НОД по развитию речи «В деревню к бабушке Забавушке» (Знакомство с куклами-оберегами).
план-конспект занятия по развитию речи на тему
На занятии дети отправляются в деревню к бабушке Забавушке. Она им показывает народные тряпичные куклы, рассказывает о смысле кукол-оберегов, играет с ними в игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitiyu_rechi_v_derevnyu_k_babushke_zabavushke.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи «В деревню к бабушке Забавушке» (Знакомство с куклами-оберегами).
Подготовила Заскалина Татьяна Александровна-воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок» г. Нижний новгород.
Цель: Способствовать пробуждению у детей интереса к традиционной народной игрушке кукле. Формировать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Дать понятие «оберега», объяснить назначение обереговых кукол.
Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, лоскут, сундучок …..), развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять рассказ, активизировать в речи прилагательные.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».
Методические приемы: беседа, составление диалогов, создание игровых и проблемных ситуаций, физминутка, народная игра, прием «Волшебный сундучок», использование ИКТ технологий.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет путешествие к бабушке Забавушке. Она сообщила мне, что не может открыть свой сундучок, потому что забыла волшебные слова. Вы хотите ей помочь? (Ответы детей). Бабушка живет далеко в деревне. На чем мы поедем? (на поезде)
Воспитатель: Вы радуетесь, когда едете в гости к бабушке? (Ответы детей). А когда люди радуются, они хлопают в ладоши. Давайте и мы похлопаем.
Дети: Лады, лады ладушки.
Едем в гости к бабушке,
К нашей милой бабушке,
К бабушке Забавушке.
Едут к ней ребятушки,
Милые внучатушки.
- Но нам надо торопиться, потому что поезд подает сигнал к отправлению и поет свою песенку: Тууууу!
Дети:
Мы в вагончиках сидим,
Мы сидим, мы сидим!
И в окошечко глядим,
Весело глядим!
Едет, едет паровоз-
Сто колес, сто колес
Ребятишек он повез,
Весело повез.
Воспитатель надевает на себя атрибуты бабушкиного наряда и превращается в бабушку Забавушку.
Забавушка:
Добрый день, детушки-касатушки!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобней располагайтесь.
Забавушка: Много у меня ребят и для каждого из вас у меня доброе слово найдется.
Ребята, посмотрите - что это?
Дети: сундук.
Забавушка: Да, это сундук. А для чего он служил? (Ответы детей) Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова, но я забыла их. Помогите мне.
Дети: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок! »
- Давайте ещё раз вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.)
Попробуем открыть сундучок. Воспитатель открывает сундучок и смотрит в него.
Забавушка: ребята вы хотите узнать, что лежит в моем сундуке ?(да). Тогда отгадайте загадку:
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
Забавушка показывает кукол. Ребятушки, а вы знаете, что это за куклы?
Дети: в эти куклы играли наши бабушки и дедушки.
Забавушка: Правильно, молодцы ребята!
Давным-давно на Руси была такая присказка: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Эти слова подчёркивают, какое значение раньше придавали куклам.
В игрушки, которые создавали для своих малышей мамы и папы, бабушки и дедушки они вкладывали всю свою любовь и умение. Дети это чувствовали и относились особенно бережно к игрушкам. Их никогда не оставляли на улице, не бросали, а берегли в корзинах, сундучках. А как только дети подрастали они вместе со взрослыми учились делать игрушки. Взрослые люди говорили про них: «Маленький, да удаленький». А вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети:
- Скучен день до вечера, когда делать нечего.
- Судят не по словам, а по делам.
- Сделал дело, гуляй смело.
- Терпение и труд всё перетрет.
Забавушка: ребята, а из чего сделаны эти куклы? (из тряпок). Тогда какие они? (тряпичные). Старую одежду рвали на тряпочки и делали из них кукол для игры. Поэтому кукол еще называли «Рванки». А из остатков новой ткани делали кукол в подарок или на праздник. А еще кукол называли «Скрутки» и «Столбушки», потому что туловище скручивали из ткани в столбик. Ребятушки почему у этих кукол нет лица?
Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.
Забавушка: Если у нее нет лица, то она какая?(безликая)
А вы знаете, что куклы бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.
Ребята назовите какие виды кукол были раньше?
Дети: Куклы-обереги;
Обрядовые куклы;
Игровые куклы.
Забавушка: Правильно, ребятишки.
А вы знаете, что обозначает слово «оберег»? (Оберег защищает людей от разных бед.)
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний
А вы, хотели бы узнать побольше о куклах-оберегах?(да).
У меня есть волшебное зеркало. Сейчас оно нам поможет отпраится в прошлое куклы и познакомиться с куклами-оберегами.
Но сначала давайте поиграем.
На Руси не только любили делать кукол своими руками но и играть в подвижные игры. Я приглашаю вас на ковёр поиграть в игру «У Маланьи, у старушки». Встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
А теперь приготовьтесь с помощью волшебного экрана мы отправимся в прошлое тряпичной куклы.
Слава нашей стороне
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
(Педагог демонстрирует презентацию)
Забавушка: Ребята, вам понравилось путешествие в прошлое?(да). Вы запомнили кукол-оберегов, которых мы увидели?(да). А вы хотели бы теперь поиграть в игру и рассказать о них? (да).
Я предлагаю сыграть в игру «Раз, два поверни, и на куклу покажи!» На стульчиках у нас по кругу сидят куклы-обереги из моего сундучка. Вставайте вокруг. Один из вас встает в центр стульев, закрывает глаза и поворачивается на месте с вытянутыми вперед руками в виде стрелки. Вы говорите слова: «Раз, два поверни, и на куклу покажи!» Тот, кто стоит в центре останавливается и на какую куклу он покажет о той и расскажет.
1. Эта кукла называется – Пеленашка.
Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы она согревала колыбельку, защищала ребенка от злых духов, чтобы малыши крепко спали.
2. Кубышка-травница наполнена лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и запах отгонит болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.
4. Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в дома был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
5. Куклу "Десятиручку" помещали на видное место в доме. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах.
6. Кукла «День и ночь» оберегала дом, у нее два лица.
7. Кукла «Зайчик – на пальчик»
Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним.
Забавушка: Наше знакомство с куклами – оберегами закончено.
А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?(да)
До свидания гости дорогие.
Дети прощаются с бабушкой Забавушкой.
Лады, лады,ладушки.
Где были? У бабушки.
До свиданья бабушка,
Бабушка Забавушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи.В деревню к бабушке.
В деревню к бабушке.Цель. 1 Использование сказочной формы для к...
Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи «В деревне у бабушки» (на основе фольклора и сказки «Репка»)
Как активизировать речь малышей, как увлечь их слушанием и самостоятельным расказыванием сказок? Конечно с помощью игры и театрализации. Гораздо охотнее дети повторяют слова обознача...
Презентация для НОД по развитию речи "В деревню к бабушке"
Цель: закрепление названий животных, живущих на ферме; расширение представлений об особенностях ухода и содержания домашних животных, о пользе, которую они приносят людям....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:«Куклы-обереги».
Целью занятия является развитие интереса у детей к культурным ценностям и традициям своего народа....
Конспект открытого занятия в младшей группе по развитию речи «В гостях у бабушки -Забавушки»
Программные задачиОбразовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок. Активизировать речевые высказывания. Упражнять в ...
Занятие - развлечение по развитию речи "В гостях у бабушки Забавушки"
Цель занятия: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством малых форм устного народного творчества...