«Слова, называющие предметы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»
Утверждаю: заведующий МБДОУ
детского сада № 8 «Зоряночка»
С.Ю. Месикова
« » 20 г.
Конспект НОД
На тему:
«Слова, называющие предметы»
Старшая группа
Воспитатель: Бугун Ульяна Сергеевна
Категория: соответствие занимаемой должности
г. Ессентуки
2017 г.
Цель: дать понятие о словах, называющих предметы;
Задачи:
- уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах;
- учить ставить к словам вопросы кто?, что?;
- упражнять в передаче вопросительной интонации;
- развивать логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: контурные картинки, предметные картинки, цепочка, мяч, альбом 1.
Ход НОД
Организационный момент. Задание: «Слово или предложение? »
Воспитатель произносит слово или предложение. Детям предлагается определить, что произнес воспитатель. Например: Сильный. Дует сильный ветер.
Знакомство с темой занятия.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов окружает нас. И каждый из них называется словом: стол, окно... Назовите словами предметы, которые нас окружают. (ответы детей)
Воспитатель: Вы говорили слова, называющие предметы. У каждого ребенка на столе контурная предметная картинка с изображением одушевленного или неодушевленного предмета.
Неживые предметы: стол, шторы, аквариум, а живые: рыбы, люди. Все живое питается, движется, растет — это люди и животные. А неживое этого не делает. Юпик увидел на Земле много незнакомых ему предметов. Зарисовал их. Некоторые рисунки находятся в нашей группе. Пройдемте по ней, найдем рисунки Юпика, узнаем нарисованные предметы и назовем их.
Картинки по количеству детей разложены в разных уголках групповой комнаты.
Воспитатель: Поднимите рисунки, изображающие живые предметы. Поднимите рисунки, изображающие неживые предметы.
Воспитатель: Послушайте, как я спрошу про ваш предмет.
Воспитатель задает вопрос к каждой картинке с одушевленным предметом: «Кто это?»
Воспитатель: Какой вопрос я задавала? Понаблюдайте, как я повышаю голос в конце вопроса.
Воспитатель: Про людей и животных (про живые предметы) спрашивают: «Кто это?»
Такая же работа проводится по картинкам с неодушевленными предметами.
Воспитатель: Про неживые предметы спрашивают: «Что это?»
Воспитатель: Послушайте, как Юпик спрашивал о предметах, изображенных на картинках. Юпик допускает ошибки, дети его исправляют.
Физминутка «Спроси правильно».
Воспитатель бросает мяч и произносит слово. Дети ловят мяч, ставят вопрос «Кто это?» или «Что это?» и возвращают мяч воспитателю.
Закрепление по пособию темы занятия (с. 8).
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку в левом верхнем углу страницы 8 и назвать предметы, стоящие на полке (игрушки: мяч, пирамидка, кубики, машинка).
Воспитатель: Это живые предметы? (ответы детей)
Воспитатель: Как о них спрашивают? (ответы детей)
Воспитатель: Что еще можно поставить на эту полку? (ответы детей)
Такое же задание дается по картинке справа «В зоопарке» (в клетках сидят звери: волк, медведь, лиса, заяц).
Дети рассматривают картинку «В живом уголке».
Воспитатель: Куда пришли воспитатель и дети? (ответы детей)
Воспитатель: Какие предметы окружают детей? (ответы детей)
Воспитатель: Про какие предметы на картинке вы спросите: «Кто это?»; «Что это?» (ответы детей)
Воспитатель: Юпик получил задание помочь Ивану провести границу между царствами живых и неживых предметов. Покажите, как он ее проведет.
Задание выполняется карандашом, шнурком или цепочкой, начиная с пунктирной линии.
Логическое упражнение «Четвертый лишний».
Воспитатель ставит четыре картинки: три с изображением живых предметов и одну — неживого предмета, и наоборот. Дети выделяют лишний предмет и объясняют свой выбор.
Итог занятия.
Воспитатель: Сегодня мы познакомились со словами, называющими предметы. (ответы детей)
Воспитатель: О каких предметах спрашивают: «Кто это?» (ответы детей)
Воспитатель: О каких предметах спрашивают: «Что это?» (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Слова, обозначающие предметы"
Занятие составлено для подготовительной логогруппы в рамках программы по коррекции ОНР....
«Слова, называющие действия»
laquo;Слова, называющие действия»...
«Слова, называющие признаки предмета»
Цель: дать понятие о словах, называющих признаки предмета;Задачи:· расширить и уточнить словарь признаков предмета;·...
Слово одно - предметы разные. Домино. Автоматизация звука [л].
Данная игра-домино разработана для автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях, расширения словаря, закрепления понятия многозначности слов родного языка. Может быть использована учителям...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей среднего возраста тема: «Слова, называющие действия»
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей среднего возраста тема: «Слова, называющие действия» (интеграция образовательных областей «Речевое развитие», ...
Конспект занятий по развитию речи в 1 младшей группе ________________________________________ «В гости к Зайке» Задачи: 1. Расширять знания об окружающем мире. 2. Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назнач
Конспект занятий по развитию речи в 1 младшей группе «В гости к Зайке»Задачи:Расширять знания об окружающем мире.Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающ...
Авторские стишки - рифмовки для закрепления с дошкольниками правильной грамматической формы единственного числа и при склонении некоторых слов, обозначающих предметы обуви.
Широко известно, что использование стишков - рифмовок помогает сделать развивающее общение с детьми радостным и интересным., помогает привлечь внимание, способствует быстрому и глубокому запом...