Звуковая культура речи и ее значение для развития личности ребенка.
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_t.v.docx | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи и ее значение для развития личности ребенка.
Воспитание звуковой культуры – одна из задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Из учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.
Звуковая сторона речи представляет единое целое и весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием стороны речи.
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.
Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.
Для дошкольников особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звукои словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Исследователи отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».
План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...
Материал из опыта работы - мастер класс "Совершенствование звуковой культуры речи как одного из средств развития здорового ребенка"
Совершенствование ЗКР как одного из средств развития здорового ребёнка...
Игра как ведущая деятельность детей. Её значение для развития личности ребенка
Игра – важнейшее средство, формирующее и развивающее коммуникативные умения и навыки, интеллектуальный уровень, духовные и физические силы ребенка. Игра развивает речь и способность к обобщению, помог...
Сообщение на тему: «Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка»
Дать родителям представление о ЗКР, о ее значение...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....
Буклет "Спонтанная игра и ее значение для развития личности ребенка"
Воспитателю необходимо организовывать и проводить с детьми разнообразные, сюжетноролевые и прочие игры. Однако, если игровая деятельность задана извне она не может называться спонтанной игрой и тем бо...
Конструкт занятия по развитию речи. на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков «С» и «Ш» с ребенком ТНР. «Семен потерял воздушный шар» Старшая группа (5-6 лет)
Цель ребенка: закрепление навыка звукопроизношения звуков «С»-«Ш»Цель ребенка ТНР: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков &l...