Занятие - развлечение по развитию речи "В гостях у бабушки Забавушки"
план-конспект занятия по развитию речи

Фомина Вера Николаевна

Цель занятия: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством малых форм устного народного творчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие-развлечение по развитию речи  «В гостях у бабушки Забавушки».

Провела воспитатель Фомина В. Н.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством малых форм устного народного творчества.

Задачи:1.  Знакомить детей с малыми формами русского фольклора: песенками, потешками, прибаутками, народными играми, сказками.

2. Вызвать у детей эмоциональный отклик от соприкосновения с устным народным творчеством, желание использовать его в самостоятельной творческой деятельности и повседневной жизни.

3. Воспитывать патриотические чувства, интерес и уважение к народным традициям и народной культуре через произведения малых фольклорных жанров.

Предварительная работа:Чтение и заучивание потешек, песенок, закличек, сказок.

Выставки книг, рассматривание иллюстраций по теме русского народного творчества.Толкование значения непонятных слов.

Материал: костюм  для Бабушки Забавушки, для девочек – косынки, народные сарафаны; для мальчиков рубашки- косоворотки,  пазлы по сказкам.

Для оформления зала: Макет деревенской избы, лавочки, стол накрытый скатертью, на нем самовар с чайником, глиняная посуда, баранки.

Ход развлечения.

Дети под народную мелодию входят в музыкальный зал,  оформленный в русском народном стиле,  и становятся полукругом. Воспитатель в костюме Бабушки  Забавушки встречает детей.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте, гости желанные! Желанному гостю всегда рады! А ещё чему мы, просыпаясь, радуемся?

Дети: Солнышку!

Воспитатель: Давайте его поприветствуем. А помогут нам в этом наши пальчики.

- Здравствуй, солнце золотое! (Дети загибают большой палец)

- Здравствуй, небо голубое! (загибают указательный палец)

- Здравствуй, вольный ветерок! (загибают средний палец)

- Здравствуй, маленький дубок! (загибают безымянный палец)

- Мы живём в родном краю! (Сгибают и разгибают мизинец)

- Всех я вас приветствую! (Разводят руки в стороны)

Воспитатель: Какое замечательное приветствие! Ребята, а у меня для вас сюрприз:  я приглашаю вас сегодня вместе со мной совершить путешествие в страну, где живут потешки, прибаутки, считалки,  дразнилки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки. А кто их сочинил?

Дети. Народ.

Воспитатель. Да правильно ребята. Ну что поехали! У нас и лошадки есть. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. А чтобы наши лошади помчались,   нужно сказать волшебные слова (дети держат в руках воображаемые вожжи. Цокают языком, имитируя цоканье копыт лошади и проговаривают слова):

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Забавушке

В гости на  оладушки.

Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! Эта остановка называется Потешкино.

А что же такое потешки?

Дети. Смешные стихи

  1. « Чи-чики-чикалочки-            

 Едет Ваня на палочке.            

   Сашенька в тележке                

   Щёлкает орешки».                  

   2.  «Ехали, мы ехали

В город за орехами

По кочкам, по кочкам

По маленьким лесочкам!

В ямку бух,

Раздавили сорок мух».

3.Из-за леса из-за гор

Едет дядюшка Егор.

Сам на лошадке в красной шапке.

Жена на барабане в красном сарафане.

Дети на телятках, Внуки на козлятках.

4.Петушок, петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

5. Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся

Коту в лапы не даются.

6.Чепуха, чепуха.

Это просто враки,

Куры съели петуха,

Сказали, что собаки.

7.По реке плывёт корова,

Обгоняет пароход,

На рогах сидит ворона

И соломинкой гребёт.

8. -Ваня, Ваня, где ты был?

Куда, Ванечка, ходил?

-Я ходил в лесочек.

-Что видал?

-Пенёчек. Под пенёчком грибок! Хвать, да в кузовок!

9. Стучит, бренчит по улице

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

Воспитатель. Ну что поехали дальше?

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Забавушке

В гости на  оладушки.

Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! А, эта остановка называется Загадкино.

Присядем, отдохнём. А я вам загадки загадаю. А вы знаете, что такое загадки и для чего их сочиняли?

Дети. Загадки  сочиняли для того, чтобы научить людей сообразительности, наблюдательности. Некоторые загадки звучат как стихи, некоторые выглядят как рисунки.

Воспитатель. Слушайте внимательно мои загадки.

1.Я раскрываю почки  в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения  полна. Зовут меня…  (Весна)

2.Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,  что за месяц это? ...  (Май)

3.Оно весною светит ярко, но греет ласково, не жарко.

За горизонтом спит ночами,  а утром будит нас лучами… (солнце)

4.Белые горошки на зелёной ножке …(Ландыши)

5.На высокой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар…(Одуванчик).

Воспитатель. Как здорово, ребята, всё- то вы знаете! Отдохнули? Ну что поехали дальше?

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Забавушке

В гости на  оладушки.

А, эта остановка называется Скороговорная.

А вот скороговорки нужно повторять чётко и быстро.

      1.Ехал Грека через реку.

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку-

Рак за руку Греку цап.

2.Крошка кошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

Давайте с вами вместе, дети, повторим скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Молодцы, у вас хорошо получается.

Воспитатель.Ну что поехали дальше?

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Забавушке

В гости на  оладушки.

Тпру, стой, лошадка! Ребята, это остановка называется Сказочная.

В зал вбегает Баба Яга на метле под музыку.

Баба Яга. Явились гости  долгожданные,  незваные, желанные.  Какие наряженные, розовенькие,  вкусненькие. Как здесь много детей. Знаете кто я?

Дети. Баба Яга.

Баба Яга. Как удачно я приземлилась. Сейчас я вас  напугаю.

Ведущий. Баба Яга, а мы тебя не боимся.

Дети. Бабка – Ёжка,

Костяная ножка.

В лес ходила,

Дрова носила,

Печку топила,

Кашу варила,

А потом и нас ловила.

    Дети убегают от Бабы Яги и садятся на стулья, а Баба Яга старается кого-нибудь поймать.

                          Баба Яга садится на стул и плачет.

Баба Яга.Старая стала, устала и никого не поймала.

Ведущий.Баба Яга, давай с тобой мириться.

МИРИЛКА. Мирись, мирись и больше не дерись.

А если будешь драться, я буду кусаться.

А кусаться нипочём, буду драться кирпичом.

А кирпич ломается, дружба начинается.

Баба Яга.Ну,  тогда гостям я рада.

Я люблю таких друзей.

Будет чем вам отличиться.

Порезвиться веселей!

Я живу в сказках. В сказке могут происходить разные необыкновенные чудеса. Животные и птицы могут разговаривать как люди и друг друга понимать. Как вы думаете, дети, а в жизни может такое быть? Конечно, нет. Кто же сочиняет сказки? Может её сочинить один человек-сказочник, писатель, а может много, и тогда сказка называется народной.  В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается. Дети, а какие вы знаете сказки?

1.Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку эту знаешь ведь!

Кто же это был?  (Медведь)

2.Что   за домик на опушке?

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик (Теремок)

3.Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь да собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(Репка)

4.Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок.

Это сказка (Колобок)

5.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети?  (Семеро козлят)

Молодцы, много сказок вы знаете. А сейчас  мы посмотрим, кто быстрее соберёт пазлы со сказками.

Воспитатель. Ну что поехали дальше?

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Забавушке

В гости на  оладушки.

 Тпру, стой, лошадка! Ребята, это остановка называется  Игралкино, как вы думаете, что здесь делают? Да, правильно, конечно играют! Давайте остановимся, отдохнем, да в игру русскую народную поиграем.

Игра «Пирожок». Вот только для этой игры нам нужно выбрать «пирожка», а поможет нам в этом считалка. Будем мы сейчас играть, пирожка выбирать.

Один ребенок с помощью считалки выбирает водящего.

За стеклянными дверями,

Стоит Мишка с пирогами.

-Здравствуй, Мишенька, дружок.

Сколько стоит пирожок?

-Пирожок –то стоит три,

А водить –то будешь ты!

Водящий. Я иду, иду, иду, пирожок ищу. Где мой пирожок? Полезай ко мне в роток!

(Останавливается возле ребёнка, который становится «пирожком»).

Пирожок. Я,  горячий пирожок,  ты поймай меня, дружок!

(Водящий отходит от пирожка, продолжает идти по кругу)

Дети. Раз, два, три! Беги!

(Пирожок  убегает,  водящий старается его догнать.  Если поймает,  то  пирожок становится  водящим).

Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? И мне понравилось, но,  к сожалению,   нам пора прощаться. Но попрощаемся не просто, а так как мы умеем, с помощью потешки:

«Расставаясь на прощанье

Всем мы скажем - до свиданья!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у бабушки"

Конспект занятия по познавательному развитию "В гостях у бабушки"...

Игровое занятие по развитию речи "Чудесный мешочек бабушки-забавушки"

Игровое занятие позволяет:отрабатывать правильное произношение звуков в словах; учить произносить слова отчетливо; верно называть показанные игрушки;узнавать игрушку, опираясь на слова воспитателя, ра...

Занятие по познавательному развитию "В гости к бабушке"

Занятие для детей младшего дошкольного возраста "В гости к бабушке"Задачи:-       Формировать у детей представление о домашних животных, о том какую пользу они ...