одаренные дети склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Они легче усваивают материал, непринуждённо справляются с заданиями. Например, в танцевальной миниатюре такие дети готовы взять на себя ведущую роль- показывают движения другим ; в пении солируют запев песни; в игре-драматизации играют главного персонажа и т.д.
Музыкально одарённые дети любят слушать музыку, стремятся посещать творческие кружки, концерты и выступления, сочиняют свои собственные оригинальные мелодии, стремятся выразить своё настроение в танце и т.д.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития музыкально-одарённых детей, поиска педагогических приёмов, форм и методов взаимодействия с ними. Определила цель и задачи.
Цель: выявление музыкально-одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, их самореализации в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
Обучающие:
- Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, формирование основ музыкальной культуры;
- Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;
Развивающие:
- развитие музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении;
- развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, вокально-певческих навыков,
- формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитательные:
- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности;
- воспитание личности активной, творческой, способной активно учавствовать в концертных досугах, фестивалях, конкурсах разного уровня.
В работе с одаренными детьми целесообразно придерживаться следующих принципов, отражённых в Федеральном государственном образовательном стандарте:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации;
- принцип создания условий для совместной работы при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора.
Модель развития музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО включает в себя следующие формы работы:
- наблюдение, выявление музыкальных способностей (диагностика);
Музыкальные способности у всех детей проявляются по разному. У кого –то на первом году жизни они проявляются достаточно ярко и развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. у других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. у большинства воспитанников эта способность развивается к пяти годам. Нужны постоянные наблюдения за детьми и диагностика, проводимая два раза в год.
- планирование музыкальной деятельности;
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми навыками и умениями. Для того, чтобы обучение несло развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и музыкальных способностей детей.
- подбор музыкального репертуара;
Музыкальный материал подбираю он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является его новизна, сопровождающий аккомпонимент, аранжировка.
- предметно-окружающая среда:
Предполагает создание музыкальных уголков, дидактических игр, декораций и прочей атрибутики творческого процесса. Доступность этих материалов детям обеспечивает постоянный интерес к музыкальной деятельности.
- индивидуальная работа (подготовка сольных номеров);
- групповая работа (подготовка ансамблевых номеров)
- проведение мероприятий: концертов, досугов, вечеров развлечений;
- участие в конкурсах, фестивалях , конкурсных программах и проектах разного уровня;
- совместная работа со специалистами ДОУ;
Работа с музыкально одаренными детьми предполагает взаимосвязь с другими специалистами детского сада, так как только совместные усилия дадут положительный результат.
- участие в педагогических советах, семинарах-практикумах, вебинарах;
- саморазвитие
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к моему к профессиональному росту и саморазвитию и предполагает наличие следующего комплекса качеств: личностные (целеустремленность, настойчивость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность);профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности ребенка с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка специальных развивающих программ, оценка результатов, консультативное обучение родителей);поведенческие (эмоциональная стабильность, умение создать творческую атмосферу, );креативность.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:я столкнулась с рядом проблем, для этого я работаю со своими личностными качествами.
• возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
- работа с родителями
- Для родителей музыкально одарённых воспитанников проводятся индивидуальные консультации, анкетирование, родительские собрания;, тематические беседы,:«Способности ребенка в Ваших руках», «Музыкально одаренный ребенок», «Музыкальное воспитание в детском саду и дома», «Ваш ребёнок и музыкальная школа» и др. Родители помогают в изготовлении костюмов и атрибутики. Мы заручились поддержкой и согласием на участие детей в различных конкурсах и фестивалях муниципального и регионального уровней.
В нашем детском саду для музыкально-одаренных детей организована работа творческой группы «Дошколята». Цель работы группы- развитие эстетического восприятия, интереса, любви к музыке, реализация потребности в творческом самовыражении. Здесь решаются задачи музыкального развития детей в восприятии музыки, исполнительстве, творчестве, музыкальной образовательной деятельности, индивидуальных способностей каждого ребёнка (личностно-ориентированный подход).
В работе с творческой группой использую следующие виды музыкальной деятельности ( упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию, распевки, музыкально-ритмические движения, песни, исценировки).
Яркими выступлениями творческой группы были: участие в III Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России» (вокальный дуэт «Горница-узорница»),международном конкурсе «Кубок содружества-2019» (номинация «Детский танец» песня «Жар-Птицы») ,
в фестивалях регионального уровня «Родина у нас одна» (авторский номер «Город мой!», фестиваль детского творчества «Овация -2020(сольное исполнение песни «Катюша» муз. Блатнера сл. Исаковского);
в фестивалях муниципального уровня «Школа-это мы», «Белка в Мончегорске», «Песни, с которыми мы победили»,«Шаг к успеху», «Чистая капелька»; в меж сетевом мероприятии: «Музыкальная шкатулка», в авторских проэктах.
Таким образом, анализируя эффективность проведённой мною работы с музыкально одарёнными детьми, я пришла к выводу, что система музыкальных занятий как в НОД , так и в творческой группе позволяет значительно поднять уровень музыкального развития детей, формирует у них творческий подход не только к музыкальной деятельности, но и в художественно-эстетической области в целом.. укрепляет их уверенность в собственных возможностях.
В ходе работы я поняла. что К любому музыкально одарённому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием., помочь ему вовремя проявить и развить свой талант. А если найти к таким детям правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Я буду продолжать работать в данном направлении, развивая таланты и творческий потенциал воспитанников.
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации детей старшего дошкольного возраста».
Сообщение из опыта работы будет интересно педагогам ДОУ работающим по развитию интегративных качеств личности дошкольников....
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ « Развитие музыкальных способностей дошкольника посредством обучения игры на музыкальных инструментах»
Игра на музыкальных инструментах-один из видов детского исполнительства....
Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...
«Инновационные формы работы педагогов с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОО»
laquo;Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец»В.А. Сухомлинский....
Сообщение из опыта работы "Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников"
Методические рекомендации по развитию музыкально-ритмических движений можно использовать воспитателям, музыкальным руводителям ДОУ....
Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...
Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФГОС ДО
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества.Одно из приоритетных направлений развития современного образования - создание условий для развития талантливых детей...