Правила общения с неговорящим ребёнком.
консультация

Животенко Наталья Петровна

Родителей очень часто беспокоит их неговорящий малыш, и чтобы "ускорить" процесс становления речи допускают многочисленные ошибки, которые приводят к обратному эффекту. Данные правила очень кратко и лаконично сформулированы, помогут родителям правильно построить общение с неговорящим ребёнком и ускорить процесс запуска  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_obshcheniya_s_negovoryashchi_reb.docx81.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Правила общения с неговорящим ребенком.

(памятка для родителей ).

D:\КОПИЯ\картинки\люди\нельзя.jpg

Подготовила: учитель- логопед Животенко Н.П.

Надым 2020 г.

1. Старайтесь не требовать от ребёнка речевой отдачи. Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори», строго исключите эти выражения из своего общения с детьми.

2. Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребенка. Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

3. Не фиксируйте внимание своё, ребёнка и окружающих на том, что он не говорит. Никогда не говорите ему, что он не хочет или не может говорить. Хвалите за любую его инициативу, пусть и не речевого характера.  Больше говорите с детьми, озвучивайте все действия. Например, выход на прогулку сопровождается монологом взрослого:

-Что мы достали? – Шапку. Что это? Шапка. Что мы надели? Шапку и т.д.

4. Названия предметов произносите в замедленном темпе, многократно проговариваются, взрослый исполняет одновременно роль и спрашивающего и отвечающего, т. е. даётся диалог-образец. Проговаривание используется только в процессе действий с предметом. Просто так слова проговаривать бесполезно.

5. Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.

6. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фотографии (в возрасте до 5 лет — НЕ схемы) для улучшения понимания. Например, если ребенок злится и хочет Вас ударить (агрессия часто сопровождает поведение неговорящего ребенка и является естественной реакцией, нельзя запрещать ребенку злиться, это усилит негативизм и еще больше снизит желание говорить, но необходимо четко обозначить границы возможного проявления злости), скажите коротко «Стоп! Драться нельзя» и поставьте перед ребенком подушку или кресло мешок. Особенно в момент яркой эмоции необходимо следить за речевым образцом, подаваемым ребенку. Речь может появиться, в том числе, и на фоне отрицательной эмоции, поэтому важно не читать ребенку нотаций, а говорить четко и коротко. Если Вы хотите, чтобы ребенок начал собираться на улицу, кратко скажите «Идем гулять» и покажите фотографию ребенка на улице.

7. Говорите о том, что актуально для ребенка в данный момент, желательно в тот момент, когда активна перцептивная (познание через ощущения) или предметно-практическая деятельность ребенка.

8. Не используйте разнообразный речевой материал к одинаковым ситуациям, действиям и предметам. Используйте одну и ту же речевую форму, но показывайте разные типы одного и того же явления или предмета. Например, на начальных этапах, и море, и река, и вода в бутылке, и лужа — будут обозначаться одним словом «вода». Или при обучении пониманию инструкций, Вы будете говорить одно слово «Дуй», но дуть ребенок будет на горящие свечи, перья, вату, воду в ванной, лепестки цветов и т.п.

9. Не используйте сложные фразы, метафоры и т.п. в общении с неговорящим ребенком. Стройте простые предложения, например: «кошка спит», «я ем».

10. Во время общения неговорящий ребёнок может проявлять интерес к вашему лицу, губам. Может трогать и ощупывать ваше лицо, губы, даже может пытаться залезть пальцем вам в рот. НЕ запрещайте. Исследуя вас ребёнок таким образом тоже учится говорить.  В подобных случаях мамам рекомендуется использовать яркую помаду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные правила общения с ребёнком

Советы приёмным родителям...

Правила общения с ребёнком

Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ о правилах общения с ребёнком....

Методическая разработка "Правила общения взрослого и ребёнка".

В воспитании ребенка огромную роль играет психологический микроклимат в семье, общение с ребенком. Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общатьс...

Правила общения с неслышащим ребёнком

Правила общения с неслышащим ребёнком...

Правила общения с неговорящим ребенком

Пямятка для родителей воспитанников ДОУ младшего дошкольного возраста....

Профилактика тревожности у детей. Правила общения с тревожным ребёнком.

Большинство учёных считает, что у детей дошкольного возраста одной из основных причин возникновения тревожности является нарушение детско-родительских отношений. Родителям важно научить тревожного реб...