Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи тема: "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

ТЕМА «ЗИМА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

•                названия зимних месяцев;

•                о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;

•                 что последний месяц года — декабрь;

•                 что зимой бывает веселый праздник — Новый год.

Расширение словарного запаса детей:

названия: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, сне­говик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озе­ра, хлопья, забавы, холод;

признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

действия: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зяб­нет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Материал для запоминания «Зима» (детям от 5 лет)

Зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады. Снег укрывает землю пушис­тым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты тол­стым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узо­ры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебирают­ся поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снеж­ки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

Логический строй речи

Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следствен­ных связей) «Найди ошибку»

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Снег — снежок,

мороз — морозец,

ветер — ветерок,

лед — ледок,

зима — зимушка,

 метель — метелица,

санки — саночки,

холод — холодок,

дерево — деревце,

звезда — звездочка,

солнце — солнышко,

день — денек,

ночь — ночка.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 5 лет)

Снег — снегов, много снега,

лед — льдов, много льда,

 звезда — звезд,

день — дней,

узор — узоров,

ночь — ночей,

снежинка — снежинок,

снеговик — снеговиков,

санки — санок,

буря — бурь,

вьюга — вьюг,

стужа — стуж,

холод — холодов,

забава — забав.

Подбери родственные слова

Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;

зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зи­мующие, озимые ... ;

мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;

 

лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Связь слов в предложении «Составь предложения по опор­ным словам»

Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»

Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, бле­стящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узор­чатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танце­вать, порхать...

Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?»

Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

Подбор антонимов

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт ... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).

Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестя­щим ... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).

Дети слепили большую снежную ... (бабу).

Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

Построение монолога «Расскажи о зиме по плану» (детям от 6 лет):

1.             как ты заметил(а) наступление зимы;

2.             ее первые приметы в природе;

3.                       зимние месяцы;

4.              повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;

5.              зимние забавы и развлечения.

Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты пони­маешь»

Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить. Поговорка. Береги нос в большой мороз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx6.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «ЗИМА»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

  • названия зимних месяцев;
  • о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;
  • что последний месяц года — декабрь;
  • что зимой бывает веселый праздник — Новый год.

Расширение словарного запаса детей:

названия: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, сне­говик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озе­ра, хлопья, забавы, холод;

признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

действия: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зяб­нет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Материал для запоминания «Зима» (детям от 5 лет)

Зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады. Снег укрывает землю пушис­тым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты тол­стым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узо­ры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебирают­ся поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снеж­ки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

Логический строй речи

Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следствен­ных связей) «Найди ошибку»

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Снег — снежок,

мороз — морозец,

ветер — ветерок,

лед — ледок,

зима — зимушка,

 метель — метелица,

санки — саночки,

холод — холодок,

дерево — деревце,

звезда — звездочка,

солнце — солнышко,

день — денек,

ночь — ночка.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 5 лет)

Снег — снегов, много снега,

лед — льдов, много льда,

 звезда — звезд,

день — дней,

узор — узоров,

ночь — ночей,

снежинка — снежинок,

снеговик — снеговиков,

санки — санок,

буря — бурь,

вьюга — вьюг,

стужа — стуж,

холод — холодов,

забава — забав.

Подбери родственные слова

Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;

зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зи­мующие, озимые ... ;

мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;

лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Связь слов в предложении «Составь предложения по опор­ным словам»

Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»

Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, бле­стящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узор­чатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танце­вать, порхать...

Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?»

Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

Подбор антонимов

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт ... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).

Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестя­щим ... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).

Дети слепили большую снежную ... (бабу).

Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

Построение монолога «Расскажи о зиме по плану» (детям от 6 лет):

  1. как ты заметил(а) наступление зимы;
  2. ее первые приметы в природе;
  3. зимние месяцы;
  4. повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;
  5. зимние забавы и развлечения.

Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты пони­маешь»

Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить. Поговорка. Береги нос в большой мороз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Ранняя весна"

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда с детьми по теме "Ранняя весна". Цель занятия: обогащать активный словарный запас детей, развивать умение составлять р...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема "Насекомые"

Развитие лексико-грамматических категорий. Закрепление знаний о насекомых. Активизация словаря. Развитие связной речи и слухового внимания....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для подготовительной логопедической группы «Цветы»

Цели занятия:Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Театр"

Конспект развивающего познавательного занятия для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у Поварёнка»

Занятие на закрепление умения классифицировать посуду, на совершенствование грамматического строя речи, связной речи....

Конспект занятия на развитие лексико-грамматического строя речи для детей 6го года жизни по теме: "Зима"

Данное занятие проводится в рамках технологии Л.В. Свирской в центре активности познания и коммуникации детей с использованием развивающих игр Воскобовича: "Коврограф ларчик"Познакомится с о...