Буклет "Принципы общения с неговорящими детьми"
методическая разработка по развитию речи на тему
Буклет "Принципы общения с неговорящими детьми" содержит методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в обучении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_printsipy_obshcheniya_s_negovoryashchimi_detmi.docx | 285.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы общения с неговорящими детьми
- Выражение лица – максимально доброжелательное, теплое, нераздраженное.
- Тон голоса в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) доброжелательный,
приветливый; избегать употребления приказных фраз.
- Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
- Не делать постоянных замечаний, не кричать, всегда быть с ребенком вежливым.
- Не торопить и не подгонять ребенка.
- Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него.
- Терпение, любовь к ребенку всегда.
Методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в коррекционном обучении детей
- Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).
- Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять
задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом.
- Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.
- Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе.
- В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
- В процессе игры педагоги принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.
- Педагог должен постоянно излучать спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем.
- Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность.
- Проявлять к ребенку терпение.
В системе развивающей работы
с детьми используют игровые упражнения с элементами логоритмики;
- на развитие артикуляционной моторики;
- на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;
- на развитие дыхания;
- на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям детей раннего возраста.
Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.
Использование элементов логоритмики способствуют развитию чувства ритма, внимания, слуховой и зрительной памяти
У детей вырабатывается ответная двигательная реакция на звуковой и зрительный раздражитель, идет развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умение переключатся с одной деятельности на другую).
Важное условие результативного использования игровых упражнений в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игровых упражнений.
Следует учитывать следующие дидактические принципы:
- доступность;
- повторяемость;
- постепенность выполнения заданий.
Педагог, работая с детьми 3 года жизни, должен учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане.
Дети 3-го года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят.
Только в этом случае обучение станет развивающим.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.
Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы.
С детьми можно проводить игровые упражнения:
- стихи и потешки для развития тонких
движений пальцев,
- общих движений в сочетание с речью;
- мимические упражнения;
- упражнения для жевательно - артикуляционных мышц;
- упражнения для губ и языка;
- упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса;
Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность.
Сначала даются самые простые упражнения, постепенно усложняются. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая.
Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.
Педагог в игровой ситуации показывает ребенку мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за педагогом.
- Мышка пищит: «И-и-и…» или «Пи-и-и».
Губы растянуты в улыбке
- Изобразить, что кукла плачет: «Уа-уа».
- «Смешная песенка»
Перебирайте пальцем по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-б-б» (Движения пальца - сверху вниз).
Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человечка - специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности». В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.
Очень важно не упустить драгоценное время – период готовности ребенка к формированию речи. После трех лет может быть уже поздно.
Желаем успехов!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка –
«Детский сад №44 «Весёлые нотки»
принципы общения
с неговорящими детьми
составитель – учитель – логопед Штинникова Т.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Способы общения с неговорящим ребенком"
Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речи – это важнейшая характеристика человека. И интеллект, и речь у ...
Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»
Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....
Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"
Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...
Правила общения с неговорящим ребенком
Пямятка для родителей воспитанников ДОУ младшего дошкольного возраста....
Правила общения с неговорящим ребёнком.
Родителей очень часто беспокоит их неговорящий малыш, и чтобы "ускорить" процесс становления речи допускают многочисленные ошибки, которые приводят к обратному эффекту. Данные правила очень ...
Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...