Буклет "Принципы общения с неговорящими детьми"
методическая разработка по развитию речи на тему

Штинникова Татьяна Савватьевна

Буклет "Принципы общения с неговорящими детьми" содержит методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в  обучении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_printsipy_obshcheniya_s_negovoryashchimi_detmi.docx285.37 КБ

Предварительный просмотр:

Основные  принципы общения с неговорящими детьми

  1. Выражение лица – максимально доброжелательное, теплое, нераздраженное.
  2. Тон голоса в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) доброжелательный,        

    приветливый; избегать употребления приказных фраз.

  1. Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
  2. Не делать постоянных замечаний, не кричать, всегда быть с ребенком вежливым.
  3. Не торопить и не подгонять ребенка.
  4. Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него.
  5. Терпение, любовь к ребенку всегда.

Методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в коррекционном обучении детей

  1. Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).
  2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность  понять

задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом.

  1. Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.
  2. Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе.
  3. В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
  4. В процессе игры педагоги принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.
  5. Педагог должен постоянно излучать спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем.
  6. Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность.
  7. Проявлять к ребенку терпение.

В системе развивающей работы

с детьми используют игровые упражнения с элементами логоритмики;

  • на развитие артикуляционной моторики;
  • на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;
  • на развитие дыхания;
  • на развитие эмоциональной сферы ребенка.

        Игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям детей раннего возраста.

        Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.

Использование элементов логоритмики способствуют развитию чувства ритма, внимания, слуховой и зрительной памяти

        У детей вырабатывается ответная двигательная реакция на звуковой и зрительный  раздражитель, идет развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умение переключатся с одной деятельности на другую).

        Важное условие результативного использования игровых упражнений в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игровых упражнений.

Следует учитывать следующие дидактические принципы:

  • доступность;
  • повторяемость;
  • постепенность выполнения заданий.

Педагог, работая с детьми 3 года жизни, должен учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане.

Дети 3-го года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят.

Только в этом случае обучение станет развивающим.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.

Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.  В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы.

 

С детьми можно проводить      игровые упражнения:

  • стихи и потешки для развития тонких

движений пальцев,

  • общих движений в сочетание с речью;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для жевательно - артикуляционных мышц;
  • упражнения для губ и языка;
  • упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса;

Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность.

Сначала даются самые простые упражнения, постепенно усложняются. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая.

Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.

Педагог в игровой ситуации показывает ребенку мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за педагогом.

  • Мышка пищит: «И-и-и…» или «Пи-и-и».

          Губы растянуты в улыбке

  • Изобразить, что кукла плачет: «Уа-уа».
  • «Смешная песенка»

           Перебирайте пальцем по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-б-б» (Движения пальца - сверху вниз).

Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человечка -   специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности». В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.

Очень важно не упустить драгоценное время – период готовности ребенка к формированию речи.  После трех лет может быть уже поздно.

Желаем успехов!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка –

«Детский сад №44 «Весёлые нотки»

принципы общения

с неговорящими детьми

составитель – учитель – логопед       Штинникова Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Способы общения с неговорящим ребенком"

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речи – это важнейшая характеристика человека. И интеллект, и речь у ...

Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»

Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....

Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"

Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...

Правила общения с неговорящим ребенком

Пямятка для родителей воспитанников ДОУ младшего дошкольного возраста....

Правила общения с неговорящим ребёнком.

Родителей очень часто беспокоит их неговорящий малыш, и чтобы "ускорить" процесс становления речи допускают многочисленные ошибки, которые приводят к обратному эффекту. Данные правила очень ...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...