Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе: «Зимние приключения».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Обучающие: Закреплять представления детей о признаках зимы; расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных).
Развивающие: Развивать связную речь; продолжать формировать просодическую сторону речи; общую и мелкую моторику, мыслительные процессы.
Воспитывающие: Воспитывать инициативность и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zimnie_priklyucheniya.docx | 409.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования Тимашевский район
Конспект
непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе:
«Зимние приключения».
Воспитатель:
Прокопец Елена Андреевна
г. Тимашевск
Цель: Продолжать развивать речь, как средство общения.
Задачи:
Обучающие: Закреплять представления детей о признаках зимы; расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных).
Развивающие: Развивать связную речь; продолжать формировать просодическую сторону речи; общую и мелкую моторику, мыслительные процессы.
Воспитывающие: Воспитывать инициативность и самостоятельность.
Предварительная работа: беседы о диких животных, рассматривание иллюстраций , дидактические игры.
Словарная работа: волчьи, лисьи, кабаньи, беличьи, тигриные, рысьи, заячьи, преобразился, пригожи.
Материалы и оборудование: Иллюстрации диких животных, изображения следов животных, маски, мнемотаблица, картинки: заяц, индюк, морковь, апельсин, ноутбук.
Ход:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня утро доброе, а еще какое?
Дети: Радостное, солнечное, веселое.
Воспитатель: О чем мы сегодня будем говорить – вы узнаете по первым звукам названий данных предметов.
Воспитатель демонстрирует картинки: заяц, индюк, морковь, апельсин.
Воспитатель: Правильно, мы будем продолжать разговор о зиме. Предлагаю разгадать «Зимний ребус». Возьмите листочки, на которых написаны буквы, зачеркните в первом и во втором ряду букв третью букву, прочитайте получившиеся слова.
Дети: Снег, лед.
Воспитатель: Давайте сравним эти явления и расскажем о них:
- Снег мягкий, а лед…(твердый).
- Снег пушистый, а лед…(гладкий).
- Снег белый, а лед…(прозрачный).
- Снег тает быстрее, а лед тает…(медленнее).
Дидактическая игра «Снежки».
Воспитатель: Образуйте от слова снег слова- родственники.
Дети: Снег, снежки, снежная, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегопад, снежинка, снегоход, заснеженный.
Воспитатель: У нас получилась большая «снежная» семейка. Кто знает загадки о зиме? ( дети предлагают свои варианты). Попробуйте отгадать мою зимнюю загадку:
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (Вьюга).
Воспитатель: Что такое вьюга? (Ответы детей).
Речевое упражнение «Вьюга».
Воспитатель: Давайте «изобразим» вьюгу. Вы будете пропевать звук «у» то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю, тем громче вы поете, и наоборот. Вьюга будет то усиливаться, то затихать. Итак, вьюга только начинается.
Дети выполняют речевое упражнение.
Воспитатель: Послушайте загадочное стихотворение.
Художник- невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока ты спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
Н. Нищев.
- Скажите, что же это за художник- невидимка?
Дети: Мороз.
Дидактическое упражнение «Поиграем со словами».
Воспитатель: Давайте поиграем со словом мороз. Послушайте слова и составьте из них предложение.
ОКНО, МОРОЗ, НА, УЗОР, НАРИСОВАЛ.
(Мороз нарисовал на окне узор).
-Послушайте ряд слов и назовите лишнее. Объясните свой выбор.
МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, МОРОСИТ, ЗАМОРОЗИЛ.
Дети: Моросит.
Воспитатель: Правильно, лишнее слово моросит , так как остальные слова из одной семейки. Вы меня порадовали, молодцы, пришло время отдохнуть и похвалить зимушку.
Пальчиковая гимнастика
«Зима».
Раз, два, три, четыре,
(Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок слепили.
(Дети «лепят»).
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(Сжимают ладони , гладят одной ладонью другую).
И совсем- совсем не сладкий.
(грозят пальчиком).
Раз- подбросим,
(«Подбрасывают»).
Два- поймаем,
(«Ловят»).
Три- уроним,
(«Роняют»).
И…сломаем.
(Топают).
Воспитатель: Всю красоту этого времени года можно увидеть в лесу. Послушайте рассказ и попытайтесь представить красоту зимнего лесе.
Зимний лес.
Пробушевала метель, и лес чудесно преобразился. Стало тихо. Лес стоит, словно богатырь в хвойной кольчуге. Синичка сядет на ветку, а ветка и не дрогнет. На поляне стоят крохотные елочки. Их замело снегом. Как они хороши и пригожи! Вьюга украсила прически стройных сосен. На их макушках пышные шапки снега. Белая береза распустила ветки, опушенные инеем. Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне. Хорош лес в зимнем уборе!
В. Сергеев.
Воспитатель: Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. С чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?
Дети: Пробушевала метель, и лес чудесно преобразился. Стало тихо.
Воспитатель: Что значит преобразился? Как вы понимаете значение этого слова?
Дети: Изменился.
Воспитатель: Кого наполнил автору зимний лес?
Дети: Богатыря.
Воспитатель: О ком дальше говорит автор? Как описаны в рассказе крохотные елочки?
Дети: Их замело снегом. Как они хороши и пригожи!
Воспитатель: Как вы понимаете слово пригожи?
Дети: Красивые.
Воспитатель: О каких деревьях говорится еще?
Дети: Сосны, березы.
Воспитатель: Какие прически у стройных сосен? Что у них на макушках?
Дети: Вьюга украсила прически стройных сосен. На их макушках пышные шапки снега.
Воспитатель: Как описаны в рассказе березка, ее ветви? С чем автор сравнивает снег на деревьях? Как заканчивается рассказ? (Ответы детей). Хорошо! Вы внимательно слушали. Думаю, что вы сможете сейчас попытаемся пересказать этот рассказ с опорой на таблицу. Обязательно следите за правильным звукопроизношением и слушайте внимательно друг друга, чтобы вы смогли продолжить рассказ.
Дети пересказывают текст с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель: Ребята, зимний лес полон тайн и чудес, даже если мы в нем никого не повстречаем, то обязательно сможем заметить на снегу чьи- то следы. Давайте отправимся в путешествие по зимнему лесу.
Остановка «Зимнее слово».
Воспитатель называет слова. Если слово «зимнее», дети хлопают в ладоши.
Жара, ливень, снегопад, листопад, гроза, радуга, декабрь, сентябрь, роса,
гололед.
Дидактическая игра «Чьи следы» ( с использованием ноутбука).
Воспитатель: Ребята, в зимнем лесу мы можем увидеть различные следы, например диких животных. Как вы думаете, чьи это следы? (Показ иллюстрации).
Дети: Волчьи.
Воспитатель: Волчий след похож на собачий. Волк идет таким образом, что каждый раз в след правой ноги ступает левой задней и наоборот, так что следы тянутся лентой; если волков несколько, то следующие за первым идут след в след, от чего создается впечатление, что прошел только один зверь. Посмотрите, это чьи следы? (Показ иллюстрации).
Дети: Лисьи.
Воспитатель: Лисица не делает троп: постоянно вступает очень аккуратно в прежние свои следы. Это чьи следы? (Показ иллюстрации).
Дети: Рысьи.
Воспитатель: След рыси похож на кошачий, причем когти видны только в случае самого быстрого бега. Чьи это следы? (Показ иллюстрации).
Дети: Кабаньи.
Воспитатель: След кабана очень сходен со следом домашней свиньи, только относительно больше и резче его. Чьи это следы? (Показ иллюстрации).
Дети: Заячьи.
Воспитатель: Перед тем как залечь, заяц начинает делать петли, т.е. закругляет свой ход, снова пересекая свой след, причем следы бывают наложены один на другой. Весь отметившийся на снегу за ночь путь зайца- начиная от места, где он дневал до места, где он кормился, и обратно на
лежку- называется – маликом. Чьи это следы? (Показ иллюстрации).
Дети: Беличьи.
Воспитатель: Легко и просто разобрать и запомнить белки почерк: она по снегу прыгает – как в чехарду играет. Короткими передними лапками обопрется, - длинные задние далеко вперед вынесет, широко расставит. От передних лапок след у нее маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних- след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами. Чьи это следы?
Дети: Тигриные.
Воспитатель: Следы тигра напоминают следы рыси, но только больше по размеру. На передних лапах у тигра по пять пальцев, а на задних – четыре. Тигриные когти достигают длины 8-10 см. Ребята, как вы думаете, чьих следов мы не увидим в зимнем лесу?
Дети: Барсучьих, медвежьих следов. Эти звери зимой спят.
Воспитатель: Правильно, но у нас необычная лесная полянка и на ней происходят необыкновенные истории.
Дети надевают маски.
Сценка «Спор животных».
На полянке звери сели
И начался разговор,
А, верней, шутливый спор!
Мы полянку ту нашли
И тихонько подошли.
Слышим- тигр говорит,
Говорит, а сам рычит.
Тигр: Посмотрите- ка, зверята, я красивый, полосатый!
Вы признайтесь от души- тигры очень хороши!
Лиса: Шубка лучшая- моя, красивее, чем твоя!
Легкая, чистая, как огонь искристая!
Волк: Шубка лучшая- моя, красивее, чем твоя,
Прочная хорошая, самая пригожая.
Заяц: Шубка лучшая- моя, красивее, чем твоя,
Белая, как снежная, теплая и нежная!
Мишка: Шубка лучшая- моя, красивее, чем твоя,
Модная и славная! Моя шубка – главная!
Еж: Шубка лучшая- моя, красивее, чем твоя,
Жесткая и лучшая, самая колючая!
Сова: Спорить вам совсем не надо!
Я признаться всем вам рада-
Шубка каждая нужная!
Шубка каждая важна!
Рыжая и серая, черная и белая!
Помиритесь поскорей!
Праздник будет веселей!
Рефлексия
Воспитатель: Вот какую интересную историю мы услышали. А теперь, ребята, если вам понравилась наша беседа положите снежинку в красную корзинку, если нет в синюю корзинку.
Пояснительная записка
к непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
по теме: «Зимние приключения».
направление «Дошкольное».
Занятие проводилось в подготовительной группе. Присутствовало 20 детей. Уровень развития детей в данной группе выше среднего и высокий.
Цель занятия: Закреплять представления детей о признаках зимы; расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных).
Развивать связную речь; продолжать формировать просодическую сторону речи; общую и мелкую моторику, мыслительные процессы. Воспитывать инициативность и самостоятельность.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности разработано на
основе требований основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с №8 муниципального образования Тимашевский район.
Задачи реализовались на протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности. Мероприятие состояло из этапов. На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. В структуру непосредственно-образовательной деятельности включены игры, упражнения, задания на развитие речевой активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.
Дидактическая игра «Снежки» способствовала формированию умений подбирать слова- родственники. Дидактическое упражнение «Поиграем со словами» направлено на развитие умения составлять предложения, находить лишнее слово. Проведение дидактической игры «Чьи следы» способствовало совершенствованию умений согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Для пересказа рассказа «Зимний лес» использовалась мнемотаблица. На протяжении всего занятия дети были активны, проявляли самостоятельность в творческом выполнении заданий, развивали логическое мышление. Изучаемый материал данной непосредственно-образовательной деятельности доступен и посилен детям. Непосредственно-образовательная деятельность была объединена единым сюжетом. При проведении непосредственно-образовательной деятельности были использованы разнообразные методы и приемы, предусмотрены их чередование:
- Наглядные методы (демонстрационный материал);
- Практические методы;
Активно использовался игровой метод. Данные игры соответствовали намеченным целям и задачам. В процессе непосредственно-образовательной деятельности использовались словесные методы. Поддерживая положительный эмоциональный фон непосредственно-образовательной деятельности, предупреждая появление утомления, чередовались различные виды деятельности ( двигательная, коммуникативная, игровая). Внимание было направлено на активизац ию и поддержку малоактивных детей. В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети усвоили определенный объем знаний, навыков и умений с учетом поставленных задач. Дети были положительно настроены на непосредственно-образовательную деятельность, сотрудчали с воспитателем и друг с другом, дружно выполняли коллективные задания, проявляли самостоятельность, творческое воображение.
Анкета-заявка
На участие в муниципальном конкурсе профессионального мастерства педагогов
"Мой лучший урок" по дошкольному направлению 2017-2018 учебный год
1.Фамилия, имя, отчество автора: Прокопец Елена Андреевна
2. Год, месяц день рождения: 1972г. февраль 14
3. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 8 муниципального образования Тимашевский район
полный адрес : 352700 Краснодарский край, город Тимашевск, улица Чапаева ,65 Д
федеральный телефонный код города 8 861 30 телефон 4-12-30, 4-06-46
e-mail : d .s. number 8 @ mail. ru
4.Должность : Воспитатель
5. Педагогический стаж работы: 21 год
6. Преподаваемый предмет: дошкольное образование
7. Группа проведения занятия подготовительная, количество детей в группе 20 чел.
8. Домашний адрес автора(полностью): индекс 352725 ст.Роговская, ул.Красноармейская,37.кв.18, Тимашевский район, Краснодарский край
федеральный телефонный код города 8 861 30
Сотовый телефон 8 9182901810
Е- mail - elena.prokopetz@yandex.ru
9. ФИО руководителя образовательного учреждения: Беляева Анна Александровна
телефон для связи 79182192741 федеральный код города 8 981 30
телефон 4-12-30 факс 4-06-46, e-mail: d .s. number 8 @ mail ru.
Заведующий МБДОУ д/с № 8 А. А. Беляева
М.П. 20.10.2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»
Программное содержание:· Продолжать учить детей составлять рас...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)
Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Эти удивительные птицы"
Итоговое открытое занятие по развитию речи с использованием ИКТ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема «Осень»
Цель: Закреплять и систематизировать знания об осени (Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Социализация)Задачи:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Зимние виды спорта"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Зимние виды спорта"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Зимние святки, святки-колядки"
Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси....