Конспект Тема: «Посуда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Посуда»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда». Уточнение и расширение представлений об этикете. Обучение составлению рассказа по картине по данному плану. Обеспечение целостного восприятия картины. Автоматизация правильного произношения звука [ж].
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, активности, способности к сопереживанию.
Оборудование. Картина «Мы дежурим», контейнер с цветными карандашами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вспомните названия посуды, содержащие звук |к), и определите место этого звука в словах.
(Кувшин. Звук [к] — в начале слова. Тарелка. Звук [к] — в середине слова.
Сковорода. Звук [к] — в середине слова. Чайник. Звук [к] — в конце слова).
Хорошо. Вы отлично выполнили мое задание. Садитесь. Сегодня мы продолжим разговор о посуде, рассмотрим картину «Мы дежурим» и составим рассказ по ней. А сейчас послушайте стихотворение Е. Благининой «Обедать».
Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры —
Я вам супу налила.
Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку:
Плошка кошки — в уголке.
Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое — компот.
Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать? — Спасибо!
2. Рассматривание картины «Мы дежурим» и беседа по ней
Это картина «Мы дежурим». Как вы думаете, почему она так называется?( На картине нарисованы дети. Они накрывают на стол. Дети дежурят по столовой.)
Расскажите о детях, которые накрывают на стол. В какой части картины они нарисованы?
(Мальчик и девочка, дежурные, нарисованы в правой части картины).
Как они одеты? Как выглядят? Что они держат в руках? Расскажи о девочке, Катя. А о мальчике расскажет Артем.
(Девочка в коротких темно-синих брючках, оранжевой футболке, белом переднике. У нее две косички. Она держит в руках ложки.
Мальчик в коричневых брюках, зеленой футболке, белом переднике. У него темные короткие волосы. Он ставит на стол тарелку.)
Что они уже поставили на стол? (Они накрыли стол белой скатертью, поставили хлебницу со свежим хлебом и чашки с блюдцами.)
Какая посуда стоит на столе? Опишите ее. Используйте слова, отвечающие на вопрос «Какой?» (На столе стоят чашки, блюдца, тарелка, хлебница. Они фаянсовые, ярко-красные, новые.)
Какое настроение будет у людей, которые сядут за стол, накрытый белой скатертью и сервированный такой яркой посудой? ( У людей будет радостное настроение. За таким столом приятно сидеть).
Что осталось сделать дежурным, чтобы закончить сервировку стола?
( Им нужно поставить мелкие и глубокие тарелки, положить ложки и вилки, разложить салфетки).
Теперь давайте рассмотрим группу людей, изображенных в левой части картины. Кто это? Что они делают?
(В левой части картины около шкафчиков с книгами и игрушками сидят дети и воспитатель. Воспитатель читает детям книгу, а дети внимательно слушают. Они уже помыли руки и приготовились к обеду.)
Хорошо. Опишите помещение группы, которое мы видим на картине. Какая группа? Какая в ней есть мебель? Что мы видим на окне и за окном?
(У детей большая светлая уютная группа. В группе стоит удобная мебель: желтые стульчики, маленький столик, шкафчики с игрушками. На окне висят нарядные шторы и стоит горшок с цветком. Из окна виден участок детского сада. На деревьях уже пожелтели листья.)
В каких тонах написана картина? Какое настроение создается у вас, когда вы ее рассматриваете?
(Картина написана в теплых тонах. Когда мы ее рассматриваем, у нас создается радостное настроение.)
Мы рассмотрели картину. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте отдохнем.
3. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша каши наварила, | Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке.- |
Маша кашей всех кормила. | |
Положила Маша кашу | |
Кошке — в чашку, | Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. |
Жучке — в плошку, | |
А коту — в большую ложку, | |
В миску курицам, цыплятам | |
И в корытце поросятам. | |
Всю посуду заняла, | Разжимают пальцы. Сдувают |
Все до крошки раздала. | воображаемые крошки с ладошки. |
4. Упражнение «Не зевай!»
. Послушайте стихотворение-загадку.
У нашего Вовки
На блюде морковка.
У нашей Акульки
Картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки
Смородина в чашке.
Ну а у Валерки
Грибочки в тарелке.
А теперь ты не зевай
И посуду называй.
Н. Нищева
Какие названия посуды прозвучали в стихотворении? (Блюдо, кастрюлька, чашка, тарелка).
5. Артикуляционная гимнастика.
Выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Далее логопед предлагает детям вспомнить, как они делали «чашечку», убирали ее за верхние зубы, прижимали края к зубам и дули в нее, произнося звук [з]. Когда у всех детей получился звук [ж], можно заняться автоматизацией произношения звука (ж] в открытых слогах и цепочках слогов в отраженной речи.
6. Сообщение логопедом плана рассказа по картине.
Сейчас вы будете составлять рассказ по картине. Вы сделаете это по следующему плану. Сначала вы расскажете, как называется картина и почему она так называется. Потом опишете дежурных. Какие они? Как они одеты? Что у них в руках? Что они делают? Что уже стоит на столе? Затем нужно рассказать о людях, которых художник изобразил в левой части картины. И наконец, опишите групповое помещение и расскажите о настроении, которое вызывает картина.
7. Подготовка детей к рассказыванию.
8. Составление детьми рассказа по частям.
Сейчас Маша начнет рассказ. Артем продолжит его и расскажет о дежурных. Катя будет рассказывать об остальных детях и воспитателе. А Витя закончит рассказ.
(Картина называется «Мы дежурим». Справа на картине нарисованы дети. Они накрывают на стал. Дети дежурят по столовой.
Девочка в коротких темно-синих брючках, оранжевой футболке, белом переднике. У нее две косички. Она держит в руках ложки. Мальчик в коричневых брюках, зеленой футболке, белом переднике. У него темные короткие волосы. Он ставит на стол тарелку. Дети уже накрыли стол белой скатертью, поставили хлебницу с нарезанным свежим хлебом и чашки с блюдцами. Посуда фаянсовая, ярко-красная, новая.
В левой части картины около шкафчиков с книгами и игрушками сидят другие дети и воспитатель. Воспитатель читает книгу, а дети внимательно слушают. Они уже помыли руки и приготовились к обеду.
У детей большая светлая уютная группа. В группе стоит удобная мебель: желтые стульчики, маленький столик, шкафчики с игрушками. На окне висят нарядные шторы и стоит горшок с цветком. Из окна виден участок детского сада. На деревьях уже пожелтели листья. Картина написана в теплых тонах. Когда мы ее рассматриваем, у нас создается радостное настроение.)
9. Повторение рассказа одним из детей
10. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....
Конспект НОД Тема: «Посуда и её назначение. Свойства материалов, из которых сделана посуда» Образовательная область «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей
Программные задачиРечевое развитие· Совершенствовать глагольный словарь ребенка;· Закреплять умение детей в образова...
Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".
Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....
Конспект по рисованию на тему Посуда Составление узора на посуде
Конспект по рисованию на тему Посуда Составление узора на посуде Программные задачиОбучающие:· Учить самостоятельно намечать содержание узора, придумывать детали, выбирать палит...
Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему "Посуда. Материалы, из которых сделана посуда (занятие с элементами экспериментирования)"
Материал предназначен воспитателям етсих садов. В конспекте представлены опыты и эксперименты по изучению свойст материалов, из которых сделана посуда....
Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.
Задачи занятия:1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....
Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.
Задачи занятия:1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....