Конспект по развитию речи "Дети вешают скворечник" для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительная работа.
Программные задачи.
1. Образовательные задачи:
- познакомить детей с картиной, научить понимать её основное содержание;
- активизировать монологическую речь;
2. Развивающие задачи:
- развивать умение составлять рассказ по плану;
- обогащать и активизировать словарь детей;
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"https://nsportal.ru/kirsanova-natalya-nikolaevna" > </a> | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по рассматриванию картины
«Дети вешают скворечник»
I. Предварительная работа:
- целевые наблюдения с детьми за весенними явлениями на прогулках;
- разучивание стихотворений, загадок;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- словарная работа;
- составление распространенных предложений с использованием прилагательных по теме «Весна»;
- дидактические игры;
- слушание пения птиц, звуков капели;
- отбор картины.
II. Программные задачи
1. Образовательные задачи:
- познакомить детей с картиной, научить понимать её основное содержание;
- научить детей устанавливать взаимосвязи между героями картины (пространственные, причинно-следственные, временные);
- формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине;
- активизировать монологическую речь.
2. Развивающие задачи:
- продолжать совершенствовать связную диалогическую речь;
- развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;
- развивать познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление);
- развивать умение составлять рассказ по плану;
- обогащать и активизировать словарь детей (смотреть таблицу).
3. Воспитательная задача:
- воспитывать у детей любовь к природе, заботливое и бережное отношение к птицам.
Методические приёмы: вопросы; объяснения; рассматривание картины; наглядность.
Материал: картина из серии «Весна».
III. Ход занятия.
- Вводная часть
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем гостей своими доброжелательными улыбками и начнем наше занятие.
А начнем мы его с речевой и двигательной разминки.
От сосулек звон, звон, звон, звон. Руки подняты над головой,
Пальцы собраны в капельку. На каждое слово «звон» руки рывками опускают вниз.
Просыпайся, клен, клен, клен, клен. Руки подняты над головой,
Пальцы растопырены, изображая ветки клена, покачиваем из стороны в сторону.
Растопился снег, снег, снег, снег. Руки разведены в стороны На слово «снег» руки рывками опускаются вниз.
Ручейками - в бег, в бег, в бег, в бег. ладони рук вместе - перед грудью и подвигаем их вперед
Гром шагает – топ, топ, топ, топ. топаем ногами
Почки слышно – хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. хлопаем в ладоши
Объявление темы.
Ребята, вы все помните знаменитую путешественницу, которая отправилась на юг с дикими утками, а потом всем рассказывала о своих приключениях. Она прискакала к нам в гости. Хочет узнать, какие птицы уже вернулись.
Д/и. «Четвертый лишний».
Ворона, скворец, воробей, голубь.
Как назвать скворца ласково? (скворушка)
Кто у скворца птенец? (скворчонок, скворчата)
Как называется их мама? (скворчиха)
Какой домик строят люди для скворцов весной? (скворечник)
Воспитатель вывешивает на доску картину «Дети вешают скворечники».
- Основная часть
Беседа по содержанию картины
- Ребята, послушайте загадку:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…
(весна)
- Ребята, какое время года изображено на картине?
- Чем вы можете подтвердить, что это ранняя весна? (На деревьях еще нет листьев, на земле проталины, дети одеты в весеннюю одежду, прилетели птицы).
- Кто изображен на картине? (дети)
- Чем занимаются дети? (вешают скворечники)
- Зачем дети вешают скворечники? (чтобы птички там жили и выводили птенцов)
- А какие птицы возвращаются после зимы первыми?
- Какую вы знаете пословицу о них? (Увидел скворца – весна у крыльца)
- Что нужно, чтобы повесить скворечник? (гвозди, молоток, лестница, веревка)
- Куда приколачивают скворечники? (на березу)
- Как вы догадались, что это береза?
- Какой у березы ствол? (белый)
- Как мы можем её назвать? (белоствольная)
- Послушайте стихотворение Т. Тарасовой
Как девчоночки – подростки
На лугу растут берёзки.
Белоствольные сестрички -
Ветви будто бы косички.
Приглядитесь к ним немножко-
Наряжаются в серёжки.
- С кем автор сравнивает березки?
- С чем автор сравнивает ветви березы?
- Как еще мы можем назвать березу? (берёзонька, березка)
- С кем еще сравнивают березу? (с невестой, красавицей)
- Отгадайте загадку, для каких птиц дети вешают скворечники:
Смастерили домик птицам
Не воронам, не синицам.
Поселились там певцы
Называются - …(скворцы)
- Почему автор сравнивает скворцов с певцами?
- Как еще мы можем назвать скворца? (скворушка)
- Как назвать самку скворца? (скворчиха)
- Как назвать птенца скворца? (скворчонок)
- Где дети взяли скворечники? (сделали вместе с дедушкой или папой)
- Как вы думаете, понравится ли новый домик скворцам?
- Где изображены скворцы на картине?
- Что еще мы можем увидеть на картине? (снег)
- Послушайте загадку:
Был, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
- С чем автор сравнивает снег?
- Почему автор сравнивает снег с мелом?
- Как еще мы можем назвать снег? (снежок)
- Какой бывает снег?
- А каким его изображает художник?
- Придумайте имена детям.
Физминутка «Строим скворечник»
«Тук-тук-тук» я стучу,
Птичкам домик сколочу…»
А сейчас мы закроем глаза и представим, что мы находимся вместе с ребятами.
- Что мы чувствуем, какие звуки слышим?
- Какое у всех настроение?
- Какой день изобразил художник на картине и почему вы так думаете? (день был солнечный, теплый, потому что дети одеты легко по-весеннему, небо голубое, ясное, на проталине появилась молодая, зеленая травка)
- Кого еще мы можем увидеть на картине? Послушайте загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
- Где она?
- Что она делает?
- Какая она?
- Что мы видим вдалеке? (дома, забор, крыши, труба, облака, кусты, верхушки деревьев)
Повторение за воспитателем новых слов. Словарь.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
Проталины | Белоствольная | Зазеленело |
Свежесть | Солнечная | Вдохнули |
Скворечник | Долгожданная | Вешать |
Лестница | Ранняя | Приколачивать |
Капель | Пёстрый | Привязывать |
Детвора | Талый | Подавать |
Крыльцо | Свежий | Наблюдать |
Скворчиха | Рыхлый | Чувствовать |
Скворчонок | Приветливый | Представлять |
Скворушка | Весенняя | Сколотить |
- Заключительная часть
- А как можно назвать картину? («Скворцы»; «Новый домик для скворцов»; «Скворцы прилетели»).
- Послушайте загадку:
Этот домик - из фанерки,
У него насест и дверки.
Птичек ждет удобный дом,
Им уютно будет в нем. (Скворечник)
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
Д/и «Повтори»
Я буду называть слово, а вы повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.
Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.
Предлагаю Вам отгадать весенние загадки
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- что весной легкое, белое, пушистое? (облака)
- что весной бежит, журчит? (ручей)
- что весной греет, светит, припекает? (солнышко)
- За окном звенит она
И поет: "Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!"
Слышно с крыши:
"Шлеп-шлеп-шлеп!"
Это маленький потоп. (Капель).
- В мае стали очень ярки
Все луга, поляны, парки.
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты,
Что же это, что же это? (Цветы).
Физкультминутка (музыкальная)
Ребята, а теперь еще, раз внимательно посмотрите на картинку и попробуйте составить рассказ.
План составления рассказа.
- Вначале, расскажите, когда и с кем дети сделали скворечники.
- Далее расскажите, куда они приехали, как они были одеты, какой был день, какие изменения произошли в природе, кого увидели дети.
- Расскажите, как дети вешали скворечники.
- Подумайте и расскажите, что могло произойти дальше.
Примерный рассказ
Выслушивается 3-4 рассказа детей. Рассказывает тот ребенок, к кому прыгнет лягушка-путешественница. Потом дети рассказывают по очереди, передавая игрушку друг другу.
- Чей рассказ вам больше понравился?
Итог занятия
- Ребята, вы все молодцы. Вы все хорошо отвечали на вопросы, все рассказы получились интересными. А лягушка-путешественница приготовила вам подарки (эмблемки). Теперь наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи. Тема: «Мойдодыр» Средняя группа (4 – 5 лет)
Пересказ сказки....
Конспект по развитию речи с детьми средней группы с использованием социо – игровой технологией, ИКТ. Тема: "Следы на снегу». Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна МАДОУ ЦРР д/сад № 14 г. Кропоткин.
Конспект по развитию речи с детьми средней группы с использованием социо - игровой технологией , ИКТ. Тема: "Следы на снегу"....
Конспект ОД развитие речи для детей средней группы на тему: «Пересказ сказки «Рукавичка».
Ход ОД:1. Организационный момент.Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Посмотрите, какой волшебный платок у меня есть. Но прежде, чем попасть в сказку, надо сосчитать до девяти. Да...
Конспект по развитию речи "Фрукты" в средней группе
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Фрукты»Подготовила: воспитатель Васильева Галина ЮрьевнаЦели:• Закрепить и уточнить знания детей о фруктах;• Закрепить умения ...
Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."
Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...
Конспект ООД «Развитие связной речи» в средней группе «Зимующие птицы»
Конспект ООД«Развитие связной речи» в средней группе«Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении, формировать понятие &ldq...
План- конспект по развитию речи для детей средней группы по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»
План- конспект по развитию речи для детей средней группы по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»...