Программа по обучению грамоте и чтению детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Иванова Наталья Богдановна

Основная цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятель­ности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87»

ПРОГРАММА        

организации платной дополнительной образовательной услуги Кружка «Грамотейка»

Составила:

Воспитатель МБДОУ №87 Иванова Наталья Богдановна.

Г.Нижнекамск 2015г.


 

Пояснительная записка.

Перспективный план по обучению грамоте и  чтению разработан для дошкольников 5- 7 лет.

Занятия по платным образовательным услугам проводятся 2 раза в неделю. Всего 67 занятий в год.        

Занятия проводятся в игровой форме, с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что ведет за собой частую смену деятельности в условиях одного игрового сеанса. Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течение недели определены в инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16, а также в санитарно-эпидимиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Продолжительность занятия - 30 минут. Диагностика проводится в конце года.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Перспективный план составлен на основе пособий Т. Р. Кислова « По дороге к азбуке», Н. С. Жукова «Букварь», Ушакова «Методика развития речи», В .В. Волина «Праздник букваря».

Основная цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей.

Задачи: а) образовательная: развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов; развитее интереса и внимания К слову, к собственной речи и речи окружающих; обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка; развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей; обучение звуко-слоговому анализу слов; развитие мелкой моторики руки.

б) воспитательная: воспитание у дошкольников основ экологического создания, ценностных ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью.

Данный материал нигде ранее не публиковался и не размещался.

№ п/п

Тема

Программное содержание

Структура

     

Октябрь

1

Слова , звуки,

буквы и предложения.

 Закрепить понятия «звуки», «буквы», «слова», «предложения». Упражнять в чётком произношении звуков, в придумывании слов с заданным звуком, в составлении предложений со словами. Развивать внимание ,память ,мышление.

1  «Что видим, что слышим», «как воет волк», «как поёт комарик» и т.д., а теперь слепим это.

2 «Придумайте слово на заданный звук»

3 Игра «буквы рассыпались»

4 Физкультминутка.

5  «Составь предложение со словом…»

6 Итог

2

А

Знакомить со звуком и буквой « А», Упражнять в четком произношении звука [А] в словах, в придумывании слов с этими звуками. Упражнять в отгадывании загадок. Развивать внимание, мелкую моторику.

  1. Знакомство со звуком [А].
  2. Определение слова с этими звуками.
  3. Придумай слова со звуком [А] в начале, в середине ,в конце слова.
  4. Отгадай загадку.
  5. Знакомство с буквой, чтение художественного слова.
  6. Физкультминутка.
  7. Работа в тетради
  8. Итог.    

3

А

 Продолжить знакомить со звуком и буквой А, Упражнять в четком произношении звука [А] в словах, в придумывании слов с этим звуком. Упражнять в определении ,пропущенных слов в стихотворной строке. Развивать внимание, мелкую моторику

 1.Закрепление звука [А].

 2.Определение слова с этими звуками.

 3.Найди картинки со словами со звуком [А] в начале, в середине  ,в конце слова.

  4. «Доскажи словечко»

  5.Физкультминутка.

  6Работа в тетради

   7.Итог.    

4

У

Знакомить со  звуком  и буквой «У». Упражнять в четком произношении звука [У]  в словах, в придумывании слов с этим звукам. Упражнять в отгадывании загадок, ребусов. Развивать внимание, мелкую моторику.

1.Знакомство со звуками  [У].

2.Определение слова с этим звуком.

3.Назови имя девочки по первым звукам слов(утка, лягушка ,ящерица).

  1. Отгадай загадку.
  2. Знакомство с буквой, чтение художественного слова.
  3. Физкультурная минутка.
  4. Работа в тетради
  5. Итог.    

5

У

Закрепить звук  и букву «У». Упражнять в четком произношении звука [У]  в словах, в придумывании слов с этим звукам. Упражнять в определении слов ,противоположных по смыслу, со звуком У. Развивать внимание, мелкую моторику.

1.Закрепить звук [У].

2.Определение слова с этим звуком.

3. 3.Найди картинки со словами со звуком [У] в начале, в середине  ,в конце слова

 4.Отгадай загадку

 5. «Скажи наоборот»

  1. Физкультминутка .
  2. Работа в тетради
  3. Итог.    

6

О

Познакомить со звуком и буквой «О».  Закрепить звуки [А], [У]. Упражнять в четком произношении звука [О] изолированно, в слогах, словах, в определении слов с этим звуком. В определении позиции звука в словах. Упражнять в чтении сочетаний пройденных букв.

  1. Закрепление [А], [У].
  2. Знакомство со звуком [О]
  3. Определение слова с этими звуками.
  4. Упражнение «Назови одним словом».
  5. Загадки «Определи местонахождение звука [О] в отгадках.
  6. Знакомство с буквой.
  7. Физкультминутка.
  8. Чтение сочетаний, слов.    

7

О

Закрепить звук и букву  « О».   Упражнять в четком произношении звука [О] изолированно, в слогах, словах, в определении слов с этим звуком. В определении позиции звука в словах. Упражнять в чтении сочетаний пройденных букв.

  1. Закрепление  [О].
  2. Определение слова с этими звуками.
  3. Упражнение «Назови одним словом».
  4. Загадки «Определи местонахождение звука [О] в отгадках.
  5. Работа в тетради.
  6. Физкультминутка.
  7. Чтение сочетаний, слов.    

8

М

Познакомить со звуком и буквой « М». Упражнять в четком произношении звука [М] изолированно, в слогах, словах, в определении слов с этим звуком, определении позиции звука в словах. Развивать мышление, мелкую моторику

1.Знакомство со звуком. Игровые

упражнения.

2.Звуковые упражнения и игры.

3.Упражнения в слоговом чтении.

4.Ребусы, загадки.

5.3накомство с буквой.

6.Пальчиковая гимнастика.

7.Работа в тетради.

8.Итог

9

М

Продолжать знакомить со звуком и буквой   «М». Упражнять в четком произношении изолированно, в слогах, в словах. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику

1 .Закрепление звука.

2.Определение мягкого или твердого звука в слогах, словах.

3.Звуковые упражнения.

4.Чтение слогов.

5.Упражнение «Придумай слово со слогом».

6.Физкультминутка.

7.Чтение слов.

8.Работа в тетради.

9.Итог

10

С

Познакомить со звуком и буквой «С». Упражнять в четком произношении звука [С], изолированно, в слогах, словах, в различении и придумывании слов со звуком  [С]. Придумывание слов на заданный звук, развивать мышление, мелкую моторику

1.Знакомство со звуком [С].

2.3вуковые упражнения.

3.Знакомство с буквой.

4.Чтение слогов.

5.Упражнение «Придумай слово на заданный звук».

6.Физкультминутка.

7.Чтение слов.

8.Работа в тетради.

9.Итог

11

С

Закрепить звук и букву « С». Упражнять в четком произношении звука [С] изолированно, в слогах, словах. Упражнять в определении мягкого и твердого звуков в слогах, словах, определении позиции звука [С] в словах. Упражнять в чтении слов и слогов. Развивать мышление и мелкую моторику

1 .Закрепление звука [С].

2.Звуковые упражнения.

3.Чтение слогов и слов. 4.Физкультминутка.

5.Работа в тетради.

6.Итог

12

Х

Познакомить со звуком и буквой   «Х». Упражнять в четком  произношении звука [X] изолированно, в слогах, словах, в определении [Х] и [Х`] звуков в слогах, словах, в придумывании слов на заданный звук. Упражнять в чтении слогов, слов. Развивать мышление и мелкую моторику.

1.Знакомство со звуком [X].

2.Звуковые упражнения

3.Чтение слогов, слов.

4. Физкультминутка.

5.Работа в тетради

6.Итог

13

Х

Закрепить звук и букву  «X». Упражнять в четком произношении звука [X] изолированно, в слогах, словах, в дифференциации твердых и мягких звуков [X], в чтении слогов и слов с этой буквой. Развивать мышление и мелкую моторику

1 .Закрепление звука [X].

2.3вуковые упражнения (назовите слоги из звуков, дифференциация [Х] и [Х']).

3.Чтение слогов и слов.

4.Физкультминутка.

5.Работа в тетради.

6.Итог

14

Р

Познакомить со звуком и буквой « Р». Упражнять в четком произношении звука [Р] изолированно, в слогах, словах. Упражнять в определении слов с этим звуком, в придумывании слов с этим звуком. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений, в делении слов на слоги. Упражнять в дифференциации мягких и твердых звуков [Р]. развивать мышление, мелкую моторику

1.Знакомство со звуком [Р].

2.Звуковые упражнения.

3.Знакомство с буквой  «Р» (художественное слово).

4.Физкультминутка.

5.Чтение слогов, слов, деление слов на слоги. Чтение предложений.

6.Пальчиковая гимнастика.

7.Работа в тетради.

8.Итог

15

Р

Закрепить звук и букву  «Р». Упражнять в четком произношении изолированно, в слогах. Упражнять в дифференциации мягких и твердых звуков [Р]. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений, в звуковом анализе слова «Роса». Развивать мышление, мелкую моторику.

1 .Изолированное произношение  звука [Р].

2.3вуковые упражнения.

3.Чтение слогов. Упражнение «Придумай слово на заданный слог».

4.Чтение слов.

5.Звуковой анализ слова «Роса».

7.Чтение предложений.

8.Пальчиковая гимнастика.

9.Работа в тетради (дифференциация мягких и твердых звуков).

10.   Итог

16

Ш

Познакомить со звуком и буквой « Ш». Упражнять в четком произношении звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах. Упражнять в определении слов с этим звуком, в чтении слогов и слов буквой Ш. Развивать мышление, мелкую моторику. Познакомить с правилами написания сочетания «ШИ»

1.Знакомство со звуком [Ш].

2.3вуковые упражнения.

3.Работа в тетради на определении слов со звуком [Ш].

4.Знакомство с буквой, используя художественное слово.

5.Физкультминутка.

б.Чтение слогов, слов с этой буквой.

7.Деление слов на слоги.

8.Чтение предложений.

9.Итог.

17

Ш

Закрепить звук и букву  «Ш». Упражнять в четком произношении звука [Ш] изолированно, в слогах, словах. Упражнять в определении слов с этим звуком, в чтении слогов и слов с этой буквой. Упражнять в звуковом анализе слово «шар». Развивать мышление, мелкую моторику. Упражнять в изменении слов  так, чтобы появились сочетания  звуков [ШИ]

1 .Закрепление звука.

2.Звуковые упражнения.

3.Звуковой анализ слова «шар».

4.Физкультминутка.

5.Чтение слогов, слов.

6.Работа в тетради .

7. «Назови  много(карандаши..)

8.Итог

18

Ы

Познакомить со звуком и буквой  «Ы». Упражнять в четком произношении звука Ы изолированно, в слогах, словах. Упражнять в определении слов на слоги, количества слов в предложении. Развивать мышление, мелкую моторику

1.Закрепление звука и буквы « Ш».

2.3накомство со звуком [Ы].

3.Звуковые упражнения.

4.Чтение слогов, слов, деление слов на слоги.

5.Чтение предложений, определение количества слов в предложениях.

6.Физкультминутка,

7.Работа в тетради

8.Итог.

19

Ы

Закрепить звук и букву  «Ы». Упражнять в четком произношении звука [Ы] изолированно, в слогах, словах, в определении звука [Ы] в словах, в образовании существительных множественного числа. Упражнять в делении слов на слоги, в чтении слогов, слов с буквой Ы. Развивать мышление, мелкую моторику

1.Закрепление звука.

2.Звуковые упражнения.

 3.«Отгадай загадку»

4.Чтение слогов и слов.  

5. Придумай слова со слогами  -ры-, -лы-, -мы-, -сы-.

 6.Изменение слов (стол - столы). 7.Физкультминутка.

8.Работа в тетради

9.Итог.

20

Л

Познакомить со звуком и буквой  «Л». Упражнять в четком произношении звука изолированно, в слогах, словах. Упражнять в дифференциации звуков [Л] и [Л']изолированно, в чтении слогов и слов с буквой  «Л». Упражнять  в определении позиции звука в словах. Развивать мышление, мелкую моторику

1.Закрепление [Ы].  Знакомство со звуком [Л].

2.Звуковые упражнения.

3.Знакомство с буквой (художественное слово).

4.Чтение слогов. Упражнение в словах

6. Физкультминутка.

7. « Определи позицию звука в словах».

8. Работа в тетради .

9. Итог

21

Л

Закрепить звук и букву  «Л». Упражнять в четком произношении звука изолированно, в слогах, словах. Упражнять в дифференциации [Л] и [Л'] в чтении слогов и слов с буквой  «Л».  Упражнять в чтении слогов, слов с буквой « Л», в определении позиции звука в словах. Развивать мышление, мелкую моторику

1.Закрепление [Л].   

2.Звуковые упражнения.

3. «Назови слово со звуком  [Л]в середине, начале, конце слова.

4.Чтение слогов. Упражнение в словах

6. Физкультминутка.

7. Чтение.

8. Работа в тетради.

9. Итог

22

Н

Познакомить со звуком и буквой « Н» . Упражнять в четком произношении звука изолированно, в слогах, словах. Упражнять в дифференциации [Н] и [Н'] в чтении слогов и слов с буквой Н. Упражнять , в определении позиции звука в словах. Развивать мышление, мелкую моторику .

1.Закрепление [Ы].  Знакомство со звуком [Н].

2.Звуковые упражнения.

3.Знакомство с буквой (художественное слово).

4.Чтение слогов. Упражнение в словах

6. Физкультминутка.

7. Чтение.

8. Работа в тетради.

9. Итог

23

Н

Закрепить звук и букву  «Н». Упражнять в четком произношении звука [Н] изолированно, с логах, словах. Упражнять в определении, придумывании слов со звуком [Н] в дифференциации [Н] и [Н`] в слогах, словах ,  в делении  слов нас слоги, в фонетическом разборе слов. Упражнять в чтении слогов, слов с буквой Н.  Развивать мышление, мелкую моторику

1.Закрепление [Ы].  Знакомство со звуком [Н].

2.Звуковые упражнения.

3.Закрепление буквы Н.

4.Чтение слогов, слов.

6. Физкультминутка.

7. Чтение.

8. Работа в тетради (Звуковой анализ слова «Ноша»)

9. Итог

24

К

 Познакомить со звуком  и буквой  «К». Упражнять в четком произношении звука [К] изолированно, с логах, словах. Упражнять в  определении,  придумывании слов со звуком [К] в дифференциации [К] и [К`] в слогах, словах , в делении слов нас слоги, в фонетическом разборе слов. Упражнять в чтении слогов, слов со звуком  [К].  Развивать мышление, мелкую моторику

1.Знакомство со звуком [К].

2.Звуковые упражнения.

3.Различение [К] и [К'].

4.Чтение слогов, слов, деление слов на слоги.

5.Фонетический разбор слов «Косы», «Сон».

6.Физкультминутка.

7.Чтение предложений.

8.Работа в тетради .

9.Итог

25

К

Закрепить звук и букву « К». Упражнять в четком произношении звука [К] изолированно, с логах, словах. Упражнять в определении,  придумывании слов со звуком [К] в дифференциации [К] и [К`] в слогах, словах, в делении слов нас слоги, в подборе рифмы . Упражнять в чтении слогов, слов со звуком  [К].  Развивать мышление, мелкую моторику

1.Закрепление звука [К].

2.Звуковые упражнения.

3.Различение [К] и [К'].

4.Чтение слогов, слов, деление слов на слоги.

5. «Подбери рифму»

6.Физкультминутка.

7.Чтение предложений.

8.Работа в тетради .

9.Итог

26

Т

Познакомить со звуком и буквой «T» изолированно, в слогах, словах. Закрепить звук и букву [К]. Упражнять в определении позиции звука в слогах, словах с буквой Т. Развивать мышление, мелкую моторику

1.Закрепление звука и буквы « К».

2.Знакомство с [Т].

3.Звуковые упражнения.

4.Определи позицию звука в словах  .

5.Определи [Т] и [Т] в слогах, словах.

6.Чтение слогов и слов.

7.Физкультминутка.

8.Работа в тетради .

9.Итог

27

Т- К

Закрепление « Т» и « К». Упражнять в четком произношении изолированно, в слогах, словах, в определении слов с заданным звуком. В дифференциации звуков [K`] и [К], [Т] и [Т`]. Упражнять в чтении. Развивать мышление, мелкую моторику

1.Закрепление звуков [К`] и [К], [Т] и [Т`].

2.Звуковые упражнения на определении звуков, на различение мягких и твердых звуков в слогах, словах.

3.Чтение.

4.Физкультминутка,

5.Работа в тетради.

6.Итог                      

28

З

Закрепить « Т», «К». Познакомить со звуком и буквой  «3». Упражнять в четком произношении звуков [3] и [З`]. В определении звука в слогах, словах, в делении слов на слоги. Упражнять в звуковом анализе слов. Упражнять в чтении. Развивать мышление, мелкую моторику

1.Знакомство со звуком [3]. Знакомство с буквой.

2.Звуковые упражнения.

3.Чтение слогов, упражнение «Назови слово с заданным слогом»

4.Упражнение «Прочти слово сначала, прочти слово с конца».

5.Звуковой анализ слова «Роза».

6.Физкультминутка.

7.Чтение.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Работа в тетради.

10.Итог

29

З

Закрепить звук и букву « З». Упражнять в четком произношении, в интонационном выделении звука в словах, в определение слов со звуком [З] и [З`]. Упражнять в чтении, в делении слов на слоги, в определении ударной гласной. Развивать мышление и мелкую моторику

1.Закрепление звука [З].

2. Звуковые упражнения. Упражнение «Звук заблудился».

3.Чтение слогов. Упр. «Слоговой аукцион»

4.Познакомить с понятием «ударение». Упр. «Какой звук сильнее звучит».                                          

5. Чтение.

6. Физкультминутка.

7.Работа в тетради.

8.Итог.

30

И

Закрепить звук и букву» 3». Познакомить со звуком и буквой И. Упражнять в четком произношении звука [И] изолированно, в слогах, словах, в интонационном выделении звука [И] в словах. Упражнять в определении слов со звуком [И], определение позиции звука в слове, в деление слов на слоги, определение ударной гласной. Упражнять в чтении

1.Закрепление звука [3]. Знакомство со звуком [И].

2. Звуковые упражнения.

3. Определение позиции звука в словах.

4. Чтение слогов, слов.

5. Деление слов на слоги.

6. Определение ударной гласной «Какой звук сильнее звучит».

7. Физкультминутка

8. Работа в тетради.

9.        Итог

31

И-Ы

Закрепить звуки и буквы « И» и «Ы». Упражнять в четком произношении изолированно, в слогах, в интонационном выделении в словах. Упражнять в определении звуков [И], [Ы] в словах, определение мягкости и твердости согласных звуков в сочетании с гласными [И], [Ы]. В делении слов на слоги. Упражнять в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1. Закрепление звуков [И], [Ы].

2. Звуковые упражнения.

3. Мягкие и твердые согласные перед [Ы], [И].

4. Чтение слогов и слов.

5. Деление слов на слоги, звуковой анализ слова.

6. Физкультминутка

7. Работа в тетради

8. Итог

32

П

Закрепить звуки и буквы « И», « Ы». Познакомить со звуком и буквой П. Упражнять в четком произношении изолированно, в слогах, словах, в интонационном выделении звук [П] в словах. Упражнять в определении звука [П] в словах, в дифференцировании [П] и [П`], в делении слов на слоги, в звуковом анализе слов, в чтении. Развивать мышление и мелкую моторику

1. Закрепление.

2. Знакомство со звуком [П]

3. Дифференциация [П] и [П`].

4. Звуковые упражнения.

5. Упр. «Скажи со слогом ПО- или ПУ-«

6. Физкультминутка

7. Знакомство с буквой.

8. Чтение.

9. Звуковой анализ  слова «Паук»

10. Работа в тетради.

11. Итог

33

П

Закрепление звука и буквы « П». Упражнять в определении [П] и [П`]. в словах, слогах. Развивать слуховое внимание. Упражнять в чтении, в составлении предложений с заданным  количеством слов.

1. Закрепление звука и буквы «П».

2. Звуковые упражнения.

3. Найди пару. Дифференциация [П] и [П`].

4. Упражнение «Найди одинаковые слоги».

5. Деление слов на слоги, звуковой анализ слова «Пух».

6. Физкультминутка.

7. Работа в тетради.

8. Итог

34

Й

Познакомить со звуком и буквой [Й]. Упражнять в четком произношении звука [Й] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука в словах, чтении. Развивать мышление и мелкую моторику.

1.Знакомство со звуком [Й].

2.Звуковые упражнения.

3.Определение позиции звука в словах.

4.Знакомство с буквой.

5.Чтение.

6.Физкультминутка.

7.Работа в тетради.

8.Итог.

35

И-Й

Закрепить звуки и буквы «И», « Й», учить видеть разницу в произношении этих звуков, определять слова с этими звуками. Упражнять в произношении этих звуков изолированно, в слогах, в интонационном произношении звуков [И] [Й]  в словах, в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1.Закрепление  «И», «Й», сравнение в произношении и написании.

2.Определение слова со звуком «И», «Й». 3.«Изменение слова» (мой носик — мои носики и т.д.)

4.Чтение.

5.Физкультминутка.

6. Работа в тетради.

7. Итог.

36

Г

Познакомить со звуком и буквой «Г». Упражнять в четком произношении звука [Г] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука в словах. Упражнять в дифференцировании [Г] и [Г'], в определении позиции звука. Упражнять в чтении слогов и слов. Развивать мышление и мелкую моторику.

1. Знакомство со звуком [Г].

2. Звуковые упражнения.

3.[Г] и [Г'] - «измени звук» (га-гя) и т.д.

4. Определи позицию звука

5. Знакомство с буквой, (худ. слово).

6.Чтение.  

7.Физкультминутка.

8. Упражнение «Буква потерялась»

9.  Работа в тетради.

10. Итог.

37

Г,К

Упражнять в четком произношении изолированно, в слогах, в интонационном выделении звуков в словах, в сравнении произношения, в определении слов с заданным звуком в дифференцировании [Г] и [К], [Г'] и [К'], определение позиции звуков, в делении слов на слоги, в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1.Закрепление [Г]  и [К].

2. Звуковые упражнения.

3. Д/у «Добавь слоги в конце слова, в начале слова -ка- или - та-, -ко- или -то-  

4.Чтение.

5.Физкультминутка.

6. Работа в тетради

7. Итог

38

В

Познакомить со звуком и буквой «В». Упражнять в   четком произношении звука [В] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука [В] в словах, в дифференцировании  [В] и [В'], в делении слов на слоги,  в определении ударной гласной. Упражнять в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1.Знакомство со звуком [В].

2.Звуковые упражнения.

3. Дифференцирование [В'].

4. Знакомство с буквой, (худ. слово).

5.Упражнение - «Добавь [В], слог [ВЫ] в начале в конце слова.» .

6.Чтение.

7. Физкультминутка.

8. Работа в тетради.
9. Итог.

39

В

Закрепить звук и  букву « В.» Упражнять в четком  произношении  звука [В] изолированно, в слогах, в  интонационном выделении в словах. Упражнять  в различии [В] и [В'], в  изменении слов, используя слоги. Упражнять в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1.Закрепление звука [В].

2. Звуковые упражнения.

3. Определи мягкий звук. «Придумай слова с твердым В».

4. Упражнение со слогами: «Добавь слоги -ва-, -вя- в начале слова, -вы- или -ви- -во- или -ве-.

5. Чтение.

6. Физкультминутка.

7. Работа в тетради.

8. Итог.

40

Д

Познакомить со звуком и буквой  «Д». Упражнять в четком произношении звука [Д] изолированно, в слогах, в интонационном выделении в словах. Упражнять в дифференцировании [Д] и [Д'], в придумывании слов на заданный слог, в определении пропущенного слога в словах, в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление.

1.Закрепление [В]. Знакомство «Д».

2. Звуковые упражнения.

3. Дифференцирование [Д] и [Д']

4. Знакомство с буквой, (худ. слово).

5. Упражнение «Придумай слова на заданный слог. Какой слог пропал»

6.Чтение.

7.Физкультминутка.

8.Работа в тетради.
9. Итог.

41

Д,Т

Закрепить звуки и буквы «Д» и «Т». Упражнять в четком произношении звука [Д] изолированно, в слогах, в интонационном выделении в словах. Упражнять в дифференцировании звуков [Д] и [Д'], [Т] и [Т']. Определить позицию в словах, в придумывании слов на заданный слог, в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление.

1.Закрепление звуков [Д], [T], сравнение в произношении.

2.Звуковые упражнения.

3.Определение  слова со звуком [Д] и [Д'], [Т] и [Т'].

4. Определи позицию звука в словах.

5. Упражнение «Замени [Д] на [Т].        

6. Физкультминутка.

7. Чтение.

8. Работа в тетради.
9. Итог.

42

Б

Познакомить со звуком и буквой «Б». Закрепить звук и букву « Д». Упражнять в четком произношении звука [Д] изолированно, в слогах, в интонационном произношении в словах. Упражнять в дифференцировании звуков [Б] и [Б'], в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление.

1.Закрепление [Д]. Знакомство со звуком [Б].

2.Звуковые упражнения.
3. Дифференцирование звуков [Б] и [Б'] в словах.

4. Знакомство с буквой, (худ. слово).

5.Упражнение «Превращение слов» (стол-столб, бусы-усы)

6. Чтение.

7. Физкультминутка.

8. Работа в тетради.
9. Итог.

43

Б,П

Закрепить звуки и буквы «Б» и «П». Упражнять в четком произношении звуков [Б] и [П]  изолированно, в слогах, в интонационном выделении [Б] и [П] в словах. Учить видеть различие в произношении. Упражнять в дифференцировании звуков [Б] и [Б'], [П] и [П`], в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление в упражнении «добавь слог».

1.Замени звуки [Б] на [П], [Б'] на [П`]

2.Упражнение «Добавь слог».

3. Чтение.

4. Физкультминутка.

5.Работа в тетради.

6. Итог.

44

Ж

Познакомить со звуком и буквой «Ж». Упражнять в четком произношении звука [Ж] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука в словах, в определении слов со звуком [Ж], его позиции в слове; в звуковом анализе слова «Жук». Упражнять в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1.Знакомство со звуком [Ж].

2.Звуковые упражнения.

3. Определить позицию звука [Ж] в словах.

4.Знакомство с буквой «Ж».

5. Чтение.

6. Звуковой анализ слова с «Жук».

7.Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

9. Итог.

45

Ж

Закрепить звук и букву «Ж». Упражнять в четком произношении звука [Ж] изолированно, в слогах, в интонационном выделении в словах, в чистоговорках. Упражнять в изменении слов так, чтобы появился звук [Ж] (добавляя суффиксы и окончания). Упражнять в чтении. Развивать мышление, творчество.

1.Закрепление звука [Ж].

2. Звуковые упражнения.

3. «Назови ласково (луг-лужок).

4. Скажи со словом (низкий -ниже).

5. Придумай слово с слогом.

6.Чтение.

7.Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

9. Итог

46

Е

Познакомить со звуком и буквой «Е», [ЙЭ] (Двойная после гласных звуков, в начале слова, после «ь» и «ъ» знаков).. Упражнять в четком произношении звука [ЙЭ] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука в словах, в определении позиции звука в словах. Упражнять в чтении. Развивать мышление, мелкую моторику.

1.Знакомство со звуком [ЙЭ].

2. Звуковые упражнения.

3. Определить позицию звука.
4. Назови имя мальчика (по первым звукам слов ель, груша, осел, рак)

5.Знакомство с буквой «Е».

6.Физкультминутка.

7.Чтение.

8.Работа в тетради.
9. Итог.

47

Е

Закрепить звук и букву «Е». Упражнять в четком произношении звука [ЙЭ] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука э словах. Упражнять в чтении слогов, слов, восклицательных и вопросительных предложений, в умении отвечать на вопросы полным предложением. Закрепить времена года. Развивать мышление, мелкую моторику.

1.Закрепление звука [ЙЭ].

2. Звуковые упражнения.

3.Чтение слогов, слов, восклицательных и вопросительных предложений, ответы на вопросы полным предложением.

4.Физкультминутка «Времена года».

5.Работа в тетради,

6.Итог.  

48

Ь

Познакомить с буквой «Ь». Упражнять в произношении мягких согласных в чтении слогов, слов с разделительным «Ь» знаком. Развивать мышление, мелкую моторику.

1.Знакомство с буквой «Ь».

2.Звуковые упражнения «Скажи мягко».

3.Чтение слогов, слов с разделительным «Ь».

4.Чтение предложений.

5.Физкультминутка.

6.Работа в тетради.

7.Итог.

49

Ь

Закрепить мягкий знак. Упражнять в произношении мягких согласных изолированно в слогах, словах, в произношении слогов и слов с разделительным Ь знаком. Упражнять в звуковом анализе слова «Ель». Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

1.Закрепление мягкого знака.

2.Звуковые упражнения: скажи мягко, определи мягкую согласную.

3.Чтение слогов, слов с разделительным «Ь».

4. «Отгадай загадку», звуковой анализ слова «ель»

5.Угадай слова с раздели-' тельным мягким знаком.

6.Физкультминутка.

7.Работа в тетради.

8.Итог.                

50

Я

Познакомить со звуком и буквой «Я», [ЙА]. (Двойная после гласных звуков, в начале слова, после «ь» и «ъ» знаков). Упражнять в четком произношении изолированно в слогах, в интонационном выделении звука в словах, в определении слов со звуком [ЙА], в делении слов на слоги, в выразительном чтении. Развивать мышление, мелкую моторику.

1.Знакомство со звуком [ЙА].

2. Звуковые упражнения.

3. Определить позицию звука.

4. Назови имя девочки по первым звукам.

5. Знакомство с буквой (худ. слово).

6.Чтение.

7.Деление слов на слоги.

8.Физкультминутка.
9.  Работа в тетради.

10. Итог.

51

Я

Закрепить звук и букву «Я». Упражнять в четком произношении изолированно, в слогах, словах, в звуковом анализе слова «Яша», в чтении слогов, слов, предложений. Развивать мышление, мелкую моторику.

1.Закрепление звука [ЙА]

2.Звуковые упражнения.

3.Звуковой анализ слова «Яша».

4.Чтение.

5.Физкультминутка.

6.Работа в тетради.

7.Итог.

52

Ю

Познакомить со звуком и буквой «Ю» [ЙУ]. (Двойная гласная после гласных звуков, в начале слова, после «ь» и «ъ» знаков). Упражнять в четком произношении изолированно в слогах, в интонационном выделении звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги, Развивать мышление, мелкую моторику.

1.Знакомство со звуком [ЙУ].

2.Звуковые упражнения.

3.Определить позицию звука.

4.Назови имя девочки по первым звукам.

5.Знакомство с буквой (худ. слово).

6.Чтение.

7.Деление слов на слоги.

8.Физкультминутка.
9.  Работа в тетради.

10. Итог.

53

Ю

Закрепить звук и букву «Ю». Упражнять в четком произношении звука [ЙУ] изолированно, в слогах, словах. Упражнять в грамматических упражнениях с изменением формы глагола, в добавлении звука [ЙУ] в начале слова. Развивать мышление, мелкую моторику. Упражнять в чтении.

1.Закрепление звука [ЙУ].

2.Звуковые упражнения.

3.Чтение слогов.

4.Скажи со звуком [ЙУ]

А) в начале слова (-ла-, -ра- и т.д.)

Б) в конце слова (играть, я играю и т.д.)

5.Чтение.

6. Физкультминутка.

7. Работа в тетради.

8. Итог.

54

Ё

Познакомить со звуком [Ё], [ЙО] (Двойная гласная после гласных звуков, в начале слова, после «ь» и «ъ» знаков). Упражнять в четком произношении изолированно в слогах, в словах, в определении в интонационном выделении звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать мышление, мелкую моторику.

1.Знакомство со  звуком  [Ё].

2.Звуковые упражнения.
3.Определение позиции звука в слове.

4.Знакомство с буквой.

5.Звуковой анализ слова «Ёлка».

6.Чтение.

7.Физкультминутка.

8.Работа в тетради.
10. Итог.

55

Ё

Закрепить звук [ЙО] и букву «Ё». Упражнять в четком произношении изолированно в слогах, в интонационном выделении звука в словах, в определении слов с этим звуком. Познакомить с понятием «ударение», сказать, что звук [ЙО] всегда ударный. Развивать мышление, мелкую моторику.

1.Закрепить звук [ЙО], букву «Ё».

2.Звуковые упражнения.

3.Чтение слов.  

4.Упражнение «Поставь ударение».

5.Упражнение «Угадай слово по начальным буквам строк».

6.Физкультминутка.

7.Работа в тетради.
8.Итог.

56

Ч

Познакомить со звуком и буквой [Ч]. Упражнять в четком произношении звука [Ч] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука в словах, в определении слов со звуком [Ч], его позиции в слове; в звуковом анализе слова «Ночь». Упражнять в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1.Знакомство со звуком [Ч].

2.Звуковые упражнения.

3. Определить позицию звука [Ч] в словах.

4.Знакомство с буквой [Ч].

5. Чтение.

6. Звуковой анализ слова  «Ночь».

7.Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

9. Итог.

57

Ч

Закрепить звук и букву «Ч». Упражнять в четком произношении звука [Ч] изолированно, в слогах, в интонационном выделении в словах, в  чистоговорках. Упражнять в изменении слов так, чтобы появился звук [Ч] (добавляя суффиксы и окончания). Упражнять в чтении. Развивать мышление, творчество.

1.Закрепление звука [Ч].

2. Звуковые упражнения.

3. «У кого кто?» (у зайца-зайчонок).

4. «Подбери пару»(чайник чистый).

5. Придумай слово с слогом.

6.Чтение.

7.Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

9. Итог

58

Э

Познакомить со звуком и буквой «Э». Упражнять в четком произношении звука [Э] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука в словах, в определении слов со звуком [Э], его позиции в слове; в звуковом анализе слова «Эхо». Упражнять в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1.Знакомство со звуком «Э».

2.Звуковые упражнения.

3. Определить позицию звука [Э] в словах.

4.Знакомство с буквой «Э».

5. Чтение.

6. Звуковой анализ слова с [Э].

7.Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

9. Итог.

59

Э

Закрепить звук и букву «Э». Упражнять в четком произношении звука [Э] изолированно, в слогах, в интонационном выделении в словах, в чистоговорках. Упражнять в определении слов в упражнении «Доскажи словечко». Упражнять в чтении. Развивать мышление, творчество.

1.Закрепление звука [Э].

2. Звуковые упражнения.

3. « Придумай слово со звуком [Э]  .

4. Придумай слово с слогом.

5.Упражнение «Доскажи словечко»

6.Чтение.

7.Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

9. Итог

60

Ц

Познакомить со звуком и буквой «Ц». Упражнять в четком произношении звука [Ц] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука в словах, в определении слов со звуком [Ц], его позиции в слове. Развивать мышление в головоломке «Найди птицу между строк». Упражнять в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1.Знакомство со звуком [Ц].

2.Звуковые упражнения.

3. Определить позицию звука [Ц] в словах.

4.Знакомство с буквой «Ц».

5. Чтение.

6. Упражнение «найди птицу между строк (цапля)».

7.Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

9. Итог.

61

Ц

Закрепить звук и букву» Ц». Упражнять в четком произношении звука [Ц] изолированно, слогах, словах. Упражнять в определении, придумывании слов со звуком [Ц] , в делении слов нас слоги. Развивать мышление в упражнении «Слово рассыпалось». Упражнять в чтении слогов, слов и скороговорок со звуком  [Ц].  Развивать  мелкую моторику

1.Закрепление звука [Ц].

2. Звуковые упражнения.

3.Упражнение «Слово рассыпалось(цветок).

4.Упражнение «Прочитай и расскажи (в цветнике цветут цветы) .

5.

6.Чтение.

7.Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

9. Итог

62

Ф

Познакомить со звуком и буквой «Ф». . Упражнять в четком произношении звука [Ф] изолированно, в слогах, в интонационном произношении в словах. Упражнять в дифференцировании звуков [Ф] и [Ф'], в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление.

1.Закрепление [Ц]. Знакомство со звуком [Ф].

2.Звуковые упражнения.
3. Дифференцирование звуков [Ф] и [Ф'] в словах.

4. Знакомство с буквой «Ф», (худ. слово).

5.Упражнение «Придумай слова с –фа-,с –фи- » (фартук ,филин)

6. Чтение.

7. Физкультминутка.

8. Работа в тетради.
9. Итог.

63

Ф

Закрепить звук и букву «Ф». Упражнять в четком произношении звука [Ф] изолированно, интонационно выделяя звук [Ф] в слогах, в словах. Упражнять в определении и придумывании слов со звуком [Ф], в чтении слогов и слов со звуком [Ф], в составлении предложений, в схематичном изображении предложений. Развивать мышление, мелкую моторику рук.

1.Закрепление [Ф].

2.Звуковые упражнения.
3. Дифференцирование звуков [Ф] и [Ф'] в словах.

4. Упражнение «Придумай предложение со словом «шофёр» и запиши его схематично».

5.Упражнение «Составьте новые слова из букв слова «Фабрика» (рак,фара,бирка)

6. Чтение.

7. Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

64

Щ

Познакомить со звуком и буквой «Щ». Упражнять в четком произношении звука [Щ] изолированно, в слогах, в интонационном выделении звука в словах, в определении слов со звуком [Щ], его позиции в слове; в звуковом анализе слова «Щука». Упражнять в чтении. Развивать мелкую моторику, мышление

1.Знакомство со звуком [Щ].

2.Звуковые упражнения.

3. Определить позицию звука [Щ] в словах.

4.Знакомство с буквой « Щ».

5. Чтение.

6. Звуковой анализ слова с «Щука».

7.Физкультминутка.

8. Работа в тетради.

9. Итог.

65

Щ

Закрепить звук и букву  «Щ». Упражнять в четком произношении звука [Щ] изолированно, интонационно выделяя звук [Щ] в слогах, в словах. Упражнять в определении и придумывании слов со звуком [Щ], в чтении слогов и слов со звуком [Щ], в делении слов на слоги, в схематичном изображении. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Познакомить правило «щипящие не пишутся с буквами Ы,Ю,Я».

1. Закрепить звук и букву  «Щ».

2. Звуковые упражнения.

3. Чтение слогов, слов, деление слов на слоги, схематическое изображение.

4. Упражнение « Закончи  фразу»

5. Заучивание чистоговорок: «ща-ща-ща- мы несли домой леща», «Ащ-ащ-ащ- мы наденем плащ».

6. Чтение сказки воспитателем  «Сказка про щипящие», «Запомни правило».

7. Физкультминутка.

8. Работа в тетради

66

Ъ

Познакомить с твердым знаком. Упражнять в произношении и определении слов с твердым знаком. Упражнять в чтении слогов, слов с «Ъ», в делении слов на слоги, в определении ударного звука. Развивать мышление, мелкую моторику.

1. Знакомство с «Ъ» знаком. Для чего нужен «Ъ», в словах? (твердость согласного звука, разделительный твердый знак)

2.Фонетическая зарядка: «Как слово «сел» превратить в слово «съел»?»

3.Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, съедобный, съесть и т.д.?

4.Чтение слогов, слов, деление на слоги.

5. Художественное слово о твердом знаке.

6. Определение ударного звука.

7. Физкультминутка.

8.Работа в тетради.

9. Итог.

67

Ъ

Закрепить чтение слогов и слов с «Ъ» и «Ь» знаками. Показать разницу и схожесть в произношении слов с этими буквами («ъ» и «ь»- оба разделительные, но «ъ»-твердый, «ь»-мягкий). Упражнять в чтении слогов, слов, предложений (повествовательных, вопросительных, восклицательных). Развивать мышление, мелкую моторику.

1.Закрепить чтение слогов и слов с «Ъ» и «Ь» знаками. Определить разницу и схожесть звучания слогов и слов с «Ъ» и «Ь» знаками.

2.Упражнение «лесенка»

-ъ--  съел

--ъ--  объел

---ъ--- подъезд

3. Определить слова с «Ъ» и «Ь» знаками в половице: «Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть» (выучить)

4. Чтение предложений (повествовательных, вопросительных, восклицательных).
Определение интонаций и знаков в конце каждого предложения.

5.Физкультминутка.

6. Работа в тетради.

7.Итог.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 1.Е.В. Колесникова « Я начинаю читать»

 2.Е.В. Колесникова «По дороге к Азбуке»

 3.О.С.Ушакова «Методика развития речи»

 4.Букварь И.С. Жукова «Наши прописи»

5.Р.Н. Бунеев «Развитие звукобуквенного  анализа  у дошкольников»

6.В..В..Волина «Праздник букваря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почему важно начинать подготовку к обучению грамоте и чтению в дошкольном возрасте».

При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукрвого анализ...

Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет «Говорим по-английски»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучания языкам уже в дошкольном возрасте...

Презентация на тему "Подготовка к обучению грамоте с ЛЕГО детей дошкольного возраста"

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредствам увлекательной созидательной игры....

Программа индивидуального обучения для родителей и детей дошкольного возраста "Азбука городских улиц для юного пешехода"

Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в настоящее время как никогда востребовано. Правила поведения на улице, дороге и меры безопасности непосредственным о...

Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4-6 лет"Говорим по-английски" 2019-2020

Данная программа предназначена для обучения детей 4-7 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного...

Авторская программа по подготовке к обучению грамоте Звуковички для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Авторская программа по подготовке к обучению грамоте Звуковички для детей дошкольного возраста (5-6 лет)...