Открытое занятие для родителей по развитию речи в старшей группе на тему: рассказывание по картине «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Миронова Елена Ивановна

Целью занятия является развитие речи у детей путем составления описательного рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие для родителей по развитию речи в старшей группе

Рассказывание по картине «Ежи»

Провела:

Воспитатель Миронова Елена Ивановна

Цель: развитие речи путем составления описательного рассказа.

Задачи:

  • Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных;
  • активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений;
  • учить понимать смысл образных выражений в загадках;
  • закреплять правильное произношение звуков ч и щ, учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ними, выделять эти звуки в словах.

Материал к занятию:

  1. Картина «Ежи»;
  2. предметы и игрушки: иголка, мяч, ключ, ручка, щетка, клещи, щипцы, мешочек для предметов.

Предварительная работа: чтение рассказов про животных.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите, о ком идет речь.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Еж)

- Почему вы думаете, что это еж?

Ответы детей.

Воспитатель выставляет картину «Ежи».

- Внимательно рассмотрите эту картину и ответьте на мои вопросы:

  1. Кто нарисован на этой картине?
  2. Что делает ежиха?
  3. А что ежата?
  4. Что едят ежи?
  5. Зачем им нужны иголки?
  6. Ежик – какой он?
  7. С чем можно сравнить ежа?

Ответы детей.

Воспитатель: Придумайте свой рассказ по этой картине. В своем рассказе используйте слова о еже, которые вы уже использовали (повторяет слова, которые вспомнили дети).

После нескольких рассказов воспитатель оценивает их, привлекая детей.

Воспитатель: Интересные ли получились рассказы? Что вам понравилось больше? Какие слова? Как рассказ начинался, а как закончился?

По мере ответов детей воспитатель подводит итог.

- Рассказ интересный, короткий и законченный. Теперь давайте составим рассказ командой.

Вызываются трое детей. Между собой они договариваются: кто начнет рассказ, кто продолжит, и кто закончит.

Выслушав рассказ, воспитатель обсуждает с детьми, как им было интереснее рассказывать: по одному или командой.

Физминутка

Шли по лесу три ежа (ходьба на месте)

Шли спокойно не спеша (махи руками перед собой)

Шарики колючие, шарики колючие (наклоны вперед, руки полусогнутые, кисти вверх)

Шли шуршали сучьями (выставляем вперед левую ногу)

Шли шуршали листьями (выставляем правую ногу).

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Ежик»

Что ж ты, еж, такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

(Борис Заходер)

- Чем покрыто тело ежа? (Иголками)

Да, правильно, ежик покрыт иголками, он колючий.

- Послушайте еще раз загадку про ежика.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Воспитатель: Почему сказано, что еж – недотрога?

Ответы детей: Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, так как можно уколоться, голыми руками его нельзя взять.

- Теперь послушайте еще одну загадку:

Иглы при себе носит,

А шить не умеет.

- Про кого загадка? (Про ежа)

- Почему сказано, что «шить не умеет», а в другой загадке, что «иголок очень много, а нитки ни одной?»

Ответы детей: Потому что есть иголки, которыми можно шить и вышивать.

- Какие еще есть иголки? (Для шитья)

- Послушайте еще одну загадку:

Молодичка, невеличка,

Тоненька да бела,

Весь мир одела.

Про что эта загадка? (Про иголку)

- Чем похожи иголка ежа и вот эта иголка? (показывает иголку для шитья)

Ответы детей: Они тонкие, длинные, острые

- Послушайте, что это за звуки.

Громко произносит ч и щ по очереди.

- Какой звук вы услышали сначала? А потом какой?

(Ответы детей)

- Я сейчас буду произносить то звук ч, то звук щ. Когда услышите звук ч, поднимите руки, а услышите звук щ – спрячьте руки за спину.

Воспитатель произносит звуки громко и поочередно. Дети отвечают как хором, так и индивидуально.

На столе у воспитателя лежат разные предметы и игрушки. Воспитатель поочередно показывает их, дети называют. Затем предметы и игрушки убираются в мешочек.

Проводится игра «Чудесный мешочек»

- Сейчас попробуйте узнать на ощупь, какой предмет вы нашли, и громко назвать его, а потом достать и показать всем детям.

Вызываются желающие.

- Что достал Марк? (Следит, чтобы дети четки произносили слова).

- Какой звук в этом слове – ч или щ?

Воспитатель задает вопрос по каждому предмету всей группе, так и отдельным детям.

При оставшемся времени по желанию воспитатель может предложить сгруппировать предметы, в названии которых есть звук ч, звук щ.

Итог занятия.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, что нового дети узнали о повадках ежей,  предлагает вспомнить загадку про ежа и выучить новую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание по картине "Ежи" с использованием опорных схем»

Цель данного учебного материала - помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.Формир...

Открытое занятие для педагогов по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине "Куры".

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине"Куры"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием икт.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием  икт.Программное содержание:        Помочь ...

КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...

День открытых дверей. Открытое занятие для родителей по развитию речи в старшей группе.

День открытых дверей.Открытое занятие для родителей по развитию речи в старшей группе.Цель: развивать речь, внимание, воображение у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Учить составлять пре...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения;четко проговаривать слова.Формировать умение связно, последовательно описыв...