Развитие речи
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) на тему

Никонова Нина Валериевна

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_razvitie_rechi.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

№ п/п

Месяц

Название темы ОД

Программное содержание

Источник методической литературы

1

Сентябрь

Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?».

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 27

2

Сентябрь

Звуковая культура речи: звуки [с] и [сь].

Объяснить детям артикуляцию звука [с], поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).  

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 28

3

Сентябрь

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле.

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 30

4

Сентябрь

Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка».

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 29

5

Октябрь

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.

Стр. 120

6

Октябрь

Придумывание загадок-описаний об игрушках

Учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенном падежах.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.

Стр. 124

7

Октябрь

Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 38

8

Октябрь

Заучивание русской народной песенки «Тень – тень – потетень».

Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 33

9

Октябрь – ноябрь

Звуковая культура речи: звуки [з] и [зь].

Упражнять детей в произношении изолированного звука [з] (в слогах, словах); учить произносить звук [з] твердо и мягко; различать слова со звуками [з], [зь].

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 32

10

Ноябрь

Чтение сказки «Три поросенка».  

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 35

11

Ноябрь

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?».

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 39

12

Ноябрь

Звуковая культура речи: звук [ц].

Упражнять детей в произнесении звука [ц] (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука [ц], ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.  

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 36

13

Ноябрь

Чтение детям русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.  

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 43

14

Декабрь

Составление описания животных по картинкам.

Учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойство, признаки, действия, давать ему оценку. Учить составлять сложноподчиненные предложения. Закрепить правильное произношение звука [щ], учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.

Стр. 156

15

Декабрь

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова – Микитова).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 48

16

Декабрь

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!».

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!».

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 45

17

Декабрь

Звуковая культура речи: звук [ш].

Показать детям артикуляцию звука [ш]., учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком [ш]..

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 46

18

Январь

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 44

19

Январь

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 50

20

Январь

Составление рассказа-описания по теме «Зимняя одежда».

Учить давать описание зимней одежды, учить правильно называть зимнюю одежду. Формировать представление о её назначении, учить пользовать в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, выделять на слух и правильно произносить звук [ж].

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.

Стр. 137

21

Январь

Звуковая культура речи: звук [ж].

Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука [ж] (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком [ж].

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 49

22

Февраль

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.  

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 52

23

Февраль

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу».

Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек. Учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; закрепить  умение образовывать наименования детенышей животных.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.

Стр. 142

24

Февраль

Звуковая культура речи: звук [ч].

Объяснить детям, как правильно произносится звук [ч], упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 53

25

Февраль

Мини – викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе».

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 53

26

Март

Готовимся встречать весну и международный женский день.  

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.  

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 59

27

Март

Звуковая культура речи: звуки [щ] – [ч].

Упражнять детей в правильном произнесении звука [ч] и дифференциации звуков [щ] – [ч] .

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 60

28

Март

Русские сказки (мини - викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 61

29

Март

Составление рассказов по картине.  

Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 62

30

Апрель

Чтение детям сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».

Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 63

31

Апрель

Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками.

Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 65

32

Апрель

Звуковая культура речи: звуки [л], [ль].

Упражнять детей в четком произнесении звука [л] (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками [л], [ль].

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 63

33

Апрель

Заучивание стихотворений.  

Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 65

34

Май

День Победы.

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Стр. 68

35

Май

Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Учить составлять описание предметов. Учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель».

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.

Стр. 170

36

Май

Определение предмета по его специфическим признакам.

Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качестве и свойствах. Учить согласованию прилагательных и местоимений в роде.

Закреплять правильное произношение звуков [р], [рь], учить слышать этот звук в словах и подбирать слова с заданным звуком.

Познакомить с чистоговорками, учить произносить чистоговорки с разным темпом и интонацией.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет.

Стр. 174

Литература:

  1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80 с.: цв. вкл.
  2. Развитие речи детей-5 лет. – 3-е изд., доп. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...