ООД по развитию речи в старшей группе "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
ООД по развитию речи в старшей группе "Путешествие в осенний лес" с использованием мнемотехники
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 14
Провела: Жиганова З.З.
г. Благовещенск, 2014 г.
Тема: Путешествие в осенний лес.
Интегративные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».
Интегративные цели:
- образовательные: активизировать словарь по лексической теме «Осень», закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине и учить стихотворение А. Плещееева «Осень», используя мнемотаблицу; учить склонять имена прилагательные и имена существительные, закреплять умение строить связные высказывания; закреплять умение аккуратно работать красками и кистью;
- развивающие: продолжать развивать мелкую моторику рук, развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь, мышление, воображение, память;
- воспитательные: воспитывать такие нравственные качества как гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю; способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Словарная работа: золотая, ранняя, поздняя, осенний, осенняя, осеннее, листопад, озимь, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Оборудование: презентация в формате PowerPоint, письмо с приглашением, зонт, корзина, листья дуба, березы, клена, рябины, осины, письмо для составления рассказа, конверт с игрой, листок со стихотворением, мнемотаблицы, мяч, ноутбук, проектор, игрушечный проектор - сканер, зеркала на каждого ребенка, картины об осени, аудиозапись музыки Бетховена «К Элизе», П.И. Чайковского «Времена года. Осень», муз. центр, плакат со стволом дерева, штампы листьев, акварельные краски, кисти, непроливайки, салфетки, клеенки на каждого ребенка, слайд–анимация Лесовичок.
Алгоритм проведения
1.Организационный момент.
-Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
+ Здравствуйте!
Собрались ребята в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Мы улыбнёмся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Улыбнулись? Молодцы!
2. Беседа об осени.
- Ребята, посмотрите, что это?
-Это письмо от Лесовичка. Давайте мы его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам старичок- Лесовичок. Мне сорока принесла на хвосте, что вы умные и дружные ребята. Мне очень захотелось в этом убедиться. Приглашаю вас в гости. До скорой встречи! Ваш друг Лесовичок»
- Ребята, а на чем можно путешествовать? (на поезде, на машине, на самолете и т.д.)
- Мы сегодня отправимся в путешествие с помощью волшебного зонта. Отправляемся в путь!
-1,2,3 Волшебный зонт нам дорогу покажи!
Звучит музыка осеннего леса.
- Посмотрите, куда нас перенес волшебный зонт. Что это за листья?
- В какое время года падают листья? (Осенью)
- Значит, мы с вами попали в осенний лес нашего родного края.
- Вот и сам Лесовичок нас встречает (слайд)
- Ребята, какая бывает осень? (ранняя, середина осени - золотая, поздняя)
- А сейчас у нас какая осень? (поздняя)
- Верно, сейчас у нас поздняя осень, зима к нам торопится, уже снег лежит, но в лесу у старичка - Лесовичка все еще золотая осень.
- А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Сейчас у нас какой месяц? (октябрь)
3. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, посмотрите, здесь какая-то корзина. Наверное, Лесовичок нам оставил его.
Здесь есть зеркала. Наверное, Лесовичок хочет проверить знаем ли мы упражнения для языка и губ.
- «Мишка зевает». Медведь готовится к спячке. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
- «Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый язык вправо и влево так. Чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и зубы при этом неподвижны.
- «Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
- «Белочка грызет орешки». Улыбнуться и постучать зубами.
- «Почистим зубки». Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас почистим зубки. Почистить языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
- «Очень вкусная брусника». В лесу очень много брусники. Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.
- «Улыбка». Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
4. Работа над чистоговоркой.
- А сейчас повторите за мной чистоговорки:
Ист-ист-ист – вот осенний лист (слайд)
Ес-ес-ес – вот у нас осенний лес (слайд)
Стой-стой – этот лес густой
5. Развитие физиологического дыхания.
Ши-ши-ши – свежим воздухом дыши
Шу-шу-шу – никуда я не спешу
- Ребята, мы справились с заданием Лесовичка, посмотрите, он нам улыбается (слайд)
6. Игра «Закончи предложение».
- Здесь, ребята, какое-то письмо. Ой, да здесь не все понятно. Лесовичок заменил некоторые слова картинками и вам, ребята, придется догадаться, о чем там было написано. У меня есть такой чудесный проектор – я к нему приложу письмо и мы его увидим на большом экране. Что же тут интересно написано.
«На смену лету пришла (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч). Деревья надели (разноцветный наряд). Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем (опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром). Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам). Птицы собираются (в стаи) и улетают (в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права».
- Лесовичок доволен тем, что смогли прочитать это письмо (слайд)
7. Составление рассказа по мнемотаблице.
- Ребята, в корзине что-то еще есть. Но что вы узнаете, если отгадаете загадку:
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют (Листья)
- Верно – это листья и в корзине лежат листья. Наверное, Лесовичок хочет, чтобы мы угадали с какого дерева листок.
-Какой это лист? (березовый, осиновый, дубовый, кленовый, рябиновый).
- Тут, ребята, еще какие-то картины (мнемотаблица). Сейчас я приложу эти картины к проектору, мы их рассмотрим и составим маленький рассказ об осени: Наступила осень. Солнце прячется за тучи. Часто идут дожди. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края.
- Ребята, в корзине есть еще конверт. Ой, да здесь игр «Подбери слова».
- Сейчас мы поиграем в эту игру. Я вам буду говорить слова, а вы мне отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осенний»
- Небо какое?
- Ветер какой?
- Солнце какое?
- Цветок какой?
- Погода какая?
- Старичок-Лесовичок доволен тем, как мы справились с заданием (слайд)
7. Физминутка «Мы листики осенние» под музыку Бетховена «К Элизе».
-А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (листопад)
- Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер- полетели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
Все листочки вверх поднял!
Закружились, полетели
и на землю тихо сели…
8. Разучивание стихотворения «Осень» А. Плещеева.
- Ребята, посмотрите, здесь есть еще картины и стихотворение. Стихотворение называется «Осень». Написал его Алексей Плещеев.
- Сейчас вы его внимательно прослушайте и подумайте над вопросом:
- О чем это стихотворение?
- Итак, слушаем (чтение под музыку»Осенняя мелодия»).
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах
Только зеленеет
Озимь на поля.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
- О чем это стихотворение? (об осени)
- А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его читала? (грустно, печально)
- А чтобы его было легче учить, нам помогут картинки. Я буду читать стихотворение, а вы мне поможете подобрать картинки к каждой строчке (совместное составление мнемотаблицы).
- Ребята, кто понимает, что означает «и глядят уныло голые кусты»? (деревья печальные, потому что опали листья)
- А что такое «озимь»? (поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей)
- Повторите это слово (хором, по - одному). Молодцы!
- А сейчас я прочитаю стихотворение с опорой на схему.
- Теперь все вместе повторим стихотворение, глядя на картинки.
- Сейчас стихотворение с опорой на картинки расскажет … ( 2 ребенка).
9. Приметы и явления осени.
- В корзине есть еще мяч. Давайте мы с ним поиграем и порадуем Лесовичка нашими знаниями об осенних приметах и поиграем в игру «Да – нет».
-Осенью растут грибы?
-Тучки солнце закрывают?
-Колючий ветер прилетает?
-Туманы осенью плывут?
-Ну а птицы гнезда вьют?
-Урожай все собирают?
-Птичьи стаи улетают?
-Часто-часто льют дожди?
-Достаем ли сапоги?
-Солнце светит очень жарко?
-Можно детям загорать?
-Ну а что же надо делать-
-Куртки, шапки надевать?
- Вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Он нами доволен (слайд)
10. Игра – рефлексия: коллективное рисование.
- Ребята, мы с вами выполнили все задания Лесовичка. Но ведь с пустыми руками не ходят в гости. Давайте оставим на память Лесовичку красивое осеннее дерево. Если на занятии вы узнали для себя что-то новое, интересное, то сделаем отпечаток листика желтым или оранжевым цветом, если вам было скучно и неинтересно, то коричневым цветом. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
11. Пальчиковая гимнастика.
- Осенью все любят собирать листья. Давайте, мы с вами тоже соберем осенний букет .
1,2,3,4,5 будем листья собирать,
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем
И букет осенний в группу принесем!
12. Выполнение детьми коллективного рисунка.
- Вот какое замечательное дерево у нас получилось! Наш подарок Лесовичку очень понравился, он говорит нам спасибо! Этот рисунок мы с вами отправим по почте, когда выйдем на прогулку.
- Давайте попрощаемся с Лесовичком и вернемся в детский сад. До свидания, Лесовичок!
-1,2,3! Волшебный зонт нас в садик верни!
12. Итог.
- Вот и закончилось наше путешествие.
- Какие задания мы выполняли во время путешествия?
-Называли осенние приметы, листья.
-Выполняли пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, физминутку
-Составляли рассказ по мнемотаблице
- Учили стихотворение по мнемотаблице.
- Что нового для себя узнали?
- Что такое слово «озимь»?
- Какие вы молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали, выполняли задания Лесовичка!
- Спасибо гостям! Давайте попрощаемся с ними! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»
Целью занятия является: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную ре...
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая» Выполнила: Сафина Юлдуз Фаритовна воспитатель
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Выполнила: Сафина Юлдуз ФаритовнавоспитательМамадыш, 2012 год Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательное...
Конспект по развитию речи в старшей группе «Золотая осень»
Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Золотая осень»...
Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Осень"
Обобщить знания детей по теме: “Осень”....
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме "Осень золотая"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай.
Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени....