Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему:«Куклы-обереги».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Целью занятия является развитие интереса у детей к культурным ценностям и традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Куклы-обереги". | 239.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область, Ленинский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Город детства»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Куклы – обереги».
Воспитатель: Сапожникова Т.И.
2019г.
р/п Дрожжино
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Цель: развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
- Закрепить знания детей о куклах-оберегах.
- Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.
- Расширять словарный запас по теме «Обереги».
- Развивать связную речь.
- Совершенствовать навык составления слов.
- Воспитывать ценностное отношение к истории народа.
- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества.
Оборудование: куклы – обереги (Крупеничка, Кубышка – травница, Пеленашка, Кукла – кашка, День – ночь, Колокольчик)
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, какой красивый предмет появился у нас в группе? Что это? Правильно, это сундук. А хотите посмотреть, что там внутри? (Да).
-Сундучок откроется, если вы решите кроссворд.
2. Решение кроссворда.
Дети отгадывают загадки, воспитатель вписывает в кроссворд и читает ключевое слово КУКЛЫ.
1. Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять. (Клубок)
2. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха)
3. Летит - воет, сядет – землю роет. (Жук)
4. Светит, но не греет. (Луна)
5. Кто без ног ходит? (Часы)
3. Рассказ воспитателя.
Воспитатель:
- Догадались, что в нашем сундучке? (Куклы). А какие бывают куклы? (Деревянные, пластмассовые, резиновые, тряпичные, фарфоровые, бумажные). К вам сегодня пришли особенные куклы.
- Мы знаем, что кукла не рождается сама: ее создает человек. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
(Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом).
- Значит в гости к нам пришли куклы-обереги. Мы будем сегодня играть в куклы и нас ждет удивительно увлекательная работа. Я постараюсь сделать так, чтобы вам было интересно.
4. Рассматривание кукол, рассказы о куклах – оберегах.
- Ребята, встречайте первую куклу. (Воспитатель достает куклу из сундучка). Эта кукла называется Зернушка. Делали ее после сбора урожая. В основе этой куклы мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
- Зернушка приготовила для вас игру .
Игра «Отгадай пословицу по двум словам».
(Ребенок должен добавить недостающие слова и сказать пословицу целиком).
- Углами – пирогами (Не красна изба углами, а красна пирог ами).
- Вместе – на месте (Вся семья вместе, так и душа на месте).
- Летом – зимой (Готовь сани летом, а телегу зимой).
- Калачи – на печи (Хочешь есть калачи – не сиди на печи).
- Родится – пригодится (Что в поле родиться, все в доме пригодиться).
- Хорошо – лучше (В гостях хорошо, а дома лучше).
Воспитатель достает следующую куклу. Это « Кубышка – травница». Делали ее из лекарственных трав. Она предназначалась для оберегания домашних от болезней.
Какое задание приготовила эта куколка?
Игра «Определи первый и последний звук в словах». ( Воспитатель называет слова, а дети определяют первый и последний звук).
Воспитатель достает из сундучка « Куклу – кашку». Рассказывает о том, что она делалась для девочки, когда она помогала маме по хозяйству.
Игра «Придумай слово». (Воспитатель говорит начало слова. А дети должны придумать конец).
Воспитатель достает следующую куклу.
-А что это за куклы, связанные между собой?
- Это куклы «День – ночь». Они обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днем выставляют светлую куклу, а вечером – темную. Куколка «День» - оберегает день, чтобы не зря прошел, а ночь – следит, чтобы все успокоились и легли спать.
Проводится игра «День – ночь».
(Включается запись с плачущим ребенком, в кроватке лежит пупс).
- Слышите, кто-то плачет? Это плачет ребенок.
- В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу – оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница - бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
- Как еще можно успокоить маленького? (Покормить, покачать, спеть колыбельную).
-А вы знаете колыбельные песни? Успокойте малыша. (Девочки поют колыбельную песенку).
-Успокоился наш малыш. Стал веселым и радостным.
Достается куколка «Колокольчик».
-Эта кукла «Колокольчик». Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
-На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры. Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина».
В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
- Долгая, Арина,
Встань выше овина.
Рученьки сложи,
Чье имя - укажи.
Дети останавливаются, Арина идет по кругу и поет:
- Вдоль по караваю
Я иду, гуляю,
Вдоль по караваю
Кого найду, узнаю. (Арина подходит к детям и пытается угадать имя).
Воспитатель предлагает детям рассказать, с какими куклами они сегодня познакомились и что о них узнали. Ребенок выбирает куклу и составляет о ней рассказ, описывая ее.
Воспитатель напоминает о правилах создания кукол – оберегов. Обереги делаются только по доброй воле и с добрыми мыслями, для доброго человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему :"Ждем гостей."
интересно...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"
Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...