Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школьной дезадаптации. На первом месте из них стоят нарушения чтения и письма. По самым общим подсчетам (Е.А.Соболева) [6,64] таких детей сегодня 25% от всех школьников. Зачастую  неуспеваемость детей – логопатов  связана  не только  с  их соматической  ослабленностью или сопутствующими  основному диагнозу заболеваниями, но и с низким словарным запасом.

         Развитие словарного запаса,  включает в себя работу по формированию словообразовательных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников

Трушникова А.Г.

учитель-логопед высшей категории

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»  

(К. Д. Ушинский)

Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школьной дезадаптации. На первом месте из них стоят нарушения чтения и письма. По самым общим подсчетам (Е.А.Соболева) [6,64] таких детей сегодня 25% от всех школьников. Зачастую  неуспеваемость детей – логопатов  связана  не только  с  их соматической  ослабленностью или сопутствующими  основному диагнозу заболеваниями, но и с низким словарным запасом.

         Развитие словарного запаса,  включает в себя работу по формированию словообразовательных навыков, которая  способствует [6,4]:

  • первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова;
  • способствует более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов;
  • овладению навыком подбора однокоренных родственных слов;
  • обогащению словарного запаса.

       Большой словарный запас и правильное понимание смыслового значения слов помогает ребёнку быстро и безошибочно подбирать однокоренные и проверочные слова и научиться применять  на практике грамматические правила, что в свою очередь способствует грамотности письменной речи [2].

        Изучением и разработкой проблемы дифференциальной диагностики общего недоразвития  речи, а также его коррекцией  и устранением у детей занимались Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р. Е. Левина, ,Н.А. Никашина, А.В. Ястребова и др. Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи исследователи рекомендуют использовать в коррекционно-образовательном процессе упражнения по подбору родственных слов, по изменению грамматической формы, по обучению навыкам словообразования.

        Поэтому, в связи с назревшей необходимостью и актуальностью  проблемы коррекции и развития  грамматического строя речи,  я решила использовать в своей работе систему приёмов количественного и качественного обогащения словарного запаса за счёт обучения старших дошкольников с ОНР навыкам словообразования.

       Идея заключалась в том, чтобы формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников путём использования в системе логопедических занятий приёмов словообразования для коррекции и предупреждения возникновения дисграфических ошибок и формирования компетентности в общении. Поэтому особую педагогическую значимость приобретает использование деятельностного подхода при выборе методов и приёмов обучения для  старших дошкольников. На материале специально подобранного лексического материала, грамотно используемого в загадках, занимательных стихах, рифмованных текстах, игровых ситуациях, посредством которых  дети в ненавязчивой форме учатся устанавливать родственные связи между однокоренными словами [4,4].

          При логопедическом воздействии различают три формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая. Работу над родственными  словами я провожу на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями в виде заданий в индивидуальных тетрадях.

        Проведённый анализ содержания учебного материала позволяет  структурировать его и выделить три основных этапа логопедической работы по использованию системы приёмов по формированию словообразовательных навыков [29-31]:

  1. в течение первого  этапа дети наблюдают за языковыми явлениями и знакомятся с понятием «родственные слова», происходит  группировка родственных слов и самостоятельный их подбор;

  1. на втором этапе коррекционная работа направлена на формирование у детей полноценных представлений синонимии русского языка, расширение запаса однокоренных слов, совершенствование навыка

определения родственных слов в тексте;

  1. основной задачей третьего этапа является развитие умений и совершенствование навыков использования родственных слов в собственной речи, развитие коммуникативных навыков.

Работа по формированию у детей понятия «родственные слова» может проводиться  на различных этапах коррекционного занятия - это прежде всего зависит от целей занятия или конкретных задач каждого этапа.

  1. На этапе создания мотивационного поля (организационный момент), целью которого является создание ситуации  детей на включение  в речевую деятельность, могут быть включены игровые задания типа «4 лишний» на развитие слухового внимания, когда нужно определить слово, «не похожее» на другие

         Например: Дом-дома-домино-домик;

                             Водитель, вода, водный, водичка;

                            Лес, лесник, лестница, лесная; и т.д.

  1. Второй этап занятия – актуализация знаний может начаться с загадки- отгадка которой приведёт детей к самостоятельной формулировке  темы занятия и постановки проблемы:

Например: Дел у меня немало-

                    Я белым покрывалом

                    Всю землю укрываю,

                    В лёд реки убираю,

                    Белю поля, дома,

                    Зовут меня……  ЗИМА [5, c. 3-463].

На доске появляется картинка «Зима». Проводится беседа по картинке,

детей просят с помощью наводящих вопросов придумать «слова – родственники» к слову «зима».

  • назовите зиму ласково ? (зимушка)
  • сапоги зимой, носят какие ?(зимние)
  • как можно назвать день зимой? (зимний.) 
  • как называют птиц, которые на зиму не улетают в тёплые

края (зимующие)

  • что остаются делать птицы (зимовать)
  • как называют птицу (зимородок)
  • как называют избушку охотника в лесу (зимовье)

Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие, зимовье, зимородок)

Задача данного этапа: формирование речевого умения, навыка, необходимого для «открытия» нового знания. Учитель-логопед в совместной деятельности постепенно, через систему  вопросов подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия.  

                 

  1. На этапе открытия детьми нового знания,  задачей которого является побуждение детей к открытию  нового знания в совместной деятельности с педагогом допустимо задание по включению родственных слов в словосочетания и предложения. которое будет намного легче выполнить с опорой на наглядный материал.

Например: Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день); «зимняя»  

         (дорога, погода, пора, стужа); «зимнее» (небо, солнце, утро).

  1. Этап самостоятельного применения нового знания на практике.

Задача  этапа: закрепление у детей речевых умения на уровне самостоятельного применения их в  ситуации общения. Данный этап наиболее продолжительный по времени, так как дети учатся контролировать свои действия и действия сверстников в процессе речевого общения. Предшествующая работа позволяет перейти к упражнениям, направленным на использование родственных слов детьми в собственной речи. На данном этапе следует учить  составлению рассказов и пересказывать тексты.

   Например:   Зима.

          Наступила  зима. Небо зимой затянуто тучами. Солнце прячется за облаками. Оно холодное и совсем не греет. С севера подул холодный зимний ветер. Дети одели тёплую зимнюю одежду,  и вышли во двор. На ветках деревьев,  засыпанных снегом, жались друг к другу зимующие птицы. В этом году среди синиц, воробьёв и снегирей был заметен зимородок. Дети вынесли кормушку и насыпали зёрен, чтобы птицам легче было зимовать.

Вот такая она зимушка-зима!

         Подобные задания можно давать для выполнения дома с родителями. Родители вместе с ребёнком составляют мини-рассказ с заданными родственными словами, которое можно красочно оформить в виде книжки-малышки. Родственные слова по лексическим темам представлены Стендовой информации родительского уголка и меняется еженедельно. Чтобы процесс отработки родственных слов был непрерывным воспитателям логопедических групп,  также предлагаются для выполнения различные игровые упражнения – это могут быть игры с мячом. «4 лишний», «Найди в стихотворении родственные слова», "Объяснялки" и т.п. Для закрепления родственных слов во второй половине дня  подготовлены карточки с загадками, рассказами и специально подобранным картинным материалом.              

       Таким образом, в результате умелого использования строгой системы заданий и упражнений, сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения позволяет добиться необходимого эффекта при знакомстве детей с родственными словами, расширить пассивный и активный словарный запас за счёт развития практических навыков словообразования. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения и синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития[3,22].

       Представленная методическая система имеет в образовательном процессе положительный эффект и применима как в дошкольных учреждениях, так и в школе.

Информационные ресурсы:

  1. Александрина И.Н., Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР. ж-л. Логопед №1 2008? 29-31
  2. Ипатьева И.В. Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами http://www.polyaush-komsml.edu.cap.ru/?t=eduid&eduid=5014
  3. Лалаева  Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.-СПб., 1999, 22
  4. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. Игры и упражнения с                родственными словами. Учебно-методическое пособие.- М, Центр  педагогического образования, 2009, 4
  5. Новоторцева Н.В. Развитие речи. – Ярославль, 1995,3-463
  6. Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой: для учителей, логопедов, шк. психологов и родителей. -- М. : ТЦ Сфера: Секачев, 2007. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Креативные приемы развития грамматического строя речи дошкольников"

В данной консультации воспитатели познакомятся с инновационными методами развития грамматического строя речи дошкольников,которые могут быть использованы при организации занятий в ДОУ....

Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников...

Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи дошкольников

Грамматический строй – совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).Работа по формированию  г...

План самообразования на тему: «Изучение и использование игр на интерактивной доске по развитию грамматического строя речи дошкольников старшего возраста».

В материале раскрыта актуальность внедрения информационно - коммуникативных технологий для развития грамматического строя речи у детей старшего возраста, представлены задачи работы, ожидаемые результа...

Развитие грамматического строя речи дошкольников при обучении чтению с использованием игры: «СЛОГИ НА ДОРОГЕ»

Создание условий для формирования читательской компетентности дошкольников как условие развития функционально грамотной личности.Задачи: развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический ст...

Мастер - класс для родителей: Приёмы развития грамматического строя речи дошкольника.

Цель: Довести до сведенья родителей об особенностях грамматического строя детей с ОНР и привести примеры приёмов его развития....