Перспективное планирование по чтению художественной литературы
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Пояснительная записка
Старшая группа
Перспективное планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы» для основной общеобразовательной программы дошкольного образования в средней группе общеразвивающей направленности, составленное на основе примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой. Данное перспективное планирование направлено на воспитание нравственных качеств, развитие у дошкольников слухового внимания, мышления и памяти, слушательского интереса и опыта, обучение культуре восприятия литературного произведения.
Перспективное планирование распределено поквартально, включает в себя работу в совместной деятельности воспитателя с детьми в виде чтения, пересказа литературных и фольклорных произведений, инсценирование и драматизации, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную работу в книжных уголках.
Перспективный перечень включает в себя:
- Русское народное творчество
- Фольклор народов мира
- Произведения русской классической литературы
- Произведения современной русской и зарубежной литературы
Основные задачи
После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра (небылицы, загадки, сказки, рассказы).
На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное произведение легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Ребенок 4-5 лет, прежде всего – активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.
Познавательные и речевые умения и способности. Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинные связи в тексте. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Представлять в воображении героев и события. Выделять поступки героев и давать им элементарную оценку. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения.
При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Использовать яркие слова и точные слова и выражения. Участвовать в играх и инсценировках. По сюжетам знакомых книг. Выразительно использовать стихи, знать тексты хороводных игр, потешек, загадок и других произведений.
Отношение к книге. Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Стремиться соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценивать себя и других детей с позиции этических норм, представленных в художественных образах. Радоваться встрече с веселой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуаций, поступков, слов, выражений. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремление запомнить и воспроизвести понравившееся стихотворение.
К концу года дети могут
Дошкольники могут внимательно и с интересом слушать чтение или рассказывание литературных произведений.
Стремятся к повторению встречи с понравившемся произведением, его го героями.
Дети среднего дошкольного возраста способны устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в произведении, давать элементарную оценку поступкам и действиям героев, умеют выразить свое отношение к ним.
С удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках.
Организация чтения художественной литературы
Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит от подбора текстов и от правильной организации чтения в форме партнерской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим представляется целесообразным задать некоторые общие методические требования к организации чтения художественной литературы:
ü Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
ü Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня (самое подходящее – утром, после завтрака).
ü Продолжительность чтения составляет примерно 20 минут:
5-10 минут в группе раннего возраста и младшей группе;
10-15 минут в средней группе;
15-20 минут в старшей группе;
20-25 минут в подготовительной группе.
ü Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого; как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать ль одно правило; заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.
ü Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста, - удивление, изумление, сострадание и прочее. Монотонное механическое (отчужденное) чтение может отбить у ребенка охоту слушать даже самую интересную книгу.
ü Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты. Сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного чтения. Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам, перечитывать их.
ü Художественные произведения для длительного чтения (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования следует читать несколько дней подряд, без перебивок (в зависимости от объема текста это может занять от 2 до 10-12 дней и более), так как дети должны иметь возможность удержать в памяти последовательность сюжетных событий, вжиться в воображаемый мир книги. Все это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или читаются с большими перерывами. Ежемесячно воспитатель прочитывает дошкольникам 1-2 больших текста.
ü Периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений (укладывающихся в 20-минутный интервал). Это фольклорные и авторские сказки, реалистические рассказы, короткие фольклорные и авторские стихотворные тексты. Здесь возможны сочетания нескольких коротких текстов по жанрам или тематической направленности.
ü Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более принуждать их к «препарированию»поэтических произведений и многократному пересказу прозы. Обсуждениям надо придать непринужденный характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения – реплики относительно прочитанного. Если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнить коллизии художественного текста с реальными событиями. Педагог также отсрочено обращается к прочитанным текстам, инициирует их воспоминание, цитирование, обсуждение во время развертывания других видов деятельности, если обращение к книге может помочь в мотивировании детей к активности, в осмыслении, прояснении каких-либо фактов, событий и т.п.
ü Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2-3 месяца (с перспективой на весь год), осуществив сбалансированный выбор из разных разделов рекомендательного списка, с учетом интересов большей части детей своей группы (при опросе детей и родителей вначале года необходимо выяснить, какие книги из списка уже прочитаны дома ранее большинством). Этот предварительный план может корректироваться по мере необходимости.
ü Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения могут подбираться на месяц, тоже с охватом разных разделов списка. Дополнительно в подборе и планировании последовательности чтения коротких текстов воспитатель руководствуется событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты), тематикой, намеченной для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, а также направленностью актуальных интересов детей группы. Подборка коротких художественных текстов постоянно корректируется воспитателем с учетом появляющихся у дошкольников вопросов по поводу различных аспектов окружающего, возникающих в детском обществе конфликтов и коллизий, решение которых сможет быть подсказано книгой.
ü В распоряжении воспитателей и детей в каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка (сборники стихов, фольклорных и авторских сказок, рассказов детских писателей), чтобы педагог, реагируя на актуальную ситуацию, смог в любой момент выбрать подходящие произведения, составить тематическую подборку, Дополнительно воспитатель может пользоваться и хрестоматией для детей старшего дошкольного возраста, младшего дошкольного возраста, но она не должна быть единственным или основным источником художественных текстов (достаточно жестко навязывающим воспитателю и детям выбор и вкусы составителей).
ü Следует иметь в виду, что книга не только несет в себе универсальное развивающее содержание, но и существует как вещь в ее эстетическом качестве, как неотъемлемая часть предметной среды. Этой ипостасью книги очень часто пренебрегают. Вместе с тем в свободной деятельности ребенка, еще не умеющего читать, книга выступает прежде всего со стороны зрительного, иллюстративного ряда. Поэтому требования к качеству изданий и иллюстраций должны быть очень высокими. Необходимо подыскать книги с иллюстрациями лучших художников, работающих с детской литературой (В. Сутеев, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, И. Билибин, Н. Радлов, В. Чижиков, В. Пивоваров, Э. Булатов и О. Васильев, Т. Маврина, В. Лебедев, Б. Дехтерев и др.).
ü Надо учитывать, что для чтения старшими дошкольникам необходимы большие формы художественных произведений (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов), а это дорогие книги. В связи с этим литературу для длительного чтения (хорошие иллюстрированные издания) целесообразно собрать в общей библиотеке детского сада. С тем чтобы ею могли пользоваться все группы по мере необходимости. Эти книги редко бывают нужны одновременно. Так как каждый воспитатель подбирает их под свою группу и последовательность их чтения различна.
ü В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьей. Родители должны осознавать всю важность каждодневного домашнего чтения ребенку вслух. К сожалению, во многих семьях бытует мнение, что старший дошкольник, который начинает учиться грамоте, должен теперь читать сам. Но поскольку ребенок может читать только совсем простые тексты (его умение читать очень отстает от его возможности понимать довольно сложные художественные произведения), интерес к книге быстро угасает. Необходимо помочь родителям избавиться от этого заблуждения, а для содействия семье в подборе подходящих для возраста ребенка книг вывесить на стенде рекомендательный список.
Перспективный план по ознакомлению с литературой. Старшая группа
№ | Тема | задачи | оборудование | литература |
1. | Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа» | - формировать умение понимать характер героев произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; - развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; - учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.
| иллюстрация к стихотворению. | (О.С.Ушакова15,стр 124)
|
2 | Плещеев «Осень наступила» | Выучить наизусть |
|
|
3 | А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина |
| Ушакова стр. 168 |
4 | Рассказывание р.н.с. «Заяц-хвастун» | Вспомнить названия р.н.с. И познакомить их с новыми произведениями: сказкой и присказкой |
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова ,стр 29 |
5 | М.Волошин «Осенью» | закрепить знания детей об изменениях в природе осенью, характерные особенности погоды осенью.
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова, стр 154) |
6 | Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень».
| - формировать эмоциональное восприятие произведения живописи; - учить передавать свои впечатления; - обогащать словарь определениями; - активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.
| репродукция картины В. Серова «Октябрь»; иллюстрация (открытки) с осенними пейзажами; аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень») | (О.С.Ушакова4,стр 109) |
7 | Английская народная сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. | - учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею; - развивать образность речи (подбор определений, сравнений к заданному слову); - подводить к понимаю значения фразеологизмов, пословиц.
| книга со сказкой с красочными иллюстрациями; картинка «Волк и бараны»; русские пословицы и поговорки. | (О.С.Ушакова 1,стр 105)
|
8 | А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый» |
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова ,стр 300) |
9 | Ю. Казаков «Жадный чик и кот Васька» |
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова ,стр 380) |
10 | Русская народная сказка «Хвосты» | учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; - обогащать словарь эпитетами, сравнениями; - закреплять умения подбирать синонимы.
| книга со сказкой «Хвосты» с красочными иллюстрациями;
| (О.С.Ушакова 2,стр 106)
|
11 | К. Д. Ушинский Слепая лошадь» |
|
| Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр335) |
12 | Н.Носов «Затейники» |
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр284 ) |
13 | Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик»
| - формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания; - учить осмысливать идею произведения; - закреплять знания о жанровых особенностях сказки; - развивать умение подбирать и применять в самостоятельных образных высказываниях образные выражение; - обогащать словарный запас словами(ладья, березовая лычка). | книга со сказкой «Мышка Выстрохвостик».
| (О.С.Ушакова3,стр 108)
|
14 | Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик» |
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр518) ) |
15 | Малые фольклорные форма. Составление рассказов по пословицам.
| - сформировать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от других малых фольклорных форм; - учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы, сказки, отражающие смысл пословиц. | бумага, карандаши; русские пословицы; иллюстрация к пословице «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». | (О.С.Ушакова5,стр 111)
|
16 | Норвежская народная сказка «Пирог»
| - учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев похожих сказок разных народов(«Пирог»); - замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использование в сказке. | книга со сказкой «Пирог» с красочными иллюстрациями. | (О.С.Ушакова6,стр 112)
|
17 | Глава первая из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»
| - развивать умение эмоционально воспринимать, образное содержание сказки, последовательность событий; - помогать придумывать новые эпизоды, названия.
| книга со сказкой «Винни-Пух и все-все-все» с красочными иллюстрациями; бумага, карандаши. | (О.С.Ушакова7,стр 114)
|
18 | Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, да масленый» | - учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; - знакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольёшь).
| книга со сказкой «Крылатый, мохнатый, да масленый» с красочными иллюстрациями. | (О.С.Ушакова8,стр 115)
|
19 | Литературная викторина | - закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм; - учить соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.
| книги со сказками: «Три поросенка», «Колобок», «Пирог», и др. (по выбору воспитателя) с красочными иллюстрациями. | (О.С.Ушакова9,стр 116)
|
20 | Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына» | - учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета; - помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать свое отношение к персонажам.
| книга со сказкой «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына» с красочными иллюстрациями | (О.С.Ушакова10,стр 117) |
21 | Сказка Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | - учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок; - помогать детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.
| иллюстрация к четвертому концу сказки Дж. Родари «Большая морковка». | (О.С.Ушакова11,стр 118)
|
22 | Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам | - закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); - учить понимать переносное значение образных выражений; - развивать умение составлять сказки по пословицам с использованием образных выражений; - формировать выразительность, точность речи.
| книжки-потешки; пословицы и поговорки. | (О.С.Ушакова12,стр 119)
|
23 | Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц | - учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; - закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; - формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок; - воспитывать отрицательное отношение к лени.
| пословицы и поговорки. | (О.С.Ушакова13,стр 122)
|
24 | Рассказ Н. Носова «На горке» | - развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; - обогащать речь фразеологизмами; - учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.
| картинка «На горке». | (О.С.Ушакова14,стр 123)
|
25 | П.Бажов «Серебряное копытце» |
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр 366) ) |
26 | Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки | - закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки); - учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.
| пословицы, поговорки; бумага, карандаши. | (О.С.Ушакова16,стр 125)
|
27 | Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов | - учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; - обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
| книга со сказкой «Хаврошечка» с красочными иллюстрациями. | (О.С.Ушакова17,стр 127)
|
28 | С.Маршак «Пудель» |
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр158) ) |
29 | Стихотворения А. Барто, С. Михалкова | - систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; - развивать умение выразительно читать стихотворения; - учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему.
| книги для тематической выставки «Наши любимые поэты»; портреты А. Барто, С. Михалкова; атрибуты для драматизации; игрушки | (О.С.Ушакова18,стр 129)
|
30 | Э.Успенский «Страшная история» |
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр180 ) |
31 | О.Пройслер «Маленькая баба-яга» |
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр609 ) |
32 | В.Бухвостов «Песенка весенних минут» |
|
|
|
33 | В.Драгунский «Друг детства» |
|
| «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр274 ) |
34 | Стихотворение С. Есенина «Черемуха» | - учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы; - развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь.
| аудиозапись пьесы П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»; репродукции картин с изображением весенних пейзажей. | (О.С.Ушакова19,стр 131)
|
35 | Литературная викторина «Наши любимые поэты» | - закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; - формировать образность речи (умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации).
| прочитанные книги; иллюстрации к сказкам; атрибуты для драматизации. | (О.С.Ушакова20,стр 133)
|
36 | Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» | - учить пересказывать текст в ситуации письменно речи; - формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову.
| книга с рассказом Е. Пермяка «Самое страшное». | (О.С.Ушакова21,стр 134)
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_oznakomleniyu_s_literaturoy_starshaya_gruppa.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Старшая группа
Перспективное планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы» для основной общеобразовательной программы дошкольного образования в средней группе общеразвивающей направленности, составленное на основе примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой. Данное перспективное планирование направлено на воспитание нравственных качеств, развитие у дошкольников слухового внимания, мышления и памяти, слушательского интереса и опыта, обучение культуре восприятия литературного произведения.
Перспективное планирование распределено поквартально, включает в себя работу в совместной деятельности воспитателя с детьми в виде чтения, пересказа литературных и фольклорных произведений, инсценирование и драматизации, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную работу в книжных уголках.
Перспективный перечень включает в себя:
- Русское народное творчество
- Фольклор народов мира
- Произведения русской классической литературы
- Произведения современной русской и зарубежной литературы
Основные задачи
После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра (небылицы, загадки, сказки, рассказы).
На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное произведение легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Ребенок 4-5 лет, прежде всего – активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.
Познавательные и речевые умения и способности. Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений. Соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом. Устанавливать причинные связи в тексте. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге. Представлять в воображении героев и события. Выделять поступки героев и давать им элементарную оценку. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения.
При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Использовать яркие слова и точные слова и выражения. Участвовать в играх и инсценировках. По сюжетам знакомых книг. Выразительно использовать стихи, знать тексты хороводных игр, потешек, загадок и других произведений.
Отношение к книге. Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Стремиться соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценивать себя и других детей с позиции этических норм, представленных в художественных образах. Радоваться встрече с веселой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуаций, поступков, слов, выражений. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремление запомнить и воспроизвести понравившееся стихотворение.
К концу года дети могут
Дошкольники могут внимательно и с интересом слушать чтение или рассказывание литературных произведений.
Стремятся к повторению встречи с понравившемся произведением, его го героями.
Дети среднего дошкольного возраста способны устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в произведении, давать элементарную оценку поступкам и действиям героев, умеют выразить свое отношение к ним.
С удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках.
Организация чтения художественной литературы
Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит от подбора текстов и от правильной организации чтения в форме партнерской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим представляется целесообразным задать некоторые общие методические требования к организации чтения художественной литературы:
- Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
- Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня (самое подходящее – утром, после завтрака).
- Продолжительность чтения составляет примерно 20 минут:
5-10 минут в группе раннего возраста и младшей группе;
10-15 минут в средней группе;
15-20 минут в старшей группе;
20-25 минут в подготовительной группе.
- Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого; как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать ль одно правило; заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.
- Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста, - удивление, изумление, сострадание и прочее. Монотонное механическое (отчужденное) чтение может отбить у ребенка охоту слушать даже самую интересную книгу.
- Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты. Сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного чтения. Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам, перечитывать их.
- Художественные произведения для длительного чтения (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования следует читать несколько дней подряд, без перебивок (в зависимости от объема текста это может занять от 2 до 10-12 дней и более), так как дети должны иметь возможность удержать в памяти последовательность сюжетных событий, вжиться в воображаемый мир книги. Все это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или читаются с большими перерывами. Ежемесячно воспитатель прочитывает дошкольникам 1-2 больших текста.
- Периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений (укладывающихся в 20-минутный интервал). Это фольклорные и авторские сказки, реалистические рассказы, короткие фольклорные и авторские стихотворные тексты. Здесь возможны сочетания нескольких коротких текстов по жанрам или тематической направленности.
- Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более принуждать их к «препарированию»поэтических произведений и многократному пересказу прозы. Обсуждениям надо придать непринужденный характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения – реплики относительно прочитанного. Если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнить коллизии художественного текста с реальными событиями. Педагог также отсрочено обращается к прочитанным текстам, инициирует их воспоминание, цитирование, обсуждение во время развертывания других видов деятельности, если обращение к книге может помочь в мотивировании детей к активности, в осмыслении, прояснении каких-либо фактов, событий и т.п.
- Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2-3 месяца (с перспективой на весь год), осуществив сбалансированный выбор из разных разделов рекомендательного списка, с учетом интересов большей части детей своей группы (при опросе детей и родителей вначале года необходимо выяснить, какие книги из списка уже прочитаны дома ранее большинством). Этот предварительный план может корректироваться по мере необходимости.
- Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения могут подбираться на месяц, тоже с охватом разных разделов списка. Дополнительно в подборе и планировании последовательности чтения коротких текстов воспитатель руководствуется событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты), тематикой, намеченной для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, а также направленностью актуальных интересов детей группы. Подборка коротких художественных текстов постоянно корректируется воспитателем с учетом появляющихся у дошкольников вопросов по поводу различных аспектов окружающего, возникающих в детском обществе конфликтов и коллизий, решение которых сможет быть подсказано книгой.
- В распоряжении воспитателей и детей в каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка (сборники стихов, фольклорных и авторских сказок, рассказов детских писателей), чтобы педагог, реагируя на актуальную ситуацию, смог в любой момент выбрать подходящие произведения, составить тематическую подборку, Дополнительно воспитатель может пользоваться и хрестоматией для детей старшего дошкольного возраста, младшего дошкольного возраста, но она не должна быть единственным или основным источником художественных текстов (достаточно жестко навязывающим воспитателю и детям выбор и вкусы составителей).
- Следует иметь в виду, что книга не только несет в себе универсальное развивающее содержание, но и существует как вещь в ее эстетическом качестве, как неотъемлемая часть предметной среды. Этой ипостасью книги очень часто пренебрегают. Вместе с тем в свободной деятельности ребенка, еще не умеющего читать, книга выступает прежде всего со стороны зрительного, иллюстративного ряда. Поэтому требования к качеству изданий и иллюстраций должны быть очень высокими. Необходимо подыскать книги с иллюстрациями лучших художников, работающих с детской литературой (В. Сутеев, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, И. Билибин, Н. Радлов, В. Чижиков, В. Пивоваров, Э. Булатов и О. Васильев, Т. Маврина, В. Лебедев, Б. Дехтерев и др.).
- Надо учитывать, что для чтения старшими дошкольникам необходимы большие формы художественных произведений (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов), а это дорогие книги. В связи с этим литературу для длительного чтения (хорошие иллюстрированные издания) целесообразно собрать в общей библиотеке детского сада. С тем чтобы ею могли пользоваться все группы по мере необходимости. Эти книги редко бывают нужны одновременно. Так как каждый воспитатель подбирает их под свою группу и последовательность их чтения различна.
- В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьей. Родители должны осознавать всю важность каждодневного домашнего чтения ребенку вслух. К сожалению, во многих семьях бытует мнение, что старший дошкольник, который начинает учиться грамоте, должен теперь читать сам. Но поскольку ребенок может читать только совсем простые тексты (его умение читать очень отстает от его возможности понимать довольно сложные художественные произведения), интерес к книге быстро угасает. Необходимо помочь родителям избавиться от этого заблуждения, а для содействия семье в подборе подходящих для возраста ребенка книг вывесить на стенде рекомендательный список.
Перспективный план по ознакомлению с литературой. Старшая группа
№ | Тема | задачи | оборудование | литература |
1. | Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа» | - формировать умение понимать характер героев произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; - развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; - учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | иллюстрация к стихотворению. | (О.С.Ушакова15,стр 124) |
2 | Плещеев «Осень наступила» | Выучить наизусть | ||
3 | А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало». | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина | Ушакова стр. 168 | |
4 | Рассказывание р.н.с. «Заяц-хвастун» | Вспомнить названия р.н.с. И познакомить их с новыми произведениями: сказкой и присказкой | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова ,стр 29 | |
5 | М.Волошин «Осенью» | закрепить знания детей об изменениях в природе осенью, характерные особенности погоды осенью. | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова, стр 154) | |
6 | Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень».
| - формировать эмоциональное восприятие произведения живописи; - учить передавать свои впечатления; - обогащать словарь определениями; - активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов. | репродукция картины В. Серова «Октябрь»; иллюстрация (открытки) с осенними пейзажами; аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень») | (О.С.Ушакова4,стр 109) |
7 | Английская народная сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. | - учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею; - развивать образность речи (подбор определений, сравнений к заданному слову); - подводить к понимаю значения фразеологизмов, пословиц. | книга со сказкой с красочными иллюстрациями; картинка «Волк и бараны»; русские пословицы и поговорки. | (О.С.Ушакова 1,стр 105) |
8 | А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый» | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова ,стр 300) | ||
9 | Ю. Казаков «Жадный чик и кот Васька» | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова ,стр 380) | ||
10 | Русская народная сказка «Хвосты» | учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; - обогащать словарь эпитетами, сравнениями; - закреплять умения подбирать синонимы. | книга со сказкой «Хвосты» с красочными иллюстрациями;
| (О.С.Ушакова 2,стр 106) |
11 | К. Д. Ушинский Слепая лошадь» | Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр335) | ||
12 | Н.Носов «Затейники» | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр284 ) | ||
13 | Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик» | - формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания; - учить осмысливать идею произведения; - закреплять знания о жанровых особенностях сказки; - развивать умение подбирать и применять в самостоятельных образных высказываниях образные выражение; - обогащать словарный запас словами(ладья, березовая лычка). | книга со сказкой «Мышка Выстрохвостик». | (О.С.Ушакова3,стр 108) |
14 | Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик» | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр518) ) | ||
15 | Малые фольклорные форма. Составление рассказов по пословицам.
| - сформировать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от других малых фольклорных форм; - учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы, сказки, отражающие смысл пословиц. | бумага, карандаши; русские пословицы; иллюстрация к пословице «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». | (О.С.Ушакова5,стр 111) |
16 | Норвежская народная сказка «Пирог» | - учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев похожих сказок разных народов(«Пирог»); - замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использование в сказке. | книга со сказкой «Пирог» с красочными иллюстрациями. | (О.С.Ушакова6,стр 112) |
17 | Глава первая из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» | - развивать умение эмоционально воспринимать, образное содержание сказки, последовательность событий; - помогать придумывать новые эпизоды, названия. | книга со сказкой «Винни-Пух и все-все-все» с красочными иллюстрациями; бумага, карандаши. | (О.С.Ушакова7,стр 114) |
18 | Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, да масленый» | - учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; - знакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольёшь). | книга со сказкой «Крылатый, мохнатый, да масленый» с красочными иллюстрациями. | (О.С.Ушакова8,стр 115) |
19 | Литературная викторина | - закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм; - учить соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией. | книги со сказками: «Три поросенка», «Колобок», «Пирог», и др. (по выбору воспитателя) с красочными иллюстрациями. | (О.С.Ушакова9,стр 116) |
20 | Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына» | - учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета; - помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать свое отношение к персонажам. | книга со сказкой «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына» с красочными иллюстрациями | (О.С.Ушакова10,стр 117) |
21 | Сказка Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | - учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок; - помогать детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | иллюстрация к четвертому концу сказки Дж. Родари «Большая морковка». | (О.С.Ушакова11,стр 118) |
22 | Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам | - закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); - учить понимать переносное значение образных выражений; - развивать умение составлять сказки по пословицам с использованием образных выражений; - формировать выразительность, точность речи. | книжки-потешки; пословицы и поговорки. | (О.С.Ушакова12,стр 119) |
23 | Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц | - учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; - закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; - формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок; - воспитывать отрицательное отношение к лени. | пословицы и поговорки. | (О.С.Ушакова13,стр 122) |
24 | Рассказ Н. Носова «На горке» | - развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; - обогащать речь фразеологизмами; - учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | картинка «На горке». | (О.С.Ушакова14,стр 123) |
25 | П.Бажов «Серебряное копытце» | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр 366) ) | ||
26 | Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки | - закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки); - учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. | пословицы, поговорки; бумага, карандаши. | (О.С.Ушакова16,стр 125) |
27 | Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов | - учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; - обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. | книга со сказкой «Хаврошечка» с красочными иллюстрациями. | (О.С.Ушакова17,стр 127) |
28 | С.Маршак «Пудель» | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр158) ) | ||
29 | Стихотворения А. Барто, С. Михалкова | - систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; - развивать умение выразительно читать стихотворения; - учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему. | книги для тематической выставки «Наши любимые поэты»; портреты А. Барто, С. Михалкова; атрибуты для драматизации; игрушки | (О.С.Ушакова18,стр 129) |
30 | Э.Успенский «Страшная история» | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр180 ) | ||
31 | О.Пройслер «Маленькая баба-яга» | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр609 ) | ||
32 | В.Бухвостов «Песенка весенних минут» | |||
33 | В.Драгунский «Друг детства» | «Хрестоматия для дошкольников» (И. Ильчук , В. Гербова,стр274 ) | ||
34 | Стихотворение С. Есенина «Черемуха» | - учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы; - развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь. | аудиозапись пьесы П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»; репродукции картин с изображением весенних пейзажей. | (О.С.Ушакова19,стр 131) |
35 | Литературная викторина «Наши любимые поэты» | - закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; - формировать образность речи (умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации). | прочитанные книги; иллюстрации к сказкам; атрибуты для драматизации. | (О.С.Ушакова20,стр 133) |
36 | Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» | - учить пересказывать текст в ситуации письменно речи; - формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову. | книга с рассказом Е. Пермяка «Самое страшное». | (О.С.Ушакова21,стр 134) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по чтению художественной литературы.
Перспективное планирование "Чтение художественной литературы" для старшей группы по программе "От рождения до школы под редакциейН.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой....
Перспективное планирование по чтению художественной литературы.
Представлен материал по чтению художественной литературы в режимных моментах....
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе
Круг детского чтения детей 5-6 лет направлен на формирование интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованн...
Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная группа)
Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная группа)...
Перспективное планирование по чтению художественной литературы для средней группы
Материал предназначен для средней группы детского сада...
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе на 2016-2017 уч. год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие» - художественная литератураСодержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг че...
перспективное планирование по чтению художественной литературе
перспективное планирование по лексическим темам на каждый день...