КОНСПЕКТ образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «В гостях у сказки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Ладушки»
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
по ОО «Речевое развитие» в старшей группе общеразвивающей направленности
на тему: «В гостях у сказки»
Составила: воспитатель Т.П. Терехова |
г. Заволжье
2015 г.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1.Закреплять и уточнять ранее полученные знания детей о русском фольклоре на примере сказок.
2.Упражнять детей в умении узнавать и называть сказку по иллюстрации и отвечать на вопросы по ее содержанию.
4.Упражнять детей в подборе слов противоположных по смыслу заданному слову.
5.Активизировать употребление в речи вежливых слов.
6.Продолжать упражнять называть слова-предметы, слова-действия, слова-признаки согласно символам, составлять предложение.
7.Упражнять детей в творческом рассказывании, в умении самостоятельно придумывать новый конец сказки, не повторяя сюжетов товарищей.
8.Закреплять умение при составлении конца сказки пользоваться схемами.
Развивающие задачи:
1.Содействовать развитию творческой активности детей в процессе придумывания нового конца ранее знакомой сказки.
2.Способствовать развитию интонационной выразительности речи, творческого воображения.
3.Развивать мышление на материале слов с противоположным значением.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать любовь к русским народным сказкам, желание их слушать и рассказывать.
2.Формировать нравственные представления – положительное отношение к проявлению доброты, дружбы.
3.Воспитывать желание употреблять в повседневной жизни вежливые слова, «крылатые» выражения, пословицы.
Предварительная работа.
1.Рассматривание иллюстраций к сказкам.
2.Чтение русских народных сказок («Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крылатый, мохнатый и масленный», «Теремок», «Сивка – бурка».
3.Проведение речевых упражнений «Скажи ласково», «Скажи наоборот».
4.Чтение стихов, потешек и загадок о животных.
5.Разучивание динамической паузы «Заячья зарядка», пальчиковой гимнастики «Теремок».
6.Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
7.Создание творчески-развивающих ситуаций: сочинение сказки про «День рождение зайца», сочинение потешек.
8.Рисование на мотивы русских народных сказок.
9.Эксккурси в Музей истории г. Заволжье и библиотеку.
Материал: Перо Жар-птицы, на нем сказочный конверт с письмом, корзиночка, волшебная палочка, волшебный клубочек, 5 иллюстраций к сказкам, 12 дощечек для «мостика», «чудесный» мешочек с игрушками (щука, серый волк, «Золотая рыбка»), 12 лепестков (красного, синего и желтого цветов, по 4 каждого цвета) с символами, 2 схемы-помощницы для составления сказки, поделки-персонажи к сказке «Теремок», волшебная книга, мультимедийная установка.
Содержание ОД | Методы и приемы |
В: Ребята, посмотрите какой приятный сюрприз: к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки (дети здороваются). В: Смотрите, ребята, к нам прилетело волшебное перо Жар-птицы. На нем волшебное письмо (вскрываю). Кому оно? (читаю адрес) «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Знаю, что вы все любите сказки, а поэтому только вы и сможете помочь мне и моим сказочным друзьям. Жду вас в сказочной стране. Ваш добрый сказочник» В: Вы готовы отправиться в сказочное путешествие и помочь сказочнику? Что же нам нужно для путешествия? Игровое упражнение «Что нужно для путешествия?» В: У меня для вас подсказка, вот эта таблица-схема. Предлагайте, что нам нужно для сказочного путешествия? Как ты думаешь,…? Поставь рядом флажок. (дети называют и отмечают флажками). В: Вы верите в чудеса? Тогда закройте глаза, а я произнесу волшебные слова: «Крибле, крабле, крибс! Корзиночка волшебная явись!» В: Вот она волшебная корзиночка, а в ней волшебный клубочек и волшебная палочка. А сейчас нам понадобятся волшебные сапоги-скороходы. Не забыли, они волшебные, а поэтому невидимы человеческому взгляду. Игровой прием. В: Надеваем сапоги! Беритесь покрепче за руки! Считаем: один, два, три! Летим… Над чем мы пролетаем? (над морями, над дремучими лесами, над тридевятым царством, тридесятым государством…) Какие удивительные места? Просто сказочно-красивые. Ну как тут не родиться сказкам. Волшебная палочка показывает, что мы приближаемся к сказочной стране…А вот и сказочный лес! Остановимся здесь. Осторожно, сбрасываем сапоги сначала с правой, а затем с левой ноги. Один-два-три! Сели. Все на месте. Давайте оглядимся. В: Как быстро покатился наш волшебный клубочек. Поспешим за ним. Куда это привел нас клубочек? Волшебная палочка погасла… Это значит, чтобы продолжить нам путь, нужно выполнить задание. В: А на пути у нас волшебная книга сказок. А задание будет такое: Узнать, герои каких сказок нас встречают и о чем они говорят (на экране появляются иллюстрации к сказкам, дети называют герояев и озвучивают отрывок из этой сказки) 1.«Крылатый, мохнатый и масляный» (Сядут они, бывало, втроем за стол обедать – не нахвалятся. Воробей говорит: - Ай да щи! Просто прелесть: вкусны да наваристы! - Я особый секрет знаю, - говорит блин, - как щи поспевать начнут, так я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу! Вот только тогда щи и получаются такие жирные да наваристые.) 2. «Гуси - Лебеди» (Добежала девочка до печки: — Печка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.) 3. «По щучьему веленью» (Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: — Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: — Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: — На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладкая. Щука взмолилась опять: — Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.) 4. «Сивка-Бурка» (Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Стал конь просить Иванушку: - Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу. - Хорошо, - отвечает Иванушка, - отпущу, да как я тебя потом найду? - А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» - я тут и буду.) 5. «Лисичка-сестричка и серый волк» (А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк: – Здравствуй, кумушка! – Здравствуй, куманёк! – Дай мне рыбки! – Налови сам, да и ешь. – А я не умею. – Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.) В: Молодцы! Замечательно справились с заданием. Волшебная палочка зажглась, можно путешествовать дальше. Клубочек снова покатился, поспешим за ним. Ой, палочка снова гаснет…Снова задание на нашем пути. Смотрите, какой чудесный мешочек нас поджидает. Игровое упражнение «Чудесный мешочек» В: Ребята, давайте присядем рядком, да поговорим ладком (дети присаживаются на ковер) А вот и записочка! «Ты в мешочек руку опускай, что в мешочке угадай?» Кто хочет узнать, что находится в мешочке? В: Назовите к слову щука противоположные слова? Щука – птица Щука-самолет вода-воздух живая-неживая плавает-летает Щука-окунь «Серый волк»-заяц длинная-короткая большой-маленький большая-маленький смелый-трусливый тяжелая-легкий злой-добрый догоняет-убегает Волк-собака «Золотая рыбка»-петушок враг-друг вода-земля нападает-охраняет молчит-кричит дикий-домашнее В: Смотрите, волшебная палочка зажглась, а это значит мы с заданием справились. Клубочек, веди нас дальше. (На пути «ручеек») В: Дорогу нам преградил «ручеек». Как в таких случаях поступали сказочные герои? (В сказке «Соломинка, боб и уголек» герои перекинули через ручеек соломинку. В сказке Сутеева «Кораблик» герои построили кораблик) В: Все верно. Но ни соломинки, ни кораблика у нас с вами нет. А вот эти дощечки я думаю, оказались здесь не случайно. Как мы с вами поступим? (Построим мостик через «ручеек»). Я предлагаю построить мостик из вежливых слов. Игровая ситуация «Мостик из вежливых слов» (дети берут по одной дощечке, называют «волшебные», вежливые слова и выстраивают мостик, затем по нему переходят «ручеек») В: Хорошо ли быть вежливым? (Ответы детей) Перед вежливыми все двери отворяются. Снова загорелась волшебная палочка. Поспешим за клубочком… Клубочек привел нас на цветочную поляну. Что здесь могло произойти: от цветов только серединки, а лепестки ветер разбросал и все перемешал. В: Наша волшебная палочка, смотрите, не горит. Что же здесь произошло? Игра «Собери цветок» В: От волшебных цветов остались только серединки, лепестки ветер разбросал и все перемешал. Сначала наведем порядок: возьмите каждый по лепестку. А теперь, чтобы оживить цветок, нужно вернуть лепестки к серединкам согласно символам. Нужно не только вернуть лепесток согласно символу, но при этом назвать слово про животное, которое изображено на лепестке. Сначала соберем цветок, обозначающий слова-предметы (затем собирают цветок, обозначающий слова-действия, слова-признаки). В: Какие красивые цветы расцвели на сказочной поляне? Ребята, раз это волшебные цветы, то они могут превращаться в другие цветы? Верно? Предлагаю собрать волшебные цветы без серединок из слов предметов, действий и признаков. На лепестках одного цветка должны быть признаки одного и того же животного (убираю серединки) Один-два-три! Волшебный цветок из трех лепестков собери! В: Кто готов? Кто собрал цветок? (дети называют предложения) Что ты сказал? (предложение) В: Какое интересное предложение у вас получилось (мне очень понравилось ваше предложение…, замечательное предложение составили из трех слов. Молодцы!) Какие красивые сказочные цветы-предложения украшают поляну. Волшебная палочка, смотрите, загорелась…быстро-быстро покатился волшебный клубочек, кажется, …мы приближаемся к цели. Спешим за клубочком… Кто это нас встречает!? Сказочник: Здравствуйте, мои милые друзья! Узнали все меня? Сказки мои любите слушать, читать, рассказывать? И героев сказочных знаете? (Ответы детей) А этих сказочных героев узнали? Из какой они сказки? Почему они здесь оказались? Что случилось? Какой конец получился у сказки? (…грустный, печальный, недобрый…) Вам нравится такой конец сказки? Сказочник: Будьте так добры, мои милые девочки и мальчики, сочините новый веселый, счастливый конец сказки. Ну что? Вы готовы себя еще раз испытать, свое счастье попытать? В: Ребята, поможем мы сказочнику и его героям? (Обязательно поможем). Сказочник: Вот вам моя схема- подсказка, она вам пригодится, когда будете придумывать, чем же закончится сказка… В: Спасибо тебе, сказочник, за схему…мы очень постараемся тебе помочь. Ты присядь и друзей успокой; а нам пора за работу. Сейчас я повешу эту схему…, рассмотрите ее…и приступайте сочинять сказку со счастливым веселым концом (дети, рассмотрев схему, самостоятельно распределяются (по желанию), кто с кем будет сочинять сказку, расходятся в разные уголки, идет обсуждение, сочинительство…) Воспитатель подходит то к одной, то к другой группе детей (как бы прислушиваясь, дает указания, советы, типа: вы уже договорились, кто-что будет выполнять, не забывайте пользоваться схемой; вежливые слова в вашей сказке будут? Вы не забыли про пословицы и крылатые выражения в вашей сказке?) Сказочник: Я вижу, что вы готовы рассказать свою сказку. (Дети группами, по желанию рассказывают свою концовку сказки. После каждого ответа детей, сказочник высказывает свое отношение к сказке). Молодцы, какой интересный, необычный, загадочный конец у сказки… Прослушав 3-4 новых сказки, уточняет кому чья сказка понравилась больше всего, почему? Сказочник: Молодцы, мои юные друзья, не все ваши сказки понравились, я их все записал в свою волшебную книгу. Главное, что победила дружба. Очень поучительная и добрая получилась сказка. А теперь, как всякий уважающий себя сказочник, я приготовил для вас сюрприз. Хотите узнать какой? Тогда закройте глаза, произнесите слова: «Эне-бене, ушки факс!» Хлопните три раза в ладоши и откройте глаза. (Дети открывают глаза) | Организационный момент Сюрпризный момент. Появляется перо Жар-птицы, на нем сказочный конверт Игровое упражнение Ответы детей Создание интереса Звучит сказочная музыка Воображаемая ситуация Дети идут за волшебным клубочком Книга – на мультимедийной установке Рассказы детей Оценка детской деятельности Игровое упражнение Дети на ощупь определяют предметы Подбор детьми противоположных по смыслу слов Ответы детей Игровая ситуация Инструкция к выполнению задания Самостоятельная деятельность детей Дети собирают цветок из трех листков Похвала, поощрение со стороны воспитателя Выходит сказочник с «волшебным пером» и с «волшебной книгой» в руках Беседа с детьми Постановка цели Дает схему, на которой изображены различные варианты развития сюжета Вывешиваю схему Руководство деятельностью детей со стороны воспитателя Детям на самостоятельную работу дается 1,5 – 2 минуты. Рассказывание сказок детьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детей с ЗПР Тема: «Ароматный и полезный чай»
Практическое обучение детей посильным трудовым действиям....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе общеразвивающей направленности на тему: «Я и моя семья».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе общеразвивающей направленности на тему: «Я ...
Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в старшей группе на тему «Транспорт»
Уточнить представление детей о транспорте и активизировать словарный запас по теме «Транспорт»....
Методическая разработка: Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Будем печь пироги»
Дать детям представление о том, какие продукты необходимы для приготовления теста и научить печь пироги....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Взрослые и дети любят сказки эти».
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по речевому развитиюв младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Взрослые и дети любят ска...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» в средней группе общеразвивающей направленности на тему: «Пересказ рассказа «Ёж и заяц»» (по К.Д. Ушинскому)
Конспект непосредственно - образовательной деятельности Образовательная область "Речевое развитие" в средней группе общеразвивающей направленности на тему: "Пересказ рассказа "Ёж и...