РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи на тему

Кравченко Ирина Васильевна

В статье рассказано как формируеться речь у дошкольнов, и какие упражнениея нужно делать для формирования речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Развитие речи у детей дошкольного возраста является одним из самых основных психических процессов. Коммуникативная функция подразумевает развитие психики, социализации, и умственной деятельности. Успешное развитие речи – это залог хорошей успеваемости в школе, развитое мышление и правильное формирование социальной деятельности.

Задача воспитателя ДОУ:

  • Развитие речедвигательных ощущений
  • Развитие понимания смыслового значения речи
  • Развитие мышления, памяти
  • Развитие эмоционального сопровождения речи

Дети дошкольного возраста формируют свою речь путем копирования речи взрослых, которые окружает его, поэтому очень важно, когда окружающие правильно и не спеша проговаривают предложения. Таким образом ребенок быстрее и легче запоминает фразами, и даже целыми небольшими предложениями. Такое речевое копирование активно формирует речевые навыки и увеличивает эффективность мышления и памяти ребенка.

Для общения со сверстниками, участия в играх ребенку необходима речь, поэтому ребенок сам заинтересован в познании коммуникативной функции и охотно развивается, если занятия происходят в игровой форме.

Упражнения для развития речи:

1. ТИХО-ГРОМКО

Развивает эмоциональную насыщенность речи. Дает возможность ребенку ощутить смысловое значение по интонации.

Воспитатель говорит предложение: Собака спит.

Дети должны проговорить это предложение разными интонациями и способами. Тихо/громко, весело/грустно, звонко/шепотом, сердито/извиняясь. 

Таким образом дети смогут научиться управлять своей эмоциональной подачей и легче усваивать речевой посыл.

 

2. НОВОЕ СЛОВО

Развивает интеллект, память и мышление.

Воспитатель каждый день учит с детьми новое слово, а именно произношение, значение и его применение. Слова должны быть не сложными и легкими для запоминания. Дети повторяют слово и объясняют, как они его понимают и когда его будет уместно произносить.

3. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Прилагательные помогают нам подчеркивать значимость тех или иных слов. 

Воспитатель на стол ставит предмет/игрушку/книгу и начинает спрашивать у детей какой это предмет, таким образом стимулирует детей описывать предмет прилагательными, если дети не могут сами придумать, то воспитатель предлагает помощь и подсказывает как можно описать данный предмет. Одно - два прилагательных достаточно, дальше дети уже сами должны предлагать варианты.

Такое упражнение очень насыщает, развивает и обогащает речь ребенка.

4. ПЕРЕСКАЗ

Воспитатель читает не большую по объему сказку, с небольшим количеством героев и после прочтения просит детей пересказать. 

Такое упражнение учит детей последовательности, развивает память и учит фокусировать внимание на сюжетной линии, а это стимулирует абстрактное мышление.

5. ЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Упражнение формирует правильное и грамотное изложение речи. Предложения должны быть простыми и короткими, два - три слова. Существительное и глагол /существительное, прилагательное, глагол.

Воспитатель показывает детям сюжетные карточки, а дети по очереди озвучивают увиденное на карточке целым предложением. Воспитатель говорит первые два - три предложения, далее дети говорят по аналогии.

 

Эти упражнения помогут ребенку младшего дошкольного возраста развить речь, наполнить ее яркой, эмоциональной окраской, почувствовать себя более уверенными в своих высказываниях, просьбах. Таким детям легче общаться со сверстниками в коллективе, говорить о своих чувствах, выражать свои желания, делиться впечатлением. А это все сделает ребенка более подготовленным к социальной деятельности, к школьной программе и сформирует успешное развитие личности в целом

Удовлетворение ребенка в потребности изложения своих мыслей, переживаний, умением делиться своими желаниями, умением отстаивать свою позицию на словах дает возможность ребенку чувствовать себя уверенно в социальном обществе. 

 

 

Список литературы:

 

1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. 

2.  Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

3.  Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002 г., № 8, 

4.  Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. –М.: Просвещение, 2002. 

5.  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (нетрадиционная форма проведения)

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»(нетрадиционная форма проведения)...

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила и провела воспитатель МДОУ «Сланцевский детский сад № 5» Кузнецова...

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)

Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС)...