Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школьной дезадаптации. На первом месте из них стоят нарушения чтения и письма. По самым общим подсчетам (Е.А.Соболева) [6,64] таких детей сегодня 25% от всех школьников. Зачастую неуспеваемость детей – логопатов связана не только с их соматической ослабленностью или сопутствующими основному диагнозу заболеваниями, но и с низким словарным запасом.
Развитие словарного запаса, включает в себя работу по формированию словообразовательных навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников
Трушникова А.Г.
учитель-логопед высшей категории
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
(К. Д. Ушинский)
Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школьной дезадаптации. На первом месте из них стоят нарушения чтения и письма. По самым общим подсчетам (Е.А.Соболева) [6,64] таких детей сегодня 25% от всех школьников. Зачастую неуспеваемость детей – логопатов связана не только с их соматической ослабленностью или сопутствующими основному диагнозу заболеваниями, но и с низким словарным запасом.
Развитие словарного запаса, включает в себя работу по формированию словообразовательных навыков, которая способствует [6,4]:
- первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова;
- способствует более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов;
- овладению навыком подбора однокоренных родственных слов;
- обогащению словарного запаса.
Большой словарный запас и правильное понимание смыслового значения слов помогает ребёнку быстро и безошибочно подбирать однокоренные и проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила, что в свою очередь способствует грамотности письменной речи [2].
Изучением и разработкой проблемы дифференциальной диагностики общего недоразвития речи, а также его коррекцией и устранением у детей занимались Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р. Е. Левина, ,Н.А. Никашина, А.В. Ястребова и др. Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи исследователи рекомендуют использовать в коррекционно-образовательном процессе упражнения по подбору родственных слов, по изменению грамматической формы, по обучению навыкам словообразования.
Поэтому, в связи с назревшей необходимостью и актуальностью проблемы коррекции и развития грамматического строя речи, я решила использовать в своей работе систему приёмов количественного и качественного обогащения словарного запаса за счёт обучения старших дошкольников с ОНР навыкам словообразования.
Идея заключалась в том, чтобы формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников путём использования в системе логопедических занятий приёмов словообразования для коррекции и предупреждения возникновения дисграфических ошибок и формирования компетентности в общении. Поэтому особую педагогическую значимость приобретает использование деятельностного подхода при выборе методов и приёмов обучения для старших дошкольников. На материале специально подобранного лексического материала, грамотно используемого в загадках, занимательных стихах, рифмованных текстах, игровых ситуациях, посредством которых дети в ненавязчивой форме учатся устанавливать родственные связи между однокоренными словами [4,4].
При логопедическом воздействии различают три формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая. Работу над родственными словами я провожу на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями в виде заданий в индивидуальных тетрадях.
Проведённый анализ содержания учебного материала позволяет структурировать его и выделить три основных этапа логопедической работы по использованию системы приёмов по формированию словообразовательных навыков [29-31]:
- в течение первого этапа дети наблюдают за языковыми явлениями и знакомятся с понятием «родственные слова», происходит группировка родственных слов и самостоятельный их подбор;
- на втором этапе коррекционная работа направлена на формирование у детей полноценных представлений синонимии русского языка, расширение запаса однокоренных слов, совершенствование навыка
определения родственных слов в тексте;
- основной задачей третьего этапа является развитие умений и совершенствование навыков использования родственных слов в собственной речи, развитие коммуникативных навыков.
Работа по формированию у детей понятия «родственные слова» может проводиться на различных этапах коррекционного занятия - это прежде всего зависит от целей занятия или конкретных задач каждого этапа.
- На этапе создания мотивационного поля (организационный момент), целью которого является создание ситуации детей на включение в речевую деятельность, могут быть включены игровые задания типа «4 лишний» на развитие слухового внимания, когда нужно определить слово, «не похожее» на другие
Например: Дом-дома-домино-домик;
Водитель, вода, водный, водичка;
Лес, лесник, лестница, лесная; и т.д.
- Второй этап занятия – актуализация знаний может начаться с загадки- отгадка которой приведёт детей к самостоятельной формулировке темы занятия и постановки проблемы:
Например: Дел у меня немало-
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…… ЗИМА [5, c. 3-463].
На доске появляется картинка «Зима». Проводится беседа по картинке,
детей просят с помощью наводящих вопросов придумать «слова – родственники» к слову «зима».
- назовите зиму ласково ? (зимушка)
- сапоги зимой, носят какие ?(зимние)
- как можно назвать день зимой? (зимний.)
- как называют птиц, которые на зиму не улетают в тёплые
края (зимующие)
- что остаются делать птицы (зимовать)
- как называют птицу (зимородок)
- как называют избушку охотника в лесу (зимовье)
Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие, зимовье, зимородок)
Задача данного этапа: формирование речевого умения, навыка, необходимого для «открытия» нового знания. Учитель-логопед в совместной деятельности постепенно, через систему вопросов подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия.
- На этапе открытия детьми нового знания, задачей которого является побуждение детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом допустимо задание по включению родственных слов в словосочетания и предложения. которое будет намного легче выполнить с опорой на наглядный материал.
Например: Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя»
(дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).
- Этап самостоятельного применения нового знания на практике.
Задача этапа: закрепление у детей речевых умения на уровне самостоятельного применения их в ситуации общения. Данный этап наиболее продолжительный по времени, так как дети учатся контролировать свои действия и действия сверстников в процессе речевого общения. Предшествующая работа позволяет перейти к упражнениям, направленным на использование родственных слов детьми в собственной речи. На данном этапе следует учить составлению рассказов и пересказывать тексты.
Например: Зима.
Наступила зима. Небо зимой затянуто тучами. Солнце прячется за облаками. Оно холодное и совсем не греет. С севера подул холодный зимний ветер. Дети одели тёплую зимнюю одежду, и вышли во двор. На ветках деревьев, засыпанных снегом, жались друг к другу зимующие птицы. В этом году среди синиц, воробьёв и снегирей был заметен зимородок. Дети вынесли кормушку и насыпали зёрен, чтобы птицам легче было зимовать.
Вот такая она зимушка-зима!
Подобные задания можно давать для выполнения дома с родителями. Родители вместе с ребёнком составляют мини-рассказ с заданными родственными словами, которое можно красочно оформить в виде книжки-малышки. Родственные слова по лексическим темам представлены Стендовой информации родительского уголка и меняется еженедельно. Чтобы процесс отработки родственных слов был непрерывным воспитателям логопедических групп, также предлагаются для выполнения различные игровые упражнения – это могут быть игры с мячом. «4 лишний», «Найди в стихотворении родственные слова», "Объяснялки" и т.п. Для закрепления родственных слов во второй половине дня подготовлены карточки с загадками, рассказами и специально подобранным картинным материалом.
Таким образом, в результате умелого использования строгой системы заданий и упражнений, сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения позволяет добиться необходимого эффекта при знакомстве детей с родственными словами, расширить пассивный и активный словарный запас за счёт развития практических навыков словообразования. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения и синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития[3,22].
Представленная методическая система имеет в образовательном процессе положительный эффект и применима как в дошкольных учреждениях, так и в школе.
Информационные ресурсы:
- Александрина И.Н., Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР. ж-л. Логопед №1 2008? 29-31
- Ипатьева И.В. Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами http://www.polyaush-komsml.edu.cap.ru/?t=eduid&eduid=5014
- Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.-СПб., 1999, 22
- Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2009, 4
- Новоторцева Н.В. Развитие речи. – Ярославль, 1995,3-463
- Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой: для учителей, логопедов, шк. психологов и родителей. -- М. : ТЦ Сфера: Секачев, 2007. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Креативные приемы развития грамматического строя речи дошкольников"
В данной консультации воспитатели познакомятся с инновационными методами развития грамматического строя речи дошкольников,которые могут быть использованы при организации занятий в ДОУ....
Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников
Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников...
Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи дошкольников
Грамматический строй – совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).Работа по формированию г...
консультация для педагогов «Использование дидактических игр и упражнений на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в коррекционной группе»
Рассматриваются дидактические игры и приемы направленные а развитие грамматического строя речи...
План самообразования на тему: «Изучение и использование игр на интерактивной доске по развитию грамматического строя речи дошкольников старшего возраста».
В материале раскрыта актуальность внедрения информационно - коммуникативных технологий для развития грамматического строя речи у детей старшего возраста, представлены задачи работы, ожидаемые результа...
Развитие грамматического строя речи дошкольников при обучении чтению с использованием игры: «СЛОГИ НА ДОРОГЕ»
Создание условий для формирования читательской компетентности дошкольников как условие развития функционально грамотной личности.Задачи: развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический ст...
Мастер - класс для родителей: Приёмы развития грамматического строя речи дошкольника.
Цель: Довести до сведенья родителей об особенностях грамматического строя детей с ОНР и привести примеры приёмов его развития....