устное народное творчество
презентация по развитию речи на тему
устное народное творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_prilozhenie_2.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Русские люди передавали слова песен, сказки, народные игры, из уст в уста, от родителей к детям. К жанрам русского устного народного творчества относятся - песни, - былины, - сказки, - загадки, - легенды, - пословицы и поговорки. Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.
У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство - его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек . ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения. Виды песен: исторические, обрядовые, плясовые, лирические. В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В песнях отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. Потешки представляют собой короткие строки в стихотворной форме, которые сопровождают ребенка в любом его действии, например, во время пробуждения, умывания, кормления и одевания на прогулку. Потешки, как правило, носят характер ритуалов, необходимых каждому ребенку. Прибаутки - это также небольшие стихотворения, описывающие смешные и нелепые ситуации, которые сопровождены игрой слов и различными шутками. Прибаутка - это законченный короткий рассказ с динамичным сюжетом.
«Два весёлых гуся», дети с воспитателем выполняют движения
На лошадке ехали, в огород заехали (легкие приседания, руки вытянуты - "держат вожжи") Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопки: два коротких, один длинный) На машине ехали, до угла доехали. (повороты руками, которые будто держат руль) Би-би-би ! Би-би-би ! (большими пальцами надавить "сигнал") Паровозом ехали, до горы доехали. (рука сжата в кулаке вверху. движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.) У-у! (широкое движение рукой сверху вниз Ой, лады, лады, (показать ладошки, покрутить кистями рук вверх-вниз) Не боимся мы воды, (притопнуть одной ногой) Чисто умываемся, (совершать плавные круговые движения руками около лица, не дотрагиваясь до него) Маме улыбаемся. (руки широко развести и улыбнуться)
БЫЛИНА (термин ввёл в 19 веке И.П. Сахаров) - героическая песня эпического характера. Возникла в 9 веке как выражение исторического сознания русского народа. Главные герои былин - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович , а также великан Святогор , купец Садко, буян Василий Буслаев и другие. Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик , дать огуречик . В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова. Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми). Заклички , а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.
Заклинают весну и солнце: Весна-красна ! Что принесла? Теплое летечко , Грибы в берестечко , Ягоды в лукошко, Открывай окошко! *** Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Когда нет дождя или идет небольшой дождик, обычно хором поют, закликая дождь: Уж дождь-дождем , Мы давно тебя ждем: С чистой водицей, С шелковой травицей , С лазоревым цветом, С теплым летом! *** Дождик, дождик, Сварю тебе борщик , Поставлю на дубочке В зеленом горшочке. Не шатайся, дубок, Не пролейся, горшок! Морозушка-Мороз Морозушка-Мороз ! Не тяни домой за нос, Не стучи, не балуй, Иди окна разрисуй! Месяц-дружок Месяц-дружок, Золотой рожок, Выйди на дорожку, Посвети немножко! Вот такая маленькая, но смешная закличка : Улита, улита, Высуни рога! Дам, тебе, улита, Пирога!
Былины следует отличать от СКАЗОК - произведений, основанных на вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные (с участием фантастических сил, с добыванием чудесных предметов и т.п.) и бытовые, в которых изображены обычные люди - крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы - в обыденной обстановке. Сказка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.
Гуси-Лебеди - Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? - Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. - Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: - Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: - Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: - Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду . Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает: - Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: - Пряду, бабушка...
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала: - Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!.. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди. - Речка, матушка, спрячь меня! - Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня... - Яблоня, матушка, спрячь меня! - Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: - Печка, матушка, спрячь меня! - Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.
Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
ПОСЛОВИЦА - краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами и аллитерациями. ("Что посеешь, то и пожнёшь", "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", "Каков поп, таков и приход", "Не коасна изба углами, а красна пирогами" и т.д.). ПОГОВОРКА - образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания ("Семь пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку").
Поскорее подрастай да к работе поспевай Собирай по ягодке, - наберёшь кузовок Хочется есть, да не хочется лезть Хочешь есть калачи - не сиди на печи Поспешишь - людей насмешишь Скучен день до вечера, коли делать нечего Чтобы рыбку съесть, - надо в воду влезть
ЗАГАДКА - иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой. ("Висит груша - нельзя скушать", "Без рук, без ног, а ворота отворяет", "Сидит девица в темнице, а коса на улице" и т.д.).
1. По горам, по долам ходит шуба да кафтан ? 2. Весь свет одевает, сама одежды не знает.? 3. Еду, еду – нету следу? 4. Без рук, без топоренка , построена избенка.? 5. Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает.? 6. На лице она цветёт – И от радости растёт.? 7. Когда одна другой касается – Хлопок получается?
8. Не лает, не кусает. А в дом не пускает? 9. Бежала — шумела, Заснула — заблестела? 10. Белым цветёт, Зелёным висит, Красным падает? 11. зимой и летом одним цветом? 12. Ползун ползет, иголки везет?
- Как все это народное творчество называют одним словом? Это слово – фольклор. Фольклор – это народная мудрость. - Почему потешки, сказки называют народными? Автором потешек является народ - Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками ? Детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»
Моя работа, о развитие компонентов устной речи у детей с помощью устного народного творчества....
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...
"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...