Тема" День космонавтики". НОД по развитию лексико-грамматического строя у детей с ОНР, подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Матвиенко Любовь  Викторовна

 Методическая разработка с применением новых логопедических технологий: интеллектуальная карта, синквейн, метод ассоциативных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "День космонавтики"652.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «День  космонавтики»

        Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологических высказываний с применением логопедических технологий: интеллектуальных карт синквейна, метода ассоциативных связей.

Задачи:

  • Развитие психологической базы речи дошкольников.
  • Согласно ФГОС формирование интереса  к слову как историко-культурному феномену; в соответствии с принципом радиантного мышления вести ребёнка от переживания слова к его познанию.
  • Развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации.
  • Активизация словаря по  теме «день космонавтики».
  • Формирование навыков построения предложений по выделенным направлениям.
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
  • Активизация  психических процессов (памяти, восприятия, воображения, мыслительных операций).
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
  • Оборудование: интеллектуальная карта  по теме, дидактические игры, картинки (при возможности интерактивная доска).

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент.

Введение  в тему. Отгадывание загадок:

Космонавты, крепко сели?

Скоро в космос выхожу!

Сели все  на карусели        

По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)        

Чтение стихотворения «Юрий Гагарин», В. Степанова

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Игра « Что  с  чем рядом?» (на ориентировку  в пространстве)

Предъявляется ряд предметов (космическая тематика). (Как вариант можно использовать интерактивную доску).

- Что справа от ракеты?

- Что слева от ракеты?

-Что сверху от ракеты?

- Что между ракетой и космонавтом?

- Между чем космонавт?

 Что  после скафандра?

Речевая гимнастика

  • Игра «Угадай звук, слово»

В слове «космос» какой первый звук? Последний? Придумать  слова о космосе на  звуки «Р», «С», «Г»  (ракета, спутник, Гагарин,…)

  • Игра «Спрячь слоги в ладошки». Определение слоговой структуры слов по теме «День космонавтики»: вселенная, космос, звёзды, солнце.

         Лексико-грамматический анализ темы. (При возможности использовать интерактивную доску) Упражнения по подбору существительных, прилагательных,  глаголов, синонимов, антонимов  по теме. Лексика: астронавт,  космонавт, ракета, полёт; тренироваться, испытывать, изучать, выдерживать; сильный, выносливый.

        Логопед показывает и называет предметные картинки  по теме «Космос». Объясняет детям, что скоро День космонавтики. Людей, которые совершают полёты в космической технике, называют космонавтами или астронавтами.  Уточняет,  кого берут в центр  подготовки космонавтов: сильных, выносливых,  грамотных, уравновешенных  молодых людей. Подчеркивает, что будущим космонавтам необходимо заниматься спортом, тренироваться, испытывать новое оборудование,  изучать  планеты , выдерживать сильные нагрузки на организм в космосе.

  • Игра «Скажи правильно»

 Логопед показывает и называет предметные картинки с изображением .

Что  медленнее ? (показ картинок: самолёт,  ракета) Ответ:-Самолёт медленнее ракеты.

Что больше? (показ картинок Солнце, Земля) Ответ:- Солнце больше  Земли.

Что мощнее? (показ картинок телескопа и микроскопа?) Ответ: Телескоп мощнее микроскопа.

  • Игра «Зачем?»

Зачем ракете двигатель?

Зачем человеку изучать космос?

Зачем космонавтам  тренироваться?

Зачем человек изобретает  новые более современные ракеты для полета в космос?

     Зачем космонавту нужны особые продукты питания?

  • Игра  «Наоборот»

Сильный-…,  высокий-….,  быстрый-…,   темнота-….,  первый-….  .

Физкультминутка

Тренировки космонавтов        

Руки в стороны разводим,                                    

Приседаем и встаём                                                Тренировку мы проводим,                                    

Но ничуть не устаём

 

С парашютом прыгну вниз

Я теперь паращютист.

Если надо покручусь

На космонавта я учусь!!!!

Дети разводят руки в стороны

Выполняют приседания

Прыжок на двух ногах.

 Поворот вокруг себя на 180 градусов.

Логопед. Уже много лет  12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Первый полет в космос совершил Ю.А. Гагарин – гражданин России. Гагарин был далеко от Земли – в космосе.   Он ощутил невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в океане.  Там пролитая вода висит в воздухе.      Удивительно! А за окном – иллюминатором всегда темно.

      Все это первым увидел, узнал, испытал Ю. Гагарин. Он проложил  людям дорогу в космос.  Покорил космос. Он много тренировался.

Давайте    мы попробуем совершить путешествие в центр подготовки космонавтов?

Работа по интеллектуальной карте: называние картинок, выделение основных понятий, формирование навыков построения предложений. 

      Первым делом нам надо  сдать экзамен на профессиональную пригодность. Готовы?

Давайте посмотрим на карту (интеллектуальная  карта «День космонавтов») и назовём картинки по каждой ветке дерева карты.

(При  возможности  используем интерактивную доску)

C:\Users\ПК\Desktop\Рисунок1р.png

                                                                       

( Далее дети составляют предложения по каждой ветке карты.)

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ(тема)

1-я ветвь. Что такое космос? Что запускают с Земли  в космос? (ракеты, спутники)

2-я ветвь. Как космонавты подготавливаются,  тренируются?

3-я ветвь. Назвать первого космонавта. Кто ещё побывал в космосе?  

 4-я ветвь. Какой транспорт  нужен космонавту.

5-я ветвь. Чем питается космонавт?

6-я ветвь.  Зачем космонавты  выходят  в открытый космос, что ещё делают?

7-я ветвь. Зачем космонавту скафандр?

    Логопед. Космонавты  всё знают о космосе,  могут интересно рассказать о нём. Мы тоже попробуем себя в роли рассказчика-космонавта.    

Составление устного связного монологического высказывания по интеллектуальной карте  . Можно параллельно интеллектуальной карте использовать  зрительный план к  теме , где обозначена тема, далее  цифра 1-ветви( В данном случае  по теме «День космонавтики их 7,  уточняем это  с детьми ),2- зрительные образы(картинки), которые используются для каждой ветви, 3- придумывание предложений к каждой  ветви,  4-составление рассказа по теме с использованием придуманных  предложений .

D:\Логопед\логоп Первом район мет объед+ГОРОД\синквейн\таблицы\Рисунок1.jpgЗрительный план

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ.

    Космос- это мир звёзд, Вселенная..

    Чтобы полететь  в космос космонавты много тренируются, проходят  учение на тренажёрах: термокамера с высокой температурой; сурдокамера, где полная тишина и нет звуков; в центрифуге, где полная невесомость.

    В космосе  побывали многие космонавты: Алексей Леонов, Валентина  Терешкова, Герман Титов,  а самый первый космонавт  Юрий Гагарин.

   Чтобы человеку отправиться в космос  необходим особый транспорт- ракета. Ракета может доставлять на орбиту спутники, которые нужны для приема телепередач, установки телефонной связи с любой точкой планеты,  для составления прогнозов погоды.

   Питаются все космонавты  в невесомости, поэтому вся еда   в тюбиках, банках, пакетах: борщ мясо, щи, соки и другое .

  Космонавты проводят в кабине эксперименты с растениями, фотографируют и передают на Землю снимки облаков, бурь, гроз , выходят в открытый космос.

  У космонавтов специальная одежда: скафандр, который защищает их от вредных излучений, помогает поддерживать  температуру тела, снабжён микрофоном.

Закрепление знаний по теме

     Логопед. Космонавты - люди творческие, догадливые, могут разгадать  любые карты,  схемы, планы.  В «Центре подготовки космонавтов» для нас  поступило необычное задание -составить описание слова по зрительному плану.

  • Работа по составлению синквейна. Логопед    показывает картинку и предлагает, опираясь  на зрительный план, составить описание по ней. (При  возможности  используем интерактивную доску) 

D:\Логопед\логоп Первом район мет объед+ГОРОД\синквейн\таблицы\Рисунок3.jpg

Кто?       КОСМОНАВТ

Какой? (здоровый, выносливый )

Что делает?( тренируется,  экспериментирует, летает)

Моё отношение  к  космонавту ( Я хочу быть космонавтом. …)

Слова, связанные с темой космонавт ( Ракета, космос, космодром)

Что?         РАКЕТА

Какая? (быстрая, огромная )

Что делает?( взлетает,  перевозит)

Моё отношение  к ракете ( Ракета быстро совершает полёт вокруг Земли)

Слова, связанные с темой ракета (  космодром, космонавт, невесомость)

   

  Логопед. В наш «Центр подготовки космонавтов» поступило новое секретное задание- определить звуки в слове, расшифровать таинственный смысл слова.

 Работа  по составлению образа  слова ( метод ассоциативных связей). Логопед с детьми исследуют звуковой состав слова. Разбивают слово на звуки  (слоги).Затем к каждому звуку или слогу подбирают слова, ассоциативно связанные с анализируемым словом. Если не удалось на какой-то звук(звуки)  подобрать слово, этот факт тоже анализируется. Из потока ассоциаций логопед выбирает наиболее подходящие слова.

СПУТНИК

Самый

Прогрессивный

У

Теперешней

Науки

Исследовательский

Красавец

Логопед. Хвалит детей, объявляет, что путешествие в  «Центр подготовки космонавтов» окончено,  а все дети получают  удостоверение « Будущий космонавт».

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации

Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе «Профессии»

Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы.  Так как на сайт не публикуются презентации, тяжелее 3 мб, то здесь представлена презентация в виде pdf файла. Если Вам нуж...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у Поварёнка»

Занятие на закрепление умения классифицировать посуду, на совершенствование грамматического строя речи, связной речи....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий «Магазин фруктов и овощей»

Программное содержание:Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.Задачи:Коррекционные: совершенствовать лексические, грамматические категории языка и связную речь на матер...