Конспект по развитию речи в средней логопедической группе по теме "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка,
стрекоза, крылья, лапки, усы). Формирование обобщающего понятия насекомые. Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического
с строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах), навыка чтения двусложных слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye_.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Насекомые»
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы). Формирование обобщающего понятия насекомые. Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах), навыка чтения двусложных слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Тетради №2 по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами, контейнер с предметными картинками, содержащими в названиях звуки [т], [п], [н]; пазлы «Насекомые», картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики. Предварительная работа. Чтение рассказа В. Зотова «Майский жук», стихотворения К. Чуковского «Муха-цокотуха», разучивание пальчиковой гимнастики «Пчела».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [т], [п], [н] в словах).]
Логопед встречает детей в дверях кабинета, приветствует их, предлагает им взять по одной картинке из контейнера. Дети берут картинки и проходят к столу.
Логопед. Сначала сядет тот, у кого в названии картинки есть звук [п]. Потом сядут те дети, в названиях картинок у которых есть звук [т]. И наконец, сядет тот, у кого в названии картинки есть звук [н]. Молодцы! Вы выполнили задание без ошибки.
2. Рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых. [Составление рассказов-описаний о насекомых. Развитие связной речи, четкости дикции, интонационной выразительности.]
Логопед помещает на магнитную доску предметные картинки «Насекомые».
Логопед. Посмотрите внимательно на картинки. Это насекомые. Я буду читать стихотворение и показывать насекомых, о которых в нём говорится. Если вы помните стихотворение, рассказывайте его вместе со мной. Старайтесь говорить четко и выразительно.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Приходили муравьи
И травинку принесли,
А паук на всех смотрел,
Сети плел и песни пел.
О каких насекомых говорится в стихотворении?
Дети. О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях.
Логопед. Еще говорится о пауке. Но вы должны запомнить, что паук — не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот большая часть бабочек приносит вред, потому что они откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред. Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные.
3. Специальная артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сесть на стульчики перед ним. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3—4 раза.
Логопед. Сегодня мы еще раз повторим упражнения артикуляционной гимнастики вместе с нашими игрушками-помощниками. Сначала вспомним, как мы делали упражнение со слоненком. Вытяните губы вперед, как это делает слоненок. А теперь покажите зубы, как показывает их динозаврик. Теперь я буду показывать вам то слоненка, то динозаврика, а вы будете то вытягивать губы хоботком, то показывать зубы. Вместе с меховой кошечкой давайте сделаем упражнение «Лопата», хорошо распластаем язык и положим его на нижнюю губу. А теперь упражнение «Прятки». Его нам тоже поможет сделать кошечка. Посмотрите, как она закрывает широким языком верхнюю губу, прячет ее. Попробуйте сделать это упражнение. Молодцы! У вас отлично получилось. А теперь вспомните, как наша кошечка лакает молоко. Ее язычок широкий, его края загибаются «чашечкой», язычок поднимается наверх.
Логопед показывает детям чашечку из кукольного сервиза.
Логопед. Вот какая у меня чашечка. Попробуйте сделать такую же чашечку из языка.
Логопед показывает, как следует выполнить это упражнение. Оно повторяется 3—4 раза.
Логопед. У вас очень хорошо получились все упражнения. Молодцы!
4. Работа с пазлами. [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]
Логопед раздает детям конверты с пазлами.
Логопед. Вы внимательно рассмотрели картинки с изображениями насекомых. Теперь вы попробуете сложить пазлы. Я думаю, что картинки вам помогут.
Дети выполняют задание, логопед помогает им, если это необходимо.
Логопед. Расскажите, чьи изображения вы сложили.
1-й ребенок. Это божья коровка.
2-й ребенок. Это бабочка.
3-й ребенок. Это стрекоза.
4-й ребенок. Это жук.
Логопед. Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите пазлы обратно в конверты.
5. Физкультурная пауза «Мотылек». [Координация речи с движением. Совершенствование умения бегать друг за другом по кругу.]
Логопед приглашает детей отдохнуть.
Мотылек-витилек, Принеси нам ветерок: | Бегут на носочках, взмахивая руками как крыльями. |
От ворот — поворот Гнать кораблик в ручеек. | |
Вей, вей, ветерок, Натяни парусок, | Останавливаются, тянутся руками вверх. |
Гони стружок С запада на восток. | Бегут на месте, взявшись за руки. |
6. Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками.
7. Работа в тетради №2.
[Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных и прилагательных в косвенных падежах).]
Логопед приглашает детей за стол, ставит на него контейнер с простыми и цветными карандашами, раздает детям открытые на с. 24 тетради.
Логопед. Посмотрите на левую страничку. Кого нарисовал на ней художник?
Дети. Это стрекоза и бабочка.
Логопед. Чего нет у стрекозы и бабочки?
Дети. Крыльев.
Логопед. Возьмите простой карандаш и дорисуйте крылышки стрекозе.
Логопед помещает на доску картинку с изображением стрекозы.
Логопед. А теперь раскрасьте стрекозу. Вы сделаете это правильно, если внимательно рассмотрите картинку. Каким будет тело стрекозы?
Дети. Зеленым.
Логопед. А крылышки?
Дети. Голубыми.
Логопед следит за посадкой детей, оказывает детям помощь, а потом оценивает работу каждого из них.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает карточки с изображениями бабочек.
Логопед. Вот и закончилось занятие. Чем вы занимались сегодня? Что вам было интересно делать?
Дети рассказывают о том, что им понравилось на занятии, что было интересно. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»
МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект занятия по развити...
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе "Рассматривание игрушки - медведя" (по сказке "Три медведя").
занятие по развитию устной речи в средней логопедической группе....
Конспект интегрированного совместного занятия по развитию речи в средней логопедической группе.
Цели занятия: ...
Конспект по развитию речи в средней логопедической группе на тему "О тех, кто умеет летать"
Конспект логопедиского занятия по развитию речи в средней группе на тему "О тех, кто умеет летать"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней логопедической группе на тему: Путешествие на море
Путешествие на море. Цели:1. Развитие предметно-практической деятельности, активизация произнесения первых слов.2. Развитие...