МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Адаптирована для детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Выборгского района Санкт Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Адаптирована для детей раннего возраста

                                                           Составлена воспитателем:

Мингалеевой Еленой Николаевной

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален.

Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях

ДОУ с раннего возраста. Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и

произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично

формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,

решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении,

работая в тесном контакте с воспитателями, родителями, начав эту

работу задолго до поступления детей в школу. Поставила следующие цели и задачи.

Цель:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как традиционными

так и нетрадиционными методами

Задачи:

1.Формировать навыки,

-Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-Развивать силу рук;

-Развивать точные и дифференцированные движения кистей

и пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук;

-Развивать навык хватания,учить детей захватывать

предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и

величину предмета;

-Развивать соотносящие действия ,

-учить детей совмещать

два предмета или две части одного предмета;

-Учить детей подражать движениям рук взрослого;

-Обогащать пассивный и активный словарь ребенка;

-Способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах;

-Развивать у детей навыки элементарной техники

изобразительной деятельности, способствовать освоению

способов работы с художественными материалами;

-Способствовать освоению детьми формообразующих

движений (прямые вертикальные линии, горизонтальные,

наклонные, пересекающиеся, округлые, прямоугольные),

приемов лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание,

вдавливание, соединение);

-Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.

2.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

-произвольное внимание;

-логическое мышление;

-зрительное и слуховое восприятие;

-память, речь детей;

-умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя

индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение

самостоятельно продолжать выполнение поставленной

задачи, контроль за собственными действиями.

Я использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию

мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка,

который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту

деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные

ощущения. Методика рассчитана на ранний возраст детей от 1.6 до 3.5 лет.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками

всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку

"Пальчиковый игротренинг". В игротеку

вошло:

1.Игры с пальчиками.

2.Пальчиковые игры с палочками

3.Пальчиковые игры с потешками

4.Пальчиковые игры со стихами.

5.Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

6.Пальчиковый театр.

7.Театр теней.

II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

1.Рисование красками различными способами: кистью, пальцем,

свечей, зубной щеткой и т.д.

2.Лепка с использованием природного материала: семянарбуза,

камешков, ракушек и т.д. (под присмотром взрослого).

3.Аппликация

III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.

Нанизывание бус из бумаги, колечек больших и маленьких и т.д.

1.Артикуляционная гимнастика.

Развитию речевых центров коры головного мозга способствуют

1. Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание,

растирание, разминание, вибрация)

-оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

2. Упражнения на сгибание

–разгибание, разведение, вращение, сжимание

–разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные

пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов,

пением песенок.

Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные

игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и

панно, направленные на активизацию и развитие речевых,

познавательных и сенсорных способностей.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного

эффекта. Для достижения желаемого результата возникла

необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и

координации движений пальцев рук регулярной, используя разные

формы работы:

1.специально организованного деятельность;

2.в совместной деятельности воспитателя с детьми;

деятельности, ребенок актуализирует способности и умения,

складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со

взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает

необходимый базис для познавательной мотивации и организации его

деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь

педагогический процесс должен быть пронизан единой

темой или

единым материалом.

При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь

указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть

жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда

работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних

блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.

Организация педагогического процесса по трем блокам

предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия

воспитателя и его помощника. Н        еобходимо придерживаться ряда

требований, без которых мы, не сможем обеспечить полноценное

развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования

таковы.

Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к

детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к

равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.

Во-вторых, использование всех форм развития детей, включая обучение

на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную

деятельность самих детей, использование разных видов детской

деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного

минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности

детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми.

В-четвертых, учет индивидуальных особенностей детей при

осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость

жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду

формальным предписаниям. Только учитывая все эти требования, возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования.

Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при

целенаправленном их применении определяют успешную работу,

способствуют развитию мелкой моторики, координации движений

пластилиновый шарик в носовой проход или в ухо, что чревато плачевными

последствиями.

Из пластилина и пластики можно делать очень красивые вещи, и это может

сильно увлечь кроху.

Еще одно интересное занятие помогает развить мелкую моторику, это

рисование пальчиковыми красками. Пальчиковые краски это прекрасная

возможность для малыша, который еще не владеет навыком держать карандаш или ручку, выразить в себя в творчестве и, заодно, потренировать ловкость маленьких пальчиков.

Все занятия, которые провели с ребенком, обязательно возымеют результат

чуть раньше или чуть позже. Развивая мелкую моторику маленьких

исследователей жизни, родители делают серьезные вложения в е

го будущий интеллект.

∙Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой

моторики.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

Сформировать элементарные специфические графические навыки.

Подготовить руку ребенка к письму.

∙Для решения задач использую следующие средства:

∙Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с

речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой

вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки,

тренируют психические процессы (память, внимание)

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев

рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают

оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции

рецепторов проводящих путей.

∙Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит -развивают речь.

Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно

-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих

способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений

пальцев рук, способствуют развитию речи.Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

Использование графических упражнений учит ориентироваться на

ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание,

память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой,

использую разнообразные приемы

 ∙Пальчиковая гимнастика;

Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул",

"колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение

потешек или сказок;

Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной,

картона)

Сминание пальцами комочков из бумаги;

Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений

геометрических фигур, букв, цифр, узоров)

Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной

скорлупы и т.д)

Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей

∙Шнуровка на различных предметах;

Сматывание шерстяной пряжи в клубки;

Завязывание и развязывание бантов, узлов;

Застегивание пуговиц, молний, крючков;

∙Нанизывание

бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с

проволокой;

∙Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по

контуру.

Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом

-"сухой бассейн"

Игры с "осьминогом" (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный

цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей,

Работу провожу регулярно, систематически.

Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления

ребенка.

Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в

занимательную игру.

Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс

обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Работу по развитию тонкой моторики провожу в системе коррекционных

занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.

Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма. После диагностического обследования и составления плана коррекционной работы с данным ребенком по развитию мелкой моторики, приступаю к начальному этапу работы: учу детей свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом слежу, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагаю ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этаже использую игры с воображаемыми предметами. На следующем этапе обучаю детей приемам самомассажа рук.

Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик

-ежик, прищепки, тренажер "Каштан".

После выполнения самомассажа приступаю к у

пражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук

Провожу упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения

-игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на

ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования

мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Выборгского района Санкт Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Адаптирована для детей раннего возраста

                                                           Составлена воспитателем:

Мингалеевой Еленой Николаевной

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален.

Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях

ДОУ с раннего возраста. Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

Существует прямая и естественная связь между движениями рук и

произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично

формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,

решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении,

работая в тесном контакте с воспитателями, родителями, начав эту

работу задолго до поступления детей в школу. Поставила следующие цели и задачи.

Цель:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как традиционными

так и нетрадиционными методами

Задачи:

1.Формировать навыки,

-Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-Развивать силу рук;

-Развивать точные и дифференцированные движения кистей

и пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук;

-Развивать навык хватания,учить детей захватывать

предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и

величину предмета;

-Развивать соотносящие действия ,

-учить детей совмещать

два предмета или две части одного предмета;

-Учить детей подражать движениям рук взрослого;

-Обогащать пассивный и активный словарь ребенка;

-Способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах;

-Развивать у детей навыки элементарной техники

изобразительной деятельности, способствовать освоению

способов работы с художественными материалами;

-Способствовать освоению детьми формообразующих

движений (прямые вертикальные линии, горизонтальные,

наклонные, пересекающиеся, округлые, прямоугольные),

приемов лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание,

вдавливание, соединение);

-Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.

2.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

-произвольное внимание;

-логическое мышление;

-зрительное и слуховое восприятие;

-память, речь детей;

-умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя

индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение

самостоятельно продолжать выполнение поставленной

задачи, контроль за собственными действиями.

Я использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию

мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка,

который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту

деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные

ощущения. Методика рассчитана на ранний возраст детей от 1.6 до 3.5 лет.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками

всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку

"Пальчиковый игротренинг". В игротеку

вошло:

1.Игры с пальчиками.

2.Пальчиковые игры с палочками

3.Пальчиковые игры с потешками

4.Пальчиковые игры со стихами.

5.Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

6.Пальчиковый театр.

7.Театр теней.

II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

1.Рисование красками различными способами: кистью, пальцем,

свечей, зубной щеткой и т.д.

2.Лепка с использованием природного материала: семянарбуза,

камешков, ракушек и т.д. (под присмотром взрослого).

3.Аппликация

III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.

Нанизывание бус из бумаги, колечек больших и маленьких и т.д.

1.Артикуляционная гимнастика.

Развитию речевых центров коры головного мозга способствуют

1. Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание,

растирание, разминание, вибрация)

-оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

2. Упражнения на сгибание

–разгибание, разведение, вращение, сжимание

–разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные

пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов,

пением песенок.

Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные

игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и

панно, направленные на активизацию и развитие речевых,

познавательных и сенсорных способностей.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного

эффекта. Для достижения желаемого результата возникла

необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и

координации движений пальцев рук регулярной, используя разные

формы работы:

1.специально организованного деятельность;

2.в совместной деятельности воспитателя с детьми;

деятельности, ребенок актуализирует способности и умения,

складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со

взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает

необходимый базис для познавательной мотивации и организации его

деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь

педагогический процесс должен быть пронизан единой

темой или

единым материалом.

При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь

указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть

жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда

работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних

блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.

Организация педагогического процесса по трем блокам

предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия

воспитателя и его помощника. Н        еобходимо придерживаться ряда

требований, без которых мы, не сможем обеспечить полноценное

развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования

таковы.

Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к

детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к

равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.

Во-вторых, использование всех форм развития детей, включая обучение

на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную

деятельность самих детей, использование разных видов детской

деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного

минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности

детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми.

В-четвертых, учет индивидуальных особенностей детей при

осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость

жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду

формальным предписаниям. Только учитывая все эти требования, возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования.

Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при

целенаправленном их применении определяют успешную работу,

способствуют развитию мелкой моторики, координации движений

пластилиновый шарик в носовой проход или в ухо, что чревато плачевными

последствиями.

Из пластилина и пластики можно делать очень красивые вещи, и это может

сильно увлечь кроху.

Еще одно интересное занятие помогает развить мелкую моторику, это

рисование пальчиковыми красками. Пальчиковые краски это прекрасная

возможность для малыша, который еще не владеет навыком держать карандаш или ручку, выразить в себя в творчестве и, заодно, потренировать ловкость маленьких пальчиков.

Все занятия, которые провели с ребенком, обязательно возымеют результат

чуть раньше или чуть позже. Развивая мелкую моторику маленьких

исследователей жизни, родители делают серьезные вложения в е

го будущий интеллект.

Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой

моторики.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

Сформировать элементарные специфические графические навыки.

Подготовить руку ребенка к письму.

Для решения задач использую следующие средства:

Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с

речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой

вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки,

тренируют психические процессы (память, внимание)

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев

рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают

оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции

рецепторов проводящих путей.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит -развивают речь.

Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно

-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих

способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений

пальцев рук, способствуют развитию речи.Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

Использование графических упражнений учит ориентироваться на

ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание,

память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой,

использую разнообразные приемы

 Пальчиковая гимнастика;

Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул",

"колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение

потешек или сказок;

Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной,

картона)

Сминание пальцами комочков из бумаги;

Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений

геометрических фигур, букв, цифр, узоров)

Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной

скорлупы и т.д)

Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей

Шнуровка на различных предметах;

Сматывание шерстяной пряжи в клубки;

Завязывание и развязывание бантов, узлов;

Застегивание пуговиц, молний, крючков;

Нанизывание

бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с

проволокой;

Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по

контуру.

Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом

-"сухой бассейн"

Игры с "осьминогом" (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный

цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей,

Работу провожу регулярно, систематически.

Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления

ребенка.

Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в

занимательную игру.

Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс

обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Работу по развитию тонкой моторики провожу в системе коррекционных

занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.

Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма. После диагностического обследования и составления плана коррекционной работы с данным ребенком по развитию мелкой моторики, приступаю к начальному этапу работы: учу детей свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом слежу, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагаю ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этаже использую игры с воображаемыми предметами. На следующем этапе обучаю детей приемам самомассажа рук.

Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик

-ежик, прищепки, тренажер "Каштан".

После выполнения самомассажа приступаю к у

пражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук

Провожу упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения

-игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на

ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования

мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста для более успешной адаптации к детскому саду»

 На сегодняшний день тема взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна.  За последнее время резко увеличился поток детей в...

Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих  пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...

Методическая разработка: "Игры-занятия с куклой для детей раннего возраста"

Конспекты игр-занятий с куклой для детей раннего возраста...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста "В гости к сказке"

Методическая разработка содержит подробную технологическую карту НОД для проведения открытого мероприятия в ДОУ с детьми раннего возраста....

Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе детей раннего возраста "Машины"

Конспект игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе детей раннего возраста "Машины"...