Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:«Куклы-обереги».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сапожникова Татьяна Ивановна

Целью занятия является развитие интереса у детей к культурным ценностям и традициям своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Московская область,  Ленинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Куклы – обереги».

Воспитатель: Сапожникова Т.И.

2019г.

р/п Дрожжино

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. 

 

Цель: развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о куклах-оберегах.
  2. Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.
  3. Расширять словарный запас по теме «Обереги».
  4. Развивать связную речь. 
  5. Совершенствовать навык составления слов.
  6. Воспитывать ценностное отношение к истории народа.
  7. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества.
    Оборудование: куклы – обереги (Крупеничка, Кубышка – травница, Пеленашка, Кукла – кашка, День – ночь, Колокольчик)

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель:

- Ребята, смотрите, какой красивый предмет появился у нас в группе? Что это? Правильно, это сундук. А хотите посмотреть, что там внутри? (Да).

-Сундучок откроется, если вы решите кроссворд.

2. Решение кроссворда.

Дети отгадывают загадки, воспитатель вписывает в кроссворд и читает ключевое слово КУКЛЫ.

1. Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять. (Клубок)

2. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха)

3. Летит - воет, сядет – землю роет. (Жук)

4. Светит, но не греет. (Луна)

5. Кто без ног ходит? (Часы)

3. Рассказ воспитателя.

Воспитатель:

- Догадались, что в нашем сундучке? (Куклы). А какие бывают куклы? (Деревянные, пластмассовые, резиновые, тряпичные, фарфоровые, бумажные). К вам сегодня пришли особенные куклы.

- Мы знаем, что кукла не рождается сама: ее создает человек. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

(Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом).

- Значит в гости к нам пришли куклы-обереги. Мы будем сегодня играть в куклы и нас ждет удивительно увлекательная работа. Я постараюсь сделать так, чтобы вам было интересно.

4. Рассматривание кукол, рассказы о куклах – оберегах.

- Ребята, встречайте первую куклу. (Воспитатель достает куклу из сундучка). Эта кукла называется Зернушка.  Делали ее после сбора урожая. В основе этой куклы мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.

- Зернушка приготовила для вас игру .

Игра «Отгадай пословицу по двум словам».

(Ребенок должен добавить недостающие слова и сказать пословицу целиком).

  1. Углами – пирогами (Не красна изба углами, а красна пирог ами).
  2. Вместе – на месте (Вся семья вместе, так и душа на месте).
  3. Летом – зимой (Готовь сани летом, а телегу зимой).
  4. Калачи – на печи (Хочешь есть калачи – не сиди на печи).
  5. Родится – пригодится (Что в поле родиться, все в доме пригодиться).
  6. Хорошо – лучше (В гостях хорошо, а дома лучше).

Воспитатель достает следующую куклу. Это « Кубышка – травница». Делали ее из лекарственных трав. Она предназначалась для оберегания домашних от болезней.

Какое задание приготовила эта куколка?

Игра «Определи первый и последний звук в словах». ( Воспитатель называет слова, а дети определяют первый и последний звук).

Воспитатель достает из сундучка « Куклу – кашку».  Рассказывает о том, что она делалась для девочки, когда она помогала маме по хозяйству.

Игра «Придумай слово». (Воспитатель говорит начало слова. А дети должны придумать конец).

Воспитатель достает следующую куклу.

-А что это за куклы, связанные между собой?

- Это куклы «День – ночь». Они обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днем выставляют светлую куклу, а вечером – темную. Куколка «День» - оберегает день, чтобы не зря прошел, а ночь – следит, чтобы все успокоились и легли спать.

Проводится игра «День – ночь».

(Включается запись с плачущим ребенком, в кроватке лежит пупс).

- Слышите, кто-то плачет? Это плачет ребенок.

- В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани  куклу – оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница - бесонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

- Как еще можно успокоить маленького? (Покормить, покачать, спеть колыбельную).

-А вы знаете колыбельные песни? Успокойте малыша. (Девочки поют колыбельную песенку).

-Успокоился наш малыш. Стал веселым и радостным.

Достается куколка «Колокольчик».

-Эта кукла «Колокольчик». Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

-На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры. Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина».

В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.

- Долгая, Арина,

Встань выше овина.

Рученьки сложи,

Чье имя - укажи.

Дети останавливаются, Арина идет по кругу и поет:

- Вдоль по караваю

Я иду, гуляю,

Вдоль по караваю

Кого найду, узнаю. (Арина подходит к детям и пытается угадать имя).

Воспитатель предлагает детям рассказать, с какими куклами они сегодня познакомились и что о них узнали. Ребенок выбирает куклу и составляет о ней рассказ, описывая ее.

Воспитатель напоминает о правилах создания кукол – оберегов. Обереги делаются только по доброй воле и с добрыми мыслями, для доброго человека.

IMG-20190429-WA0006.jpg   IMG-20190429-WA0062.jpg

IMG-20190429-WA0040.jpg   IMG-20190429-WA0043.jpg

IMG-20190429-WA0042.jpg   IMG-20190429-WA0050.jpg

IMG-20190429-WA0036.jpg   IMG-20190429-WA0026.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"

Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...