Статья "Крокирование как метод развития речи дошкольника"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
В данной статье рассмотрен один из приемов мнемотехники - Крокирование. Крокирование - метод рисуночного письма, который можно использовать при работе с дошкольниками для заучивания стихов. для пересказа текстов. Данный прием развивает логику, образное мышление детей. память. восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_krokirovanie.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Крокирование как метод развития речи дошкольника
воспитатель ГБДОУ детский сад №6 ВО
БЕМ О.А.
Важнейшим условием всестороннего и полноценного развития детей является хорошая речь.При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, его возможности в познании окружающей действительности становятся шире, содержательнее и полноценнее становятся отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.
Но в настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детей существует множество проблем:
- несформированность грамматического строя речи
- недостаточный словарный запас
- бедная диалогическая речь
- неспособность составить описательный рассказ, пересказать текст
- плохая дикция
- отсутствие логического обоснования своих утверждений
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память, запоминание в основном носит непроизвольный характер. Запоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка.
Дети легче запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Для облегчения процесса запоминания и увеличения объема памяти я в своей педагогической деятельности использую приемы мнемотехники.
Существует шесть основных методов мнемотехники:
- Крокирование ( рисуночное письмо)
- Эйдетизм (Образное запоминание)
- Метод ассоциативных цепочек
- Метод трансформации
- Метод Цицерона
- Метод смысловых опор
В своей деятельности в основном использую метод крокирования, когда дети рисуют кроки - схемы предметов, явлений, а потом легко восстанавливают в памяти все, что зарисовано. Так первобытные люди рисовали свои действия на скалах, в пещерах, не зная грамоты . Рисунок может быть использован для пересказа, для заучивания стихотворения, для составления рассказа.
При крокировании не так важно качество рисунка и его узнаваемость другими людьми, важно понимание самим ребенком того, что он нарисовал. Наглядный образ слова, созданный на бумаге, отображается в его памяти, вследствие чего запоминание происходит легче.
В основном стихи я зарисовываю в виде таблицы с ассоциативными изображениями предложений. Одно предложение - одна картинка. План работы со стихотворением:
-прочитать стихотворение
-показать таблицу с рисунками
- разобрать. что нарисовано на таблицах
-прочитать стихотворение еще раз
- дети читают стихотворение по картинкам самостоятельно
Со старшими дошкольниками кроки рисуем вместе. Дети предлагают свои варианты кроков, я их зарисовываю. Тогда процесс превращается в совместное творчество. И скучный процесс заучивания превращается в увлекательную интересную игру. Кроме таблиц можно использовать и карточки. Этот способ дает возможность проведения еще одной игры “Что сначала,что потом” или “Расставь карточки в нужном порядке”.
В своей практике данный метод использую и при заучивании поговорок, загадок,текстов песен к праздникам и т.д.
Метод крокирования дает возможность непроизвольного запоминания детьми той информации, которая изображена на картинках. При этом наблюдается расширение кругозора, развитие памяти, внимания, активизация словарного запаса, преодоление робости,застенчивости.
В конце учебного года беру стихотворения , выученные в течение года и прошу детей вспомнить эти стихотворения. Дети с легкостью вспоминают стихи по мнемотаблицам.
Рекомендую следующую литературу для изучения и использования методов мнемотехники в практике работы с дошкольниками:
- Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В .»Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем» М.ООО «Центр педагогического образования» 2009г.
- Т.Б.Полянская «использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010
-Ю.Козлова «Я учусь запоминать. Упражнения с пиктограммами»
Москва «Суфлер». Ростов- на – Дону «Феникс» 2013г.
- Е.А.Юзбекова «Развивающие игры в интеллектуально-творческом развитии дошкольника» М. АПК и ПРО, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.
Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников....
Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников
СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...
Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...
Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...
Активизирующее общение как метод развития речи дошкольников
В данной презентации кратко представлено описание методики А.Г. Арушановой по развитию диалогической речи дошкольников с помощью сценариев активизирующего общения. Приемы для организации сценариев акт...
Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника
Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развити...
Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»
Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...