Родительский клуб "За руку с семьей"
учебно-методический материал по развитию речи на тему
«Как слово наше отзовется»
Цель: формирование педагогической культуры родителей, повышение роли родителей в речевом развитии ребенка.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: круглый стол (встреча с элементами практикума)
Ведущие: старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели.
Участники: воспитатели , родители, музыкальный руководитель
Ведущий: Добрый день! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку, помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Рефлексия (проводит муз. руководитель) «Давайте поздороваемся»
Игроки стоят по кругу парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши. Хлоп – хлоп, хлоп – ладоши добежали наши ноги(внешний круг переходит на одного игрока), хлоп – хлоп - хлоп, ладоши, здравствуй миленький дружок...
Ведущий сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Ведущий педагог 1: предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому участнику круглого стола).
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком
2. Общение ребенка со сверстниками
3. Строение артикуляционного аппарата
4. Речь взрослых- образец
5. Развитие мелкой моторики рук
6. Чтение детям художественной литературы
7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Вопрос к участникам круглого стола:
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)
Воспитание звуковой культуры речи.
Словарная работа.
Формирование грамматического строя речи.
Обучение рассказыванию – связная речь.
Выступление родителей с домашним заданием
Чтение стихотворений:
Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай - не спеши
Оно бывает то, сурово,
То рождено теплом души
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет
Пока ты слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить,
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить!
Оно одарит и ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
Много слов на земле,
Есть дневные слова
В них весеннего неба сквозит синева.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Ты не делай их слугами
В мелком быту,
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря,
И горе - как ночь,
Только эти слова
Тебе могут помочь!
В. Шефнер
Развлекательно-игровая часть
Ведущий педагог 2: «Наши игры»
Игра «Словарь вежливых слов»
Ведущий. Придумано кем-то просто и мудро-
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников
Итак, отгадайте, вежливые слова.
- Зазеленеет старый пень, когда услышит: добрый (день!
- Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте!
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).
- Когда бранят за шалости, мы говорим, прости (пожалуйста).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
-И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь… (до свидания).
- Всем вам с большой любовью желаю крепкого (здоровья).
Ведущий педагог 1:Игра «Слово на ладошке»
Все участники встают вкруг, берутся за руки, произносят считалку.
Мы найдем слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово.
На ком считалочка закончится, «ищет» слова на небе, на земле, в зале, и т. д., «передает» слово соседу, тот- своему соседу и т. д.
Ведущий (муз. руководитель) Игра «Загадки в чемодане»
Руками не трогать не дают,
Зато ногами ловко бьют (мячик)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок.
Может плавать и нырять,
Как его родная мать (утенок)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает (петух)
Ведущий (педагог 2): вопрос:
Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
Ведущий ( педагог3) Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
мастер – класс: «Волшебные пальчики»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Ведущий (педагог 1): вопрос:
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком? (Высказывания родителей)
Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.
Ведущий ( педагог 2):Проблемная ситуация В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их, покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.
Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.
Вопросы:
Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?
Варианты ответа:
1. Дети не могли в вестибюле рассмотреть хорошо птичек (утром мамы спешили на работу);
2. Никто из взрослых не организовал правильное наблюдение за птичками;
3. В ходе занятий у детей формируется понимание специфике живого объекта, его принципиального отличия от предмета. Формируется элементарные умения правильного взаимодействия с растениями и животными.
Ведущий (педагог 2): Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Ведущий: каждый человек использует в своей речи крылатые выражения, как вы объясняете значение крылатых выражений своему ребенку:
-« горе луковое»;
- «спустя рукава»;
-«бить баклуши»;
- «точить лясы».
(Высказывания родителей)
Ведущий (педагог2.): Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?
(Предложить родителям высказаться.)
Ведущий (педагог1): А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
(Предложить родителям высказаться.)
Ведущий (педагог1): Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Ведущий : А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…
- много разговаривать
- объяснить
- раскрашивать
- лепить
- рисовать
- читать и т.д.
Ведущий : Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!
Заключительная часть.
/Чтение стихотворения, как продолжение мысли Тютчева/ родитель
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Забыв все тяготы земные,
Чтоб истин светлых заложить
В сердца и души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться:
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
Завершение встречи чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа родительского клуба "Рука в руке"
Работа с родителями в детском саду - очень важная составлющая. Данна программа поможет начать работу с родителями, обоготить ее и разнообразить....
Родительский клуб "За руку с семьей"
Данный материал поможет активным педагогам организовать в своем дошкольном учреждении родительский клуб...
Реализация инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами в рамках родительского клуба «Рука в руке» Экскурсия в краеведческий музей г.Когалыма.
Реализация инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами в рамках родительского клуба «Рука в руке»Экскурсия в краеведческий музей г.Когалыма.Цель: приобщение детей к ...
Родительский клуб "Рука об руку".
Консультации, рекомендации, тренинги, анкеты, направленные на выявление готовности ребенка к школе и др....
Консультация для родителей в рамках родительского клуба "Рука в руке" - «ЗАКАЛИВАНИЕ — одна из форм профилактики заболеваний у детей»
Консультация в рамках родительского клуба "Рука в руке" - «ЗАКАЛИВАНИЕ — одна из форм профилактики заболеваний у детей»Закаливание – это тренировка защитных сил ...
Памятка для родителей "Читаем детям сказки" (в рамках работы родительского клуба "Рука в руке" 2023г.
laquo;Читайте детям сказки».Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.Чем полезны сказки? Во-первых, сказки развивают речь ребенка. Ведь сказки явля...
Спортивное развлечение к 23 февраля в средней группе в рамках работы родительского клуба «Рука в руке». «СОЛДАТУШКИ- БРАВЫЕ РЕБЯТУШКИ!»
Спортивное развлечение к 23 февраля в средней группе в рамках работы родительского клуба «Рука в руке». «СОЛДА...