Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Харченко Наталия Николаевна

Обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_respublika_gotovo.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

1. Образовательные:

Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Осень».

Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.

Формировать умения составлять предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.

2. Развивающие:

Развивать интонационную сторону речи.

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Формировать навыки звуко-буквенного анализа.

3. Воспитательные:

Расширять эмоционально-волевую сферу детей.

создать чувства группового единства.

Воспитывать интерес к природе, творческую активность.

Ребята, посмотрите, сколько в вашем зале гостей. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной. Пальчиковая гимнастика

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку!

- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ!

И, наверно, не пойдёт в аптеку, а здоровым будет много лет.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

 В путешествие большое

 Мы отправимся сейчас.

Скажите дети, а на чём мы можем отправиться в путешествие? (машине, самолёте).

А я предлагаю пойти пешком, это укрепит  наше здоровье.

Послушайте стихотворение и отгадайте к кому мы отправимся в гости:

Несу я урожаи.

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю.

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елок….

Кт я?.. (Осень)

Как хорошо в осеннем лесу. Ребята, а разве этот лес похож на осенний? Посмотрите, что в нем не так? (рассматриваем и подбираем слова признаки)

Трава какая? (зеленая, яркая, сочная ….), а осенью трава какая? (желтая, сухая, жухлая ….)  

Солнце какое? (яркое, жаркое, веселое….), а осенью (Бледное, не яркое, грустное…)  Облака какие летом? (голубые, воздушные, пушистые), а осенние облака какие?(хмурые, серые) из таких облаков идут моросящие холодные дожди.

(На полу лежит конверт)

Посмотрите, здесь письмо! Для ребят из детского сада, от осени.

"Здравствуйте, дети, вот и пришёл мой черёд вступить в свои права, но лето не даёт мне это сделать.  Для того чтобы помочь мне, вы должны выполнить задания."

Воспитатель. Мы преодолеем все препятствия и поможем осени! Согласны? Тогда в добрый путь!

Задание 1. Игра «Подбери признаки»

-Осенью холодно, значит осень какая? Холодная.

-Осенью часто идет дождь, значит осень, какая? Дождливая.

-Осенью небо хмурое, значит осень, какая? Хмурая.

-Осенью собирают богатый урожай, значит осень, какая? Богатая.

-Осенью бывает печально, значит осень какая? Печальная.

- Осенью деревья одеты в золотой наряд, значит осень, какая? Золотая.

Задание 2. Игра с мячом «Назови ласково»

Гриб- грибок, грибочек, ягода- ягодка

 Дерево- деревце куст- кустик

 Лист- листочек солнце- солнышко

 Цветок- цветочек ветка- веточка

 Лес- лесочек трава- травка

 Дождь- дождик ветер- ветерок

 Туча- тучка

3.  Осень  приглашает вас в свой сад-огород.  В нём растёт много овощей и фруктов. Ребята, а какие овощи и фрукты вы знаете?

          Дети: Яблоки, груши, бананы, апельсины, картошка, морковь…

  Молодцы! Ребята, у осени случилось горе. Недавно по её чудесному саду пролетел злой Ветер-Колдун и разбросал весь урожай. Помогите ей, пожалуйста, его собрать!

(раздаю конверты. В них изображения разных овощей и фруктов из кусочков жёлтого картона. Дети должны собрать.)

Молодцы, ребята! А теперь пусть каждый из вас назовёт свой фрукт или овощ так: у меня жёлтый банан.

 Ветер разбросал не только урожай, но и сорвал листочки, и они падают к вам на ладошки, хотят с вами поиграть. Упражнение на дыхание «Листочки»

 Нужно набрать воздух через нос, а выдохнуть плавно через рот. Плечи поднимать не нужно.

Ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на листочки пестрые подул, подул, подул.

4. Задание

Скоро, очень скоро

Птицы улетят

И наденет деревце

Новенький наряд.

 (Висит плакат с изображением дерева)

В:- Что это ребята?

Д:- дерево.

В:- Реб. покажите и  назовите, из каких частей состоит дерево?

Д:- Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.

В:- А что не так с нашим осенним деревом?

Д:- На нём зелёные листья.

В:- реб. Мы можем подарить нашему дереву жёлтые листочки, но для этого нужно красиво и правильно повторить предложения написанные на них.

 (Д. берут листик и приклеивают на ветви дерева).

В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело осеннею листвой.

Задание 5. Пальчиковая игра «Зазываем осень»

Давайте зазовем осень, пусть уже приходит в наш лес.

Осень, осень, Приходи! (трем ладошки друг о друга)

Осень, осень, Погляди! (зажимаем кулаки по очереди)

Листья желтые кружатся,(плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь).

Ребята мы выполнили все задания

Задание 6. «Один – много»

Ребятки отгадайте загадку.

Он в голубой рубашке

Бежит по дну овражка.

Д:- ручей.

В:- Назовите ласково наш ручей.

Д:- ручеек, ручеечек.

В:- реб. давайте отдохнём у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

 К ручейку мы все спустились

 Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

Давайте мы с вами присядем возле ручейка отдохнём и насладимся последними тёплыми деньками.

Гриб-грибы

Ягода-ягоды

Туча-тучи

Дождь-дожди

7. «Ласковые, нежные слова».

 У воспитателя корзина яблок.

Осень приготовила в подарок свои дары.

-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.

Берите яблочко и называйте ласковое слово.

 Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.

Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...