РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи на тему
В статье рассказано как формируеться речь у дошкольнов, и какие упражнениея нужно делать для формирования речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Развитие речи у детей дошкольного возраста является одним из самых основных психических процессов. Коммуникативная функция подразумевает развитие психики, социализации, и умственной деятельности. Успешное развитие речи – это залог хорошей успеваемости в школе, развитое мышление и правильное формирование социальной деятельности.
Задача воспитателя ДОУ:
- Развитие речедвигательных ощущений
- Развитие понимания смыслового значения речи
- Развитие мышления, памяти
- Развитие эмоционального сопровождения речи
Дети дошкольного возраста формируют свою речь путем копирования речи взрослых, которые окружает его, поэтому очень важно, когда окружающие правильно и не спеша проговаривают предложения. Таким образом ребенок быстрее и легче запоминает фразами, и даже целыми небольшими предложениями. Такое речевое копирование активно формирует речевые навыки и увеличивает эффективность мышления и памяти ребенка.
Для общения со сверстниками, участия в играх ребенку необходима речь, поэтому ребенок сам заинтересован в познании коммуникативной функции и охотно развивается, если занятия происходят в игровой форме.
Упражнения для развития речи:
1. ТИХО-ГРОМКО
Развивает эмоциональную насыщенность речи. Дает возможность ребенку ощутить смысловое значение по интонации.
Воспитатель говорит предложение: Собака спит.
Дети должны проговорить это предложение разными интонациями и способами. Тихо/громко, весело/грустно, звонко/шепотом, сердито/извиняясь.
Таким образом дети смогут научиться управлять своей эмоциональной подачей и легче усваивать речевой посыл.
2. НОВОЕ СЛОВО
Развивает интеллект, память и мышление.
Воспитатель каждый день учит с детьми новое слово, а именно произношение, значение и его применение. Слова должны быть не сложными и легкими для запоминания. Дети повторяют слово и объясняют, как они его понимают и когда его будет уместно произносить.
3. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Прилагательные помогают нам подчеркивать значимость тех или иных слов.
Воспитатель на стол ставит предмет/игрушку/книгу и начинает спрашивать у детей какой это предмет, таким образом стимулирует детей описывать предмет прилагательными, если дети не могут сами придумать, то воспитатель предлагает помощь и подсказывает как можно описать данный предмет. Одно - два прилагательных достаточно, дальше дети уже сами должны предлагать варианты.
Такое упражнение очень насыщает, развивает и обогащает речь ребенка.
4. ПЕРЕСКАЗ
Воспитатель читает не большую по объему сказку, с небольшим количеством героев и после прочтения просит детей пересказать.
Такое упражнение учит детей последовательности, развивает память и учит фокусировать внимание на сюжетной линии, а это стимулирует абстрактное мышление.
5. ЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Упражнение формирует правильное и грамотное изложение речи. Предложения должны быть простыми и короткими, два - три слова. Существительное и глагол /существительное, прилагательное, глагол.
Воспитатель показывает детям сюжетные карточки, а дети по очереди озвучивают увиденное на карточке целым предложением. Воспитатель говорит первые два - три предложения, далее дети говорят по аналогии.
Эти упражнения помогут ребенку младшего дошкольного возраста развить речь, наполнить ее яркой, эмоциональной окраской, почувствовать себя более уверенными в своих высказываниях, просьбах. Таким детям легче общаться со сверстниками в коллективе, говорить о своих чувствах, выражать свои желания, делиться впечатлением. А это все сделает ребенка более подготовленным к социальной деятельности, к школьной программе и сформирует успешное развитие личности в целом
Удовлетворение ребенка в потребности изложения своих мыслей, переживаний, умением делиться своими желаниями, умением отстаивать свою позицию на словах дает возможность ребенку чувствовать себя уверенно в социальном обществе.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
3. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002 г., № 8,
4. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. –М.: Просвещение, 2002.
5. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"
Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....
План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...
Родительское собрание в 1-ой младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционная форма проведения)
Проведение собрания в нетрадициооной форме....
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (нетрадиционная форма проведения)
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»(нетрадиционная форма проведения)...
Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила и провела воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад № 5» Кузнецова...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» для детей младшего дошкольного возраста второй младшей группы
Развиваем диалогическую речь детей, закрепляем навыки коммуникации...
Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)
Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)...