Развитие речи детей дошкольного возраста роль окружающего мира и художественной литературы в нем
календарно-тематическое планирование по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»
Индивидуальный план повышения профессионального мастерства воспитателя
на 2017-2022 гг.
на тему:
«Развитие речи детей дошкольного возраста роль окружающего мира и художественной литературы в нем».
Воспитатель: Галимова Г.Р.
1. Цель : Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений художественной литературы, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе художественной детской литературы.
2. Задачи : Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности .Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
3. Актуальность темы : Возраст от 3 до 7 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества татарского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Индивидуальный план на 2017-2018 уч. г.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь |
| Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь-Ноябрь | Дидактические и словесные игры. | Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп». |
Декабрь-Январь | Работа по составлению (придумывание) загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка) |
Март-Апрель | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказки: «Колобок» (с использованием пальчикового и настольного театра), «Заячья дочь» (игра детей) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Практический показ (театральная неделя) |
Сентябрь- Май | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Презентация |
Индивидуальный план на 2018-2019 уч. г.
месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь |
| ||
Октябрь | Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» |
| Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»
|
Ноябрь | Создание картотеки потешек, колыбельных для работы с детьми. | Применять потешки в режимных моментах. | Создание библиотеки красочных книг с потешками с колыбельными для детей. |
Декабрь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) | Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы» |
Январь | Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Чтение детям татарских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. | Консультация: «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ» Создание библиотеки красочных книг с татаскими народными сказками. |
Февраль | Изучение темы: | Настольно – печатные игры по разным народным сказкам (разрезные картинки, лото) | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
|
Март | Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка» | Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» |
Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам |
Апрель | Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры) Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» |
Май | Самоанализ индивидуального плана. | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании |
Индивидуальный план на 2019-2020 уч. г.
| Рассказывание детям | Чтение | Заучивание наизусть |
Сентябрь | Т. Н. сказка « Заячья дочка» | Эстонская н. сказка «Каждый своё получил» | песенка «Зайчики» Пословицы о труде |
Октябрь | Мордовская сказка «Как собака друга искала» | Р. н. сказка «Смоляной бычок» | Литовская н. песенка «Гречку мыли» поговорки |
Ноябрь | Р.н. сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» | Тат.нар.ск. «Кому подарок» | скороговорки, Прибаутки.
|
Декабрь | Т.Н.Сказка «Лиса и журавль» | Просмотр мультфильма По стихам Тукая | Т.Н. потешка Загадывание загадок о зиме. |
Январь | Т.Н. сказка «Хитрая лиса» | По стихам Тукая «Акбай» | Песня на тат. языке « Моя собачка» |
Февраль | Украинская сказка «Рукавичка» | Стихи М.Джалиля | Тат. песни для детей «Счастливого пути» |
Март | Ненецкая сказка « Кукушка » | Драматизация р. н. сказки «Лиса заяц и петух» | Т. н. закличка «Иди весна, Иди красна!» |
Апрель | Сказка братьев Гримм «Заяц и Ёж» | Прослушивание музыкальной аудио записи сказки «Су анасы» | Т.Н. дразнилки |
Май | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | Р.Н. сказка «Лиса и кувшин» | Т.Н. игры «Молчанка» «Холодно-горячо» |
Индивидуальный план на 2020-2021 уч. г.
| Рассказывание детям | Чтение | Заучивание наизусть |
Сентябрь | Т.н сказка « Умный солдат» | Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» | Т. н. скороговорки |
Октябрь | Т.н. сказка «Шумбай» | Латышская сказка «Морская невеста» | Т.н. потешки и небылицы |
Ноябрь | Японская сказка «Ивовый росток» | Т.н. сказка «Три невестки» | Шотландская песенка «Селянин» |
Декабрь | Р.н. сказка «По щучьему велению» | С Маршак «Двенадцать месяцев» | Т.Н.игра «Гори, гори ясно» |
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказки: «Волшебство» | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Практический показ на новогоднем утреннике | |
Январь | Р.Н. сказка «Мороз Иванович» | Р. Н. сказка «Два Мороза» | Новогодние песни |
Февраль | Т.н. сказка «Три дочери» | Туркменская сказка «Голубая птица» | Т.Н. небылицы и дразнилки |
Март | Т.н. сказка «Белая змея» | С Аксаков «Аленький цветочек» | Т. н. закличка «Солнышко, солнышко |
Апрель | Т.Н. сказки По выбору детей | Прослушивание музыкальной аудио записи «Волк и семеро козлят» | Татарская народная песенка |
Май | Т.н. сказка «Волшебная шапка» | Р.Н. сказка «Золотой гвоздь» | Разучивание считалок |
Индивидуальный план на 2021-2022 уч. г.
Раздел плана | сроки | Форма | Практический выход |
1.Работа с детьми | В течении года | Мониторинг | Проведение итогового мониторинга |
сентябрь | «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» | Изучение методической литературы. Подбор материала. | |
октябрь | Применять потешки в режимных моментах | Создание картотеки потешек для работы с детьми | |
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказки: «Колобок» (на новый лад). | Практический показ на Осеннем празднике. | ||
ноябрь | Дидактические, настольно – печатные игры по мотивам потешек | Изучение темы « настольно – печатные игры по татарским народным сказкам» | |
январь | «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | |
февраль | «Из какой сказки герой», «Угадай сказку» | Изготовление картотеки русских народных сказок | |
март | Учить детей обыгрывать знакомые сказки | Изучение темы: « Театрализованные игры как средства развития речи детей» | |
апрель | Роль фольклора в развитии детей | Заучивание и проговаривание потешек | |
май | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации) | Самоанализ индивидуального плана |
Работа с родителями :
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).
— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку « Потешки, песенки»
Список литературы:
1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.
3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,
Академия Холдинг. 2001 г.
5.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г
6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.
7.«Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,
8.Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.
9.Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.
10.Загоруля Г. Аг. Мазурик Ar M. «Путешествие в мир
фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г
13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.
№4, 1984г.
15.ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.
17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №
8, 1999г.
18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.
19.Галанов А.С. Считалки –М., 2004г.
20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...
Статья по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой»
Развитие речи у дошкольников....
Доклад для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. Маршак...
Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой
laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...
Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой
laquo;Литературе так же нужныталантливые читатели,как и писатели»С. Я. МаршакКаждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет о...